Копипаст

Копипаст | Вырождение или трансформация? Актуальная проблема развитых западных демократий.

Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK), колумнист WallStreet Window, Mises Institute

Деградация или трансформация? Невежество, как фактор убывающей полезности — актуальная проблема развитых демократий.

 

 Универсальное невежество, специализация и эгоизм – естественные природные черты усредненного человека, как биологического вида. Во все времена, «средний представитель» был именно таким, таким же остается сегодня. Имеет значение база и контекст, от которых необходимо отталкиваться – ординализм здесь весьма уместен.

Однако, в современном цивилизованном мире развитых рыночных демократий, победителем, лидером любого социума или суб-социума – от государства до автомастерской – становится персона или группа, обладающие экстраординарными знаниями или способностями. Меритократия на демократических основах – одно из самых значимых достижений человечества.

 

Но что если эффективность этой парадигмы начала снижаться и условия больше ей не способствуют? Что, если, как в любой сложной самоорганизующейся и постоянно трансформирующейся системе, мы сталкиваемся с негативными вызовами и факторами, уменьшающими полезность прежней конфигурации и увеличивающими ее издержки? Вот пища для размышлений – об одной из них.

 

Как сказал Рейган, если бы умные люди были в политике, их давно перекупил бы бизнес. К сожалению, актуальность и справедливость такой точки зрения выросла за последние 20 лет во что-то, близкое к истине.   

 

Итак, мысленный эксперимент. Вы — политик. 

 

Представьте, что вы победили на каких-либо настоящих демократических выборах. Теперь вы занимаете какую-то государственную должность, какой бы она ни была.

 

Изменятся ли существенно ваши знания — улучшатся ли они — в процессе вашего восхождения к этой новой общественной роли? Приобретете ли вы вдруг глубокие фундаментальные знания и неординарные способности, необходимые для эффективного выполнения обязанностей на новой должности?

 

Конечно же, нет. В реальности, скорее всего вы останетесь тем же человеком со средним или выше среднего уровнем интеллекта, каким были до вступления в государственную должность. Вы будете иметь те же знания и обладать теми же способностями, что и раньше. Вы и ваши коллеги, вновь избранные чиновники, не станете вдруг волшебниками, способными подчинить общество своей индивидуальной или коллективной воле.

 

Политики могут основывать свои решения только на общедоступных знаниях. Не существует ситуаций, в результате которых элита, получив власть, становится политическим волшебником на основании открывшегося доступа к какой-то особой, недоступной общественности или экспертам информации, или доступной только избранным. Политики вечно находятся в поисках сакральных знаний — особой “закрытой информации” и “волшебных” умений, чтобы, словно, Боги, знать истину и быть способными “эффективно” управлять обществом и страной. Эта забавная иллюзия — неизбежный вирус, которым заражается каждый, кто начинает быть политиком. К сожалению, большинство политиков, особенно современных нам, от этого вируса не излечиваются никогда.

 

Итак, теперь вы официально находитесь у власти. Предположим, что вы захотели непреклонно продвигать интересы ваших избирателей. Но, к сожалению, вы уже ранее, до выборов, были в значительной степени индифферентны в отношении интересов своих избирателей и недостаточно глубоко о них осведомлены, поскольку вы были сфокусированы на политической борьбе и конкуренции. Вы не могли добиться продвижения этих интересов до вашего избрания (иначе за вас уже проголосовали бы ранее) и, в таком случае, вы остаетесь неосведомленным о реальных интересах избирателей и неспособным их защищать и продвигать примерно в той же степени и сейчас, когда вы получили власть.

 

Правда, будучи избранным чиновником, вы теперь имеете доступ к целому ряду научных экспертов, к так называемым think tanks. Но их знания были доступны вам и до вашего вступления в должность, если бы вы только обратились к соответствующим научным источникам. Более того, знания экспертов имеют ограниченную ценность в ваших усилиях по выявлению и продвижению интересов избирателей, поскольку эксперты могут посоветовать вам, как поставить и реализовать те или иные цели и задачи, но они вряд ли знают, какие цели и какие задачи, если они будут поставлены и реализованы, будут отвечать интересам ваших избирателей. В любом случае, при неизбежных разногласиях между экспертами (что нормально) их советы могут вас скорее запутать, чем просветить. Вам и вашим коллегам по разработке политики придется выбирать, следовать ли советам экспертов и, если следовать, то советам каких экспертов. Увы, экспертов об экспертах не существует, а если и существуют, то на них самих уже точно не будет сторонней экспертизы. Поэтому вы не можете рассчитывать на помощь экспертов в постоянном политическом выборе, составляющем суть вашей работы. В конечном итоге вы остаетесь один на один с собой.

