Председатель совета директоров и
совладелец аэропорта Шереметьево рассказал Рейтер о прогнозах
восстановления пассажиропотока, финансовых показателей и о
перспективах выкупа госпакета.
Ниже следуют полные цитаты Александра Пономаренко в интервью
Рейтер.
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПАССАЖИРОПОТОКА
Фактически по итогам первого квартала 2020 года
пассажиропоток аэропорта Шереметьево сократился на 18% к
аналогичному периоду прошлого года. В апреле снижение составило
96%, в том числе по международным направлениям — 99%, по
внутренним – 92%. Среднее количество рейсов снизилось на 90
процентов — самолеты летают полупустые.
Сегодня у нас летают только внутренние линии и для их
обслуживания открыт терминал B, а терминал F обслуживает только
вывозные рейсы. При этом все остальные терминалы находятся в
полной готовности и, как только будут сняты ограничения, по мере
восстановления пассажиропотока мы будем их запускать.
Мы были вынуждены временно приостановить работу ВВП-3, но
при необходимости сможем запустить ее в работу в течение одного
часа.
О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПАССАЖИРОПОТОКА
В настоящее время Россия, как и многие другие страны,
осторожно встает на путь снятия ограничений, введенных из-за
распространения короновируса. Постепенно страна будет
возвращаться к нормальной жизни, и люди снова смогут
использовать воздушный транспорт. Впереди летний сезон, и мы
надеемся, что снятие ограничений на юге России и возобновление
работы отелей и санаториев положит начало восстановлению
пассажирских перевозок воздушным транспортом внутри России.
На июнь авиакомпании уже заявили больше рейсов, чем было по
факту в апреле или мае. Так, среднесуточный объем рейсов в
апреле-мае был порядка 160-170 рейсов, а на июнь мы
запланировали в среднем около 300-350 рейсов в сутки, то есть
рост почти в два раза. Для сравнения — в июне прошлого года было
около 1.000 рейсов в день, таким образом, сейчас будет 30% от
обычной загрузки.
Мы надеемся, что в июле начнется возобновление
международного пассажиропотока, и какие-то направления
откроются. Может быть, это будут южные направления — Испания,
Греция, Турция, Египет или Италия. Я не готов сказать, будет это
с 1 июля или нет, но мы рассчитываем на июль.
При этом мы ожидаем, что восстановление пассажиропотока до
уровня 2019 года будет постепенно происходить в течение года. Но
хочется верить, что это произойдет быстрее.
Исходя из осторожного прогноза восстановления воздушных
перевозок и возобновления международных рейсов с июля, в 2020
году мы ожидаем пассажиропоток около 17 миллионов человек. Для
сравнения – в прошлом году пассажиропоток составил чуть меньше
50 миллионов пассажиров.
О ГОСПОДДЕРЖКЕ
Мы рады, потому что помощь в текущих условиях для нас очень
важна. Размер господдержки каждого аэропорта будет зависеть от
потерянного пассажиропотока в сравнении с 2019 годом.
Об АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРАХ
Мы планируем, что численность сотрудников по итогам года в
наших компаниях сократится в пределах 10%. Сюда попадают, в том
числе, люди, которые сами за этот период уволились. Массовых
сокращений у нас нет. Около 10.000 человек из 19.000 в настоящее
время мы вынужденно перевели в режим простоя. В период простоя
работнику выплачивается две трети оклада.
Отдельно хочу отметить лояльность топ-менеджеров компании –
они консолидированно приняли добровольное решение о снижении
собственного вознаграждения более чем на 60 процентов в
сравнении с прошлым годом.
В марте мы утвердили комплексные меры поддержки для
арендаторов, включая переход на концессию – мы временно убрали
фиксированную арендную ставку и перевели арендаторов на арендные
платежи в зависимости от пассажиропотока. Мы также предусмотрели
возможность приостановки деятельности арендаторов при отсутствии
пассажиропотока без расторжения договора. Это позволило нам
сохранить действующих арендаторов, а также избежать роста
просроченной дебиторской задолженности.
Несмотря на то, что согласно отчетности по итогам 2019 года
группа Шереметьево имела низкий для инфраструктурной компании
показатель отношения чистого долга к EBITDA на уровне 0,9, в
условиях падения пассажиропотока мы были вынуждены обратиться к
нашему основному кредитору Сбербанку для переноса платежей по
основному долгу с 2020 года на более поздний период. В этой
ситуации Сбербанк пошел нам навстречу, и мы подписали
соглашение, в соответствии с которым погашение основного долга в
размере $58 миллионов было перенесено с 2020 года и равномерно
распределено на весь оставшийся срок кредита. Общий долг группы
Шереметьево – около $880 миллионов.
ОБ ИНВЕСТПРОЕКТАХ
Несмотря на корректировку инвестиционной программы, мы не
остановили работы по двум важнейшим для аэропорта инвестиционным
проектам — это реконструкция ВВП-1 и модернизация системы
обработки багажа.
В рамках проекта реконструкции ВВП-1 по факту строится новая
полоса. Мы завершим строительство, как изначально планировали,
за 11 месяцев, то есть должны будем закончить ориентировочно 15
ноября.
Также мы не исключили из инвестиционной программы проект
модернизации системы обработки багажа в терминалах D, B и C. Мы
увеличиваем пропускную способность багажных систем, поскольку у
Аэрофлота вырос процент трансферных пассажиров с 32% до 50%.
После модернизации багажная система обеспечит возможность
обслуживания 80 миллионов пассажиров в год в существующих
терминалах. В случае строительства терминала С2 мы сможем выйти
на пропускную способность терминального комплекса в 100
миллионов пассажиров. После ввода ВВП-1 пропускная способность
аэродрома также достигнет 100 миллионов пассажиров в год.
Кризис на год задержит рост пассажиропотока.
Инфраструктурные проекты рассчитываются на значительно более
долгий период, поэтому в этом случае год ничего не значит. На
сегодняшний день, безусловно, часть инвестиционной программы мы
сократили, но при восстановлении пассажиропотока мы ее сможем
быстро возобновить.
Строительство терминала С2 мы ранее перенесли на 2024 год,
но сроки реализации проекта будут зависеть от того, какой будет
пассажиропоток в 2021-2022 годах.
О ГОСПАКЕТЕ
В соответствии с условиями акционерного соглашения мы подали
заявку на выкуп госпакета, и сейчас государство проводит оценку
его рыночной стоимости. Сегодня ситуация в отрасли объективно
изменилась – пассажиропоток аэропорта резко упал и сроки его
восстановления не известны, впервые с 2015 года мы ожидаем
убыток в размере 14-16 миллиардов рублей. Все это оказало
существенное влияние на стоимость актива, что нельзя не
учитывать в оценке. Если оценка будет выше наших ожиданий с
учетом текущей ситуации, то мы сможем отказаться от сделки. Если
цена устроит, то для выкупа госпакета мы будем привлекать
партнеров. У нас есть и российские, и иностранные потенциальные
инвесторы, заинтересованные в сделке.