Новости рынков
Акции российских производителей стали, продемонстрировавшие «звездное» ралли в 2014 году, с февраля текущего года теряют расположение инвесторов, что связано не столько со слабым спросом, сколько с укреплением рубля. Действительно, в рамках падения в прошлом году индекс РТС (RTSI$ Index на графике) протестировал минимальные значения с 2008 года. В тоже время акции публичного акционерного общества Северсталь (CHMF на графике) выросли по итогам 2014 года приблизительно на 69%. Акции Новолипецкого металлургического комбината (NLMK на графике) в прошлом году прибавили в стоимости 24.4%. Однако по отношению к максимумам, достигнутых в рамках 2015 года, текущая стоимость бумаг Северстали снизилась на 10.4%. Акции НЛМК по отношению к максимумам текущего года потеряли в цене 17.4%.
Возьмем во внимание один из ключевых индикаторов глобального рынка стали – взвешенный по капитализации индекс сталелитейных компаний Bloomberg World Iron/Steel Index (BWIRON Index на графике). В состав индекса входит 71 крупнейших мировых производителей стали и чугуна (прим. Profinance.ru: вес Северсталь в расчетном значении этого индекса составляет 2.15%, вес НЛМК составляет 1.77%. Наибольший вес 9.5% принадлежит CITIC Ltd.). Проанализируем динамику BWIRON и динамику индекса ММВБ Металлургия (MICEXM&M Index на графике) – взвешенного по капитализации индекса акций российских компаний металлургической и горнодобывающей отраслей (прим. Profinance.ru: весовая доля Северсталь в этом индексе составляет 15.73%, вес НЛМК составляет 11.16%. Наибольшая весовая доля 17.87% приходится на АЛРОСА).
Индексы BWIRON и MICEXM&M имели заметную положительную корреляцию, пока летом 2014 года увеличение темпов падения курса рубля к доллару (USDRUB Curncy на графике) и евро не привело к еще более высокой, но теперь уже отрицательной корреляции между рассматриваемыми индексами. Снижение мировых цен на нефть, завершение стимулирующей программы покупки активов от ФРС США, признаки экономического замедления и падение спроса в Китае, находящаяся на грани рецессии и дефляции еврозона – вот основной список факторов, который заставил индекс BWIRON стагнировать в августе и начать заметное снижение в сентябре 2014 года.
Мы видим, что курс доллара США к российскому рублю и индекс MICEXM&M имеют очень высокую положительную зависимость. Изменение динамики пары доллар/рубль носит ярко-выраженный опережающий характер по сравнению с динамикой индекса ММВБ Металлургия, четко обозначая, что именно динамика российской валюты выступает в роли драйвера. Акции НЛМК также показывают высокую положительную корреляцию с динамкой цен в паре доллар/рубль, а вот бумаги Северстали демонстрируют определенную «эластичность» (доля выручки от продаж на внутреннем рынке составляет 63.9%; от продаж в Европе – 21.4%, а у НЛМК (прим. Profinance.ru: по данным 2013 года) доля выручки от продаж на внутреннем рынке 40.1%; Европа – 19%; США – 14.3%).
На фоне рисков замедления мировой экономики падение российского фондового рынка в качестве ключевых драйверов имело под собой: введенные против страны международные санкции, снижение цен на нефть, отток капитала иностранных инвесторов, 46%-ое падение курса рубля. Однако российские металлургические компании в этой среде оказались в привилегированной позиции, поскольку они имеют рублевые производственные затраты и высокую долю продаж своей продукции на зарубежных рынках. Теперь же, когда рубль с конца января довольно высокими темпами отыгрывает потери предыдущего года, для российских сталепроизводителей этот факт выступает риском снижения рентабельности. Цены на внутреннем рынке довольно высоки. Ожидать их роста за счет резкого увеличения спроса в обозримом будущем не приходится. Наоборот, если укрепление рубля продолжится, цены на внутреннем рынке должны быть снижены по факту снижения премии за «валютный риск».
В этом разрезе следовало бы с надеждой посмотреть на мировой рынок, где условия диктует Китай. Но, увы. В глобальном масштабе спрос на сталь падает. В рамках своего выступления на конференции, которая проходила в Австралии в марте, заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации производителей чугуна и стали (China & Iron Steel Association — CISA) Ли Ксинчуанг сказал, что производство стали Китаем сократиться в 2015 году по причине того, что потребление достигло максимума. Представитель CISA ожидает, что производство стали в Китае по итогам 2015 года составит 814 млн. метрических тонн по сравнению с 822.7 млн. тонн (по данным World Steel Association) в 2014 году. В 2013 году производство стали в Китае составило 822 млн. тонн, что лишь на 700 тыс. тонн меньше чем в 2014 году. Однако в рамках 2014 года цены на сталеплавильный уголь упали на 28%, отражая объективное перепроизводство. Уже в этом году спот-цены на сталеплавильный уголь снизились на 14%.
Строительство недвижимости являлось ключевым драйвером роста производства стали в Китае в течение многих прошлых лет. В 2013 году около 60% спроса на сталь приходилось со стороны именно этого сектора. Китай с 2000 по 2014 год обеспечил жильем порядка 42% населения и долгосрочные перспективы остаются позитивными. По оценкам экспертов BHP Billiton производство стали в Китае к 2030 году может вырасти до 1.1 млрд. метрических тонн. Однако в настоящий момент строительство недвижимости в Китае больше не является драйвером и в рамках, как минимум, текущего 2015 года следует объективно ожидать сокращения производства в Поднебесной.
Поэтому в краткосрочной перспективе российским металлургическим компаниям не приходится ждать поддержки с внешней стороны. Динамика рубля будет оставаться во многом определяющим фактором. Укрепление до 55 рублей за доллар или ниже окажет дополнительное давление на акции сталепроизводителей. Однако пока рассчитывать на устойчивую тенденцию роста российской валюты не приходится. Ослабление геополитической напряженности на Украине, снижение риска введения дополнительных санкций (без расчета на отмену ранее введенных), стабилизация цен на нефть марки Brent в диапазоне 60 долларов за баррель – пока эти факторы позволяют рассчитывать на движение котировок в паре доллар/рубль в диапазоне от 56 до 62 рублей за единицу американской валюты.
При сохранении некоторого риска введения дополнительных санкций, маловероятно, что действующие будут отменены до конца года. Согласно нашим ожиданиям, в течение 2 и 3 квартала стоимость Brent не поднимется выше 65 долларов за баррель. Что касается пары доллар/рубль, то цены ниже 60.00 в течение 4 последних торговых дней связаны с продажей экспортной выручки для налоговых выплат (порядка 1.3 трлн. рублей) до 25 марта. Возвращение к 60 рублей за доллар и стабилизация в диапазоне 60/64 с риском повышательной тенденции выглядит в текущих условиях более предпочтительно, нежели ожидания консолидации в области 50/55 рублей за доллар. Поэтому дальнейшее укрепление рубля несет в себе риски для акций российских сталепроизводителей. Однако текущее укрепление российской валюты уже почти полностью заложено в цены. Михаил Шульгин