 

Что вы будете делать в этих условиях? Поскольку вы не знаете, как продвигать интересы своих избирателей, вы просто, в реальности, не станете этого делать или будете всячески этого избегать. Но! вы будете делать то, что вы умеете делать хорошо — заниматься продвижением своих интересов! Других вариантов попросту нет. В конце концов, вы можете делать только то, что знаете достаточно хорошо (а, как мы выяснили, вы определенно не знаете, как продвигать интересы своих избирателей, разве что, иногда и по случаю) — быть результативным в отношении своих интересов и интересов членов вашей политической группы, которые поддерживают вас.

 

Одна из вещей, которые вы (как политик претендент, а теперь политик с властью) умеете делать в своих интересах — это использовать средства массовой информации, чтобы создать у своих избирателей впечатление, что вы на самом деле пытаетесь продвигать их интересы. Другими словами, вы, как и все политики, которые конкурируют между собой за голоса избирателей, умеете пропагандировать.  Вы умеете проводить ежедневные брифинги для прессы и давать интервью, в которых красноречиво (или нет, зависит от вас и от того, насколько вы успешно конкурируете на политическом поле) презентуете свое желание продвигать интересы избирателей. При этом, разумеется, вы клеймите своих политических соперников за пренебрежение к избирателям. Вы знаете, как лоббировать себя и свою политическую группу в социальных сетях и “работать со СМИ”, где будет неустанно рекламироваться ваша забота о своих избирателях и ваше желание продвигать исключительно их интересы. Вы знаете, как создавать комиссии, специальные комитеты, рабочие группы и прочие бюрократические “новообразования”… В общем вы знаете, как показать кипучую и бурную работу в интересах общества и как ее промотировать.

 

Если вам повезет, и вы хорош в своем деле -  политического предпринимательства — вы будете вознаграждены переизбранием со стороны тех избирателей, которые не могут отличить фальшивые попытки в якобы преследовании их интересов от действительно серьезных усилий и эффективных результатов. Весьма возможно, что ваши притворные усилия будут способствовать продвижению интересов ваших избирателей не меньше, чем действительные попытки, при условии ваших умений скрывать фальшивость вашей работы, а точнее ее истинные суть и цель. Также возможно, что принятые вами решения — эффективные для вас, но негативные для общества — будут истолкованы избирателями, с вашей помощью разумеется, как верные и полезны. Но, если нет, вас в конечном итоге выкинут с должности за неспособность обеспечить интересы ваших избирателей и даже за неспособность это скрыть. А тогда ваше займет другой, более успешный политический предприниматель. Возможно он будет не менее невежественным и не менее заботящимся о себе, но точно — более искусным в пропаганде.

 

Такой мысленный эксперимент фактически, создает базисы для возможных моделей, которые обосновывают многие концепции в теории общественного выбора, концепции политических рынков и биологии бюрократии.

 

Однако, что важнее: такие модели, в числе прочих, могут достоверно объяснить причины зашкаливающего политического популизма и исключительного левого крена в развитых демократиях, который мы наблюдаем уже более 20 лет. А ведь именно это, в большой степени, и привело нас в турбулентность, в которой оказался мир сегодня.

 



    16 комментариев
    Итак, теперь вы официально находитесь у власти. Предположим, что вы захотели непреклонно продвигать интересы ваших избирателей. 
    Как это происходит (в том числе и в развитых демократиях), объяснил однажды В.В.Путин:
    "… он (президент) приходит с одними идеями, а к нему приходят люди с кейсами, хорошо одетые. В темных, как у меня, костюмах, только не с красным галстуком, а с черным или темно-синим. И объясняют, как нужно делать". 
    tsargrad.tv/news/vladimir-putin-rasskazal-o-ljudjah-v-chernom-u-vlasti-v-ssha_66285
    avatar
    Mityan, добрый. день. Путин чушь сказал, уж простите, завиральные идеи о том, что все везде одинаково, только мы, якобы, не прикрываемся медовыми байками про демократию и либерализм… Этот бред даже комментировать бессмысленно, это так не работает, думаю Вы это понимаете. Я совсем о другом говорил, о том, что институты на западе перестали эффеткивно сдерживать и ограничивать бюрократию и политиков, как эгоистичных экономических и социальных агентов, а это всегда приводит к левому или правому крену, а потом… Ну Россия последних 20 лет -  живой пример правого меркантилистского крена — последствий такого «не сдерживания»… А Европа и США  левого… Ну а 20 веке можно еще пяток собрать...  Чего только Германия 30-хх стоит.... 
    avatar
    PT_Scholar at SIEPR, 
    Мы все наблюдали Трампа на посту президента.
    Жалкое зрелище, как он был парализован истеблишментом.
    Поэтому картину, кмк, Путин обрисовал ± верную.
    У него у самого ушло много лет, чтобы сформировать команду, почистить чиновничий класс. 
    Трамп так не мог. 

