На эту книгу я наткнулся случайно, смотря выпуск №27 видеоблога Евгения Черняка «Big Money» на ютубе.
Меня всегда привлекала тема становления капитализма в России и я надеялся в книге услышать инсайды из первых уст — какого это было стать исключением из правил и построить свою империю в самом начале капитализма. Книга написана в форме интервью о дружбе и соперничестве с Березовским, о том, каким он был в построении карьеры и личной жизни, от его близких и не очень друзей и коллег:
Фридман, Авен, Чубайс, Волошин, Доренко, Дубов и др.
Конечно перед прослушиванием этой истории я знал, что автор не будет перегибать палку и раскрывать всю целостную картину истины той эпохи.
Петр Авен осторожно раскрыл только некоторые моменты, но и это было интересно.
Что раскрыла книга на мой взгляд?
Во-первых, то, что в основе всех начинаний был приоритет наращивания связей и ломание всех стереотипов и идеалов той эпохи, а также отказ от моральных принципов. «Нет ничего невозможного!» — вот главный девиз Бориса Абрамовича Березовского.
(Зачем мне покупать завод, если я могу купить директора завода и влиять на его решения и причем гораздо дешевле? — примерно так думал и делал Березовский).
Во-вторых, понравился тот факт, что в книге показано то, что талант уметь договариваться и обрастать связями у Березовского не появился на пустом месте просто так. Начало развитию этого таланта он проявил еще в далекие студенческие годы, когда мечтал о Нобелевской премии по экономике. Что интересно, в основе самого этого таланта была безусловная любовь к людям и местами даже наивная вера в них.
В-третьих, противоречивость и гибкость у «новых русских» развились до такой степени, что уже нельзя было наверняка знать, кому можно верить, а кому нет. Это и погубило карьеру главному символу той эпохи Борису Абрамовичу Березовскому.
И в-четвертых, в книге показаны некоторые инструменты, с помощью которых и наращивались капиталы — это создание из производственных предприятий акционерных обществ, выпуск акций этих предприятий и перенаправление приоритета с производства на делание денег из воздуха, залоговые аукционы, откаты, приватизация и т.д. Вот так наращивание связей и бизнес, основанный на вседозволенности и жажды власти, проник в политику.
Но конечно в книге этого не написано, это можно прочесть только между строк.
Что важно отметить для меня, что еще в самом начале всей этой истории, никто даже и не догадывался к чему это всё приведет. Людям исключениям нужно было просто действовать и они действовали… конечно же с верой в себя. Без неё никак.
Ко всему прочему я считаю, что автор как бы пытается ответить на очень хороший вопрос — Березовский был порождением той эпохи, или исторические события сложились так, как нам известно теперь уже из истории, благодаря Березовскому?
Цитаты из книги:
— Деньги были, деньги будут. Сейчас денег нет.
— Единственный источник информации о тебе — это ты сам. Б.А.Б.
— «Испивши крови, падали не хочется»
— Очень русский феномен 90-х годов: вы вместе ужинаете, потом один другому угрожает, потом вы вместе снова ужинаете.
— Постепенно я понял, что “другие миры” как цельные конструкции не существуют. Можно смотреть кино, читать книжки и собирать картины, не общаясь с режиссерами, писателями или художниками, – такое общение мало что добавляет, а напротив, зачастую разочаровывает и отвращает от чтения или “смотрения”. Надо, одним словом, не стремиться в чужие миры, а строить свой, по возможности затягивая в него тех редких персонажей, которые действительно оказываются интересны и близки. А очаровываться человеком из-за его принадлежности “другому миру” – идиотизм.
— Интересное совмещение: он был очень тщеславным человеком, но хорошо понимал, что оценивается только результат. Сегодня на тебя показывают пальцем – посмотрим, что они скажут завтра. Сильнейшее качество.
— Главное, что меня всегда привлекало в Борисе, – бесконечный уровень амбиций. В основе которого лежало глубокое, столь же бесконечное уважение к себе.
— После того, как он получил степень доктора наук, поверил в свои способности, – вот с этого и начался его рост как мужчины и как личности.
— Есть известная мысль: если говоришь себе: “Я буду писать как Аксенов”, – будешь писать как Пупкин. Но если говоришь: “Я буду писать как Гоголь”, – возможно, будешь писать не хуже Аксенова. Для достижения результата очень важно поставить планку, значительно превышающую твои возможности. “Брать тоном выше!” – как говорил Бродский.
— Я давно заметил, что сильнее всего цепляются за жизнь те, кто в ней ничего не добился. Кто будто писал черновик, откладывая “настоящее” на потом. И боится уйти до этого “настоящего”, до того, ради чего был создан, не дожив.
В целом книга очень интересная и всё-таки откровенная, много пищи для размышлений. Ставить оценку не буду. Рекомендую почитать тем, кого интересуют люди — исключения из правил.
Вторая по счету к этой книге в нашей коллекции