Копипаст
Жесткая санкционная блокада создала необходимые предпосылки для разворота российской внешней торговли на 180 градусов. Основными внешнеэкономическими партнерами стали страны – члены ЕАЭС, Китай, Индия, Иран, Турция, ОАЭ и др. И с каждой из этих стран у РФ складывается профицит торгового баланса. По предварительной оценке Банка России, в январе – сентябре 2022 г. он укрепился до $198,4 млрд, что на $123,1 млрд больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот профицит вывезен из страны (при этом половина пошла на погашение внешних долгов российских компаний с их замещением внутренним рублевым кредитованием) и отражен в статье платежного баланса «чистый вывоз капитала».
В дружественных странах идет процесс дедолларизации, растет доля расчетов в «мягких» валютах. В сентябре Россия стала третьей страной в мире по объему использования юаня в международных расчетах. По данным ЦБ, за последние месяцы на торговлю юанем приходится до 26% валютных операций в РФ. Пара юань/рубль на Московской бирже уже не раз обгоняла доллар и евро по объему дневных торгов. При использовании во внешнеторговых расчетах РФ юаня, рупии, риала и т. д. и наличия торгового профицита результатом становится накопление многомиллиардных денежных остатков на счетах российских экспортеров в «мягких» валютах в банках вышеуказанных стран-партнеров.
Накопление средств в «мягких» валютах в дальнейшем будет увеличиваться. Но поскольку эти деньги также подвержены курсовым и возможным санкционным рискам, возникает необходимость стерилизации их излишней массы. Наилучший способ – скупка неподсанкционного золота в Китае, ОАЭ, Турции, возможно, Иране и других странах за местные валюты. Купленное российским ЦБ «иностранное» золото может храниться в золотовалютных резервах (ЗВР), в рамках определенных лимитов находясь в центробанках дружественных стран, может использоваться для межстрановых расчетов, валютных свопов и клиринговых операций. Часть золота может репатриироваться в Россию.
Переход России в отношениях с дружественными странами на торговлю в национальных валютах – верное тактическое решение, но не стратегическое. Если ценообразование продолжается в долларах на западных биржах, торговые потоки страхуются английскими компаниями, то реальной отвязки от западного «кривого зеркала» – систем деривативного ценообразования – не происходит.
В условиях беспрецедентного санкционного давления задача России не в том, чтобы научиться играть по «кривым правилам» Запада, а в том, чтобы выстроить с дружественными странами прозрачные и взаимовыгодные правила игры, создать собственные системы ценообразования, биржевой торговли, инвестирования. И золото может быть уникальным инструментом борьбы с западными санкциями, если пересчитать в нем цены на все главные международные товары (нефть и газ, продовольствие и удобрения, металлы и твердые полезные ископаемые). Фиксация цены нефти в золоте на уровне 2 барр. за 1 г даст рост цены золота в долларах в 2 раза, подсчитал стратег Credit Suisse Золтан Пожар. Это был бы адекватный ответ на «ценовые потолки», которые вводит Запад, – своего рода «пол», твердый фундамент. А Индия и Китай могут занять место глобальных сырьевых трейдеров вместо Glencore или Trafigura.
Золото (наряду с серебром) тысячелетия было ядром мировой финансовой системы, эквивалентом, честным мерилом ценности бумажных денег и активов. Сейчас золотой стандарт считается «анахронизмом». Его отменили в окончательном виде полвека назад (США объявили о «временном» закрытии «золотого окна», принятого в 1944 г. в Бреттон-Вудсе), перепривязав доллар к нефти. Но эпоха нефтедоллара заканчивается: сейчас уже говорят о нефтеюане и других механизмах ограничения злоупотребления эмитентом резервной мировой валюты своим статусом. У России вместе с восточными и южными партнерами есть уникальный шанс «соскочить» с тонущего корабля доллароцентричной долговой экономики, обеспечив собственное развитие и взаимную торговлю накопленными и добываемыми стратегическими ресурсами.
Это не первая возможная попытка России ввести твердый рубль на основе привязки к золоту. Золотой стандарт в XIX в. пролоббировал в Европе Ротшильд – это давало ему (и Британии) возможность за счет золотых займов подчинить континентальную Европу британской финансовой системе. Россия присоединилась к «клубу» при графе Витте. «Золотой рубль 1.0» обеспечил процесс капиталистического накопления, при этом привязав отечественных банкиров и промышленников к источникам западного капитала. Своей масштабной добычи золота в России тогда не было – отрасль появилась уже при Сталине.
пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…