Что я думаю об эмитенте Монополия, анализ 1 полугодия 2025.
Мне кажется только ленивый проходил мимо данного эмитента с его привлекательными по доходности бумагами. Но не все золото – что блестит. Давайте разбираться – «золотые» ли бумаги эмитента :
1) Деятельность компании исторически занимали грузоперевозки в классическом их понимании – перевозка грузов, тракинг. Сейчас бизнес переориентирован на онлайн платформу, где компания выступает агрегатором между лицом заказавшим услугу перевозки и лицами – ее оказывающими и все через собственное мобильное приложение. Тут вам и разместить и принять заказ можно, и заправиться топливом через АЗС партнеров. И все за символическую плату для доступа на платформу. Главная фишка – предоставление возможности обычному Петровичу водителю стать предпринимателем, заниматься всем процессом самостоятельно, а также предоставить через $RU000A106T85 в лизинг транспортное средство и принимать заказы на перевозку. Красивый уход от издержек в процессе перевозки. Да и с грузом если что случится при перевозке – платформа не причем, это все Петрович предприниматель.
2) В структуре бизнеса упор делается в пользу более эффективного и рентабельного направления – онлайн перевозок, а также предоставления сервисных услуг по заправке топливом – за год доля выручки данного сегмента увеличилась с 50% до 65%. Тракинг и классические перевозка наоборот сократились на 15℅. Трансформация бизнеса идет полным ходом.
3) Около 13% бизнеса (тракинг) являются якорем и тянут бизнес на дно. Рентабельность продаж по направлению = -41%, что на 5,3% снижает общую прибыль компании. Тем не менее стоит отметить что флагманские структуры также не отличаются высокой рентабельностью – сервис по продажам топлива (монополия-мультисервис) приносит всего 2%, а сервис «Петрович-самсебепредприниматель» (монополия-бизнес) – около 7%. Учитывая среднюю стоимость заемного капитала (около 25%), делаем вывод, что бизнес в целом убыточный. Хорошую рентабельность показывает только система смарт-логистики «Умная логистика» (65%), но ее доля в выручке слишком мала (1,5%)
4) Операционные результаты за 1 пг 2025 практически не улучшились пг/пг, количество активных клиентов сервиса увеличилось, однако выручка пг/пг снизилась на 18-21 % — к полугодиям 2024, из-за снижения тарифов на перевозки, При этом себестоимость по тракингу уменьшить на том же уровне не удалось, учитывая инертность и капиталоемкость направления. В целом идея сократить собственный парк путем продажи лизинговым компаниям, с последующей передачей т/с водителям-бизнесменам — выглядит выходом избавиться от якоря, что позволит как сократить часть себестоимости убыточных направлений и так и улучшить ликвидность. Но пока наблюдаем, что темп роста продаж ОС ниже чем сокращается данный сегмент. Поэтому компания несёт дополнительные расходы на обслуживание не загруженной/простаивающей техники.
5) Админ. расходы остались на том же уровне, что увеличило убыток от продаж на 53% пг/пг, Основная часть – ФОТ и услуги управляющей компании. Как видим, штат офиса не сокращается, несмотря на переход на нетрудоемкие направления, но какова цель – не ясно.
6) FCF компании – отрицательный последние 2 года. Но если ранее это можно было списать на огромный САРЕХ в части приобретения долей бизнеса и вклад в нематериальные активы – ПАО ГТМ и ООО Умная Логистика, то сейчас это напрямую «заслуга» неэффективности бизнеса в виде непрекращающихся убытков от продаж и огромных процентов по обслуживанию долга. Текущая деятельность не дает прибыль, оборачиваемость ДЗ – медленная, что приведет рано или поздно к серьезному кассовому разрыву и необходимости занимать еще. Но как известно, займы для погашения других займов – дороже, тк необходимо быстро собрать деньги, и это в конечном итоге приводит к дефолту.