    В структуре госаппарата США, пониже министерств, есть куча всяких ведомств (вроде ок. 400 штук), в которых и окопался дипстейт. И президент не имеет права их менять.
    Только в конце срока Трамп попытался выпустить исполнительный ордер, чтобы отменить это (Акт Пендлтона 1883), но Байден моментально его отменил, придя к власти, в первый же день.
    www.thelegaledition.com/pendleton-act-in-peril-trump-dismantles-137-year-old-civil-service-act-disempowered-workforce/


    avatar
    Создана машина более-менее устойчивого манипулирования избирателями. Эта машина стоит дорого и крутится в интересах тех, кто её создал и оплачивает. Эта группа лиц выбирает/назначает такого кандидата (2-3 кандидатов), которые должны выражать их интересы и при этом соответствовать наработанным шаблонам воздействия на широкую манипулируемую публику. 
    В силу этого в президенты и министры кооптируются домохозяйки, третьесортные инвестбанкиры, актеры, спортсмены и прочие марионетки, заведомо готовые быть марионетками.
    Эта система растлевает и избирателя, и правящую бюрократию.   Популизм (левый, правый, расистский, толерастический, не принципиально) есть инструмент, а не реальная идеологическая платформа системы.  
    avatar
    SergeyJu, вот тот случай, когда согласен, хотя тема широкая и есть много нюансов… Я завтра залью статью про пропаганду, она вышла на английском в на нескольких ресурсах, том числе на WallStreet Window, там в целом и том, о чем Вы говорите будет немного…
    avatar

    Ну вообще-то способность четко артикулировать свои интересы со стороны изирателей, так и способность сформулировать и предложить программу реализации интересов со стороны кандидата-политика это отдельная часть коммуникаций между собственно кандидатом на пост и аудиторией избирателей.
    Тот факт, что каждый человекк лучше всего понимает свои собственные интересы и стремится реализовать имеено их, он неудивителен и не стоит такого большого поста.
    Тот факт, что в уже давно никто реальных потребностей избирателей не пытается понять и как следствие реализовать, тоже неудивителен.
    Все политики самостоятельно вкидывают повестку подготовленную им некоей командой, по факту все вместо программы сводится к лозунгам, псевдоцелям: «Make america greate again!», «Создадим 20 миллионов высокотехнологичных рабочих мест!», «Догоним по уровню душевого дохода Португалию!».

    Так или иначе, за этими лозангми псевдоцелями все равно нет никакой реальной программы и команды, которая бы реализовала эту программу.
    Все сводится к поддержанию статус-кво для власть и благоимущей страты.

    avatar
    peperoni, речь абсолютно о другом. То, что вся власть для благоимущей страты — это прекрасно, хуже когда наоборот. Речь о том, что институты, ограничивающие права, возможности и конкуренцию политических предпринимателей, становятся малоэффективными, а политические предприниматели это используют и усугубляют. Так начинается социализм, фашизм и прочие диктатуры — что слева, что справа. 
    avatar
    PT_Scholar at SIEPR, да, в такой формулировке соглашусь.
    Проблема том, что политическая конкуренция и системы сдержек и противовесов практически перестали работать, причем во всем мире.
    Что автоматически приводит в той или иной мере к авторитарным формам управления государством, непрозрачнночти механизмов принятия решений и прочим неприятным последствиям.
    avatar
    peperoni, гипотеза, что избиратели лучше всего понимают собственные интересы, мне представляется более чем сомнительной.
    Как иллюстрация, на выборах 1932 года в Германии за Гитлера и Тельмана отдали голоса 33% и 17% соответственно. Две партии войны и социальных потрясений — неужели это то, что было выгодно избирателю?  
    avatar
    SergeyJu, удивишься, но каждый человек лучше всего представляет именно свои собственные желания.
    Другое дело, что не многие способны их корректно артикулировать, еще меньшее количество людей готовы приводить свои желания в соответствие со своими возможностями и с желаниями своих сограждан. То есть, никто не готов сбалансировать свои интересы с интересами сограждан. См на примере ТСЖ.
    И именно это и дает политикам возможность с помощью средств массовой информации создавать и декларировать псевдо-цели для обществ и/или наций.
    avatar
    peperoni, насчет желаний и принятия решений почитайте Канемана. 
    avatar
    SergeyJu, почитаю, любопытный человек, спасибо.
    avatar
    SergeyJu, Канемана и Тверски, а так же Роберта Саймона, Шилера, биосоциологов, вроде Ротшильда и конечно Мизеса…
    avatar
    SergeyJu, кстати Капелюшников очень внятно агрегирует и доносит на эту тему
    avatar
    SergeyJu, опять соглашусь (сам удивляюсь)))в общем, хотя есть нюансы с социо-культурным контекстом… Фарид Закария, Дипак Лал и прочие «правые» адекватные ребята об этом четко скпзади и внчтно и непротиворечиво сформулировали…
    avatar
    PT_Scholar at SIEPR, добавлю Ленина. У него было много тактических находок для неспокойных времен.  
    Р.Ф. Шиллера и Мизеса я, конечно читал. И заговор Фиеско в Генуе тоже. 
    avatar

    теги блога PaulPurifoy

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн