Тимур, вот что характерно, есть воля государства — говорят «государство зажимает бизнес, уж бизнес-то бы раскачал экономику...». Нет воли го...
Слава Платиновый,
— В каких отраслях промышленности сейчас востребованы редкоземельные элементы?
— На первом месте сейчас зеленая энергетика, электроника, электрокары, самокаты, квадрокоптеры и так далее. Эти металлы есть в люминофорах экранов мобильных телефонов, наушниках, магнитах динамиков. Их немного, но когда выпускают десятки миллионов таких товаров, то спрос растет.
Второй по значимости потребитель — оборонная и космическая промышленность.
В России на третьем месте — нефтяная промышленность. Это катализаторы для переработки нефти. Металлурги используют эти элементы для легирования стали и получения спецсталей. В оптике — для полировки стекол. Очень важное применение в качестве катализаторов в автомобильной промышленности для производства машин, отвечающих стандартам Евро-6 и Евро-5, которые касаются выбросов выхлопных газов.
Китай добывает около 70% редкоземельных элементов. Но США за последние буквально пару-тройку лет вышли на второе место. То есть если Китай поставляет примерно 210 тыс. т, то у Америки около 40 тыс. т. На третьем месте Австралия, затем Вьетнам и Мьянма.
Таким образом у России сейчас нет перспектив для использования РЗМ в больших объемах. Нет заказчиков.
и нет такого сбыта как у Китая и США.
Только США в перспективе сможет стать нашим заказчиком на РЗМ. Китаю наши РЗМ не интересны. А внутрений спрос на РЗМ ограничен только в области обороных предприятий и нефтегазового сектора.
Я думаю, что сделка по Украине заключалась в вопросах поставки РЗМ со стороны России. Но эта сделка может и навредить России, так как это прямая угроза нашему обороному комплексу.
Кроме того, проблема бизнеса редкоземельных элементов в том, что он очень волатильный. Это не нефть и не платина. Китай как монополист в одночасье может опустить цену в десятки раз, и тогда все бизнесы, которые ориентировались на экологию и использовали какие-то более дорогие способы добычи, сразу же пролетают в трубу. Поэтому добыча в Европе вообще не развивается, потому что там очень сильное экологическое лобби и все понимают, что бизнес там может оказаться невыгодным.