7) ROE значительно хуже ROA, D/E — отрицательный. Это говорит о том что маржинальность бизнеса сильно ниже процентных платежей, что тащит компанию на дно. Объявленная продажа доли бизнеса через размещение акций на сумму 6 297 522 тыс руб. не сильно улучшит ситуацию. Величина фин. рычага останется экстремально высокой, чистый долг/EBITDA = 64 (!)при максимально допустимых по отрасли =4. То есть с текущей эффективностью конторе придется 64 года отдавать долги. Сами понимаете чем пахнет.
8) Ликвидность и фин. устойчивость – на самом дне. Коэф-т абсолютной и срочной ликвидности в 2025 году= 0,02 и 0,49 при допустимых 0,2 и 1 соответственно. КФУ= 0,36 при нормальных 0,8-0,9. С учетом объявленной допки и увеличения добавочного капитала, показатели чуть улучшатся, но останутся за допустимыми границами. Обычно с такими показателями компании уже находятся в предбанкротном состоянии.В данной ситуации спасет только диверсификация выручки в пользу рентабельных видов бизнеса + активные распродажи техники, задействованной на убыточных направлениях + сокращение издержек. Но сиюминутно это не произойдет, а проблемы с ликвидностью нужно решать сейчас и вкладывать деньги.
9) ДЗ несмотря на общее снижение г/г остается частично неликвидной, из 7,2 млрд – на 0,53 млрд просрочка платежа свыше 3 месяцев. При этом отмечу тенденцию к увеличению сомнительной дз с каждый годом. Объяснение простое – схема с работой через неопытных предпринимателей – конечно интересная, но учитывая частоту их банкротств и неплатежеспособности, этот путь очень рискованный с учётом текущей конъюнктуры в РФ. Есть вероятность что увеличение НДС до 22℅, а также круга тех, кто его платит – может окончательно добить мсп и ситуация с оборачиваемостью дз и ликвидностью только ухудшится.
10) В ближайшие месяцы (до марта) конторе необходимо погасить около 6,2 млрд кредитов и займов (с учетом процентов) и 4,3 млрд по облигациям (погашения и купоны). Это без учета лизинговых платежей и процентов по долгосрочным обязательствам. Реальный денежный поток (без учета всех переоценок) отрицательный, кассу конторе рвет уже сейчас и пока не видна динамика сокращения дз и продаж автопарка. Также отмечу рост КЗ по налогам – примерно 1 млрд необходимо погасить в ближайшие полгода, иначе последуют блокировки и т д
Вердикт по бумагам – крайне негативный. Несмотря на то, что трансформированная модель бизнеса мне очень импонирует и имеет высокий потенциал, место и время ее реализации подобрано не удачное. TMS рынок успешно развивается в Китае и других развитых странах, но у них нет таких экономических кризисов+санкций как у нас, поэтому попытка Монополии монополизировать эту нишу – кажется провальной. Бизнес не может выйти на рельсы эффективности и продолжает утопать в долгах.
Все теперь зависит от того, сколько осталось в «кубышке» денег у хозяев и готовы ли они их вкладывать. Учитывая, что покупка холдинга ГТМ/др юр лиц была совершена частично на заемные дс, полагаю, что денег не много. Тем более обращаю внимание что у аффилированных лиц и структур в последние год-полтора открылось много полупустых ООО, не связанных напрямую с АО Монополия. Их деятельность – сделки с движимым и недвижимым имуществом, а также управление холдингом. Все пока выглядит так, что ключевые активы в нужный момент могут раствориться в них и перейти в новое заранее подготовленное юр лицо, а АО Монополия + парочка убыточных дочек – пойдут на покой. Остальных реорганизуют. Главный актив — мультиплатформа — продолжит работать онлайн.
Вероятно, эмитент попытается частично рефинансировать облигации через новые выпуски. Без серьезных вложений владельцев в ближайшие пару месяцев — это выглядит выстрелом в воздух перед выстрелом в висок.
Мое мнение, что золотом здесь пока не пахнет, а только рандолью.
Прогноз — тех. дефолт в ближайшие месяцы очень вероятен, если не найдут денег к нг на погашение — то полноценный дефолт.