Копипаст

Копипаст | ЭКОНОМИКА (НЕ ДЛЯ ВСЕХ): ЛЮДИ - ЭТО ЖИВОТНЫЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ЭКОНОМИКА (НЕ ДЛЯ ВСЕХ): ЛЮДИ — ЭТО ЖИВОТНЫЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ЧАСТЬ 1.  О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, КОНФЛИКТЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И АЛЬТРУИЗМЕ.

Переведенные на русский язык и упрощенные тезисы и выводы исследования автора для SIEPR. 

Под “индивидом” следует понимать представителя любого вида хордовых животных.


 1. Очевидно, что вся жизнь живых существ — это решения, а именно фактический выбор из двух или более вариантов  (от альтернативных до многочисленных.) Непрерывная цепочка решений составляет жизненное поведение организма. Существует четыре основные сферы принятий решений и выбора опций: пищевая, репродуктивная, защитная и сфера получения удовольствия. Решения любого организма в той или иной степени ограничиваются этими сферами жизнедеятельности. В рамках этих сфер, организм/индивид  коммуницирует и выстраивает отношения со средой и реагирует на ее раздражители — живые и неживые. Именно это определяет поведение, т.е. выбор и решения, а в конечном счете и эволюционное движение любой живой единицы.


2. Индивид, в своих жизненных контактах имеет следующих адресатов: неживая природа, индивиды того же вида в группе (в рамках той или иной группы: половой, социальной и пр., или вне группы, а также индивиды других видов. Именно эти контакты являются объективными прайм-факторами, определяющими адаптацию, необходимую для расширения репродукции и передачу своих генов в будущее. Еще одним важнейшим, но субъективным фактором, определяющим поведение индивида, является персональная физиология: гормональный фон, общее психофизическое состояние (если речь идет о высших хордовых), уровень развития орбитофронтальной коры и прилежащего ядра, как интенсивно работают нейроны-детекторы и нейроны-интеграторы. Совокупность этих факторов, сложность и вес каждого из них в общем агрегате создают стимулы, влияющие на выбор и решения, т.е. на поведение, а также формируют навыки и признаки с их последующим усвоением.


3. Максимизация выгоды и минимизация издержек (достижение предельной полезности при одновременном снижении предельных издержек) являются главными, если не единственными, корневыми детерминантами любого выбора и решения. Это может происходить осознанно, рефлекторно или инстинктивно. Выгоды, как и издержки, могут быть объективными и субъективными, а также материальными и нематериальными. Индивид будет оценивать то или иное благо, исходя из его объективной (доступность) и субъективной (персональная необходимость или желательность) полезности, а также исходя из издержек, которые сопутствуют получению этого блага.


4. Максимизация выгод и снижение издержек являются главными целями любого индивида и достигаются в процессе конкуренции за ресурсы и возможность размножения с индивидами того же вида или только за ресурсы  с индивидами других видов, как внутри группы, так и вне ее.  Конкуренция за ресурсы и размножение возможна через реализацию самых разных стратегий и тактик, однако имеет только две базовые формы — конфликт и сотрудничество


5. Конфликт и Сотрудничество — важные переменные в процессе принятия решений. Решения о конфликте или сотрудничестве принимаются, в первую очередь, на основании краткосрочных и долгосрочных выгод, в том числе нематериальных (например, эмоционального или физического удовлетворения), с учетом издержек достижения этих выгод.


6. Конфликт (презентационная и действенная демонстрация преимуществ) — это эффективный способ максимизации выгод, причем как индивидуальных, так и групповых.  Конфликт, помимо действенной конкурентной стратегии в определенных условиях, является одним из способов социальной проградации и роста как индивидуального, так и группового благополучия. Конфликт является  линейным методом конкуренции за ресурсы, блага и доступ к репродукции. При этом внутри групп развитые конфликты могут приводить к усложнению внутригрупповых отношений, что обусловливает формирование или усложнение правил, или сплит группы, и так или иначе снижает уровень агрессии.



7. Сотрудничество (обмен преимуществами) — также действенный способ максимизации полезности. Оно предполагает ненасильственный обмен выгодами и благами, а также взаимопомощь в решении сложных ситуаций, что особенно эффективно для группового развития. Помимо этого развитое сотрудничество стимулирует установление общих правил и снижает уровень межиндивидуальной агрессии. 


8. Нельзя сказать, что какой-либо из двух способов коммуникаций наиболее сложный или эффективный, оба могут вести в зависимости от условий как к успеху в обладании ресурсами, так и к усложнению связей между индивидами внутри группы и вне ее, что, как правило, ведет к эволюционной проградации.


9. Альтруизм — это один из видов сотрудничества.  Упрощенно считается, что альтруизм — это одностороннее предоставление благ без ожидания возврата или без желания получить что-то взамен. Однако огромный массив различных исследований в разных областях показал, что альтруизма в таком понимании в природе не существует, в том числе не существует и у людей (за исключением случаев патологии). Любое действие “альтруистического характера” на самом деле предполагает обмен — получение награды или обратного блага. При этом не обязательно немедленно, не обязательно материального и не обязательно от того, по отношению к кому альтруизм направлен. В случае реципрокного альтруизма это совершение позитивного действия в отношении индивида с ожиданием отложенного вознаграждения в виде ответной «услуги».  Также в рамках реципрокного альтруизма индивид может одарить другого индивида без ожидания ответного подарка, однако он будет мотивирован неагрессивным «дружеским» отношением и уверенностью в помощи, если понадобится,  со стороны получающего дар.  В рамках Теплого Свечения индивид, совершающий альтруистический поступок, не ждет никаких материальных или нематериальных благ от противоположной стороны, но он рассчитывает на эмоциональное, а в некоторых случаях и физическое, удовольствие от своего поступка либо на одобрение со стороны других индивидов, что может повысить его социальный статус. 


10. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что безусловного и  бескорыстного альтруизма не существует, любое так называемое альтруистическое действие предполагает осознанное или неосознанное ожидание актора получить в конечном счете материальное или нематериальное персональное вознаграждение, причем не обязательно от второй стороны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


11.  То, что люди движутся в сторону увеличения S  (Sacred) и уменьшения P (Profane) в модели Макклоски (B=P^a*S^b), и то, что снижение агрессии, рост гуманизации, сотрудничества и инклюзивности продолжается, иллюстрирует и каузализирует история с морфологическими  доказательствами движения к моногамии, а именно — конвергенция полового диморфизма -  схождения размеров мужчин и женщин, а также некоторых половых признаков (что является, в числе прочего, причиной роста гомо- и бисексуальности):  уменьшение размера семенников и  площади волосяного покрова у мужчин, сужение костного каркаса, уменьшение женской груди и матки и т.д, что в целом вписывается в ювенилизацию, как один из признаков значительного эволюционного развития. Это происходит потому, что экстремально снижается конкурентное напряжение, как для выживания (межвидовое), так и для размножения  (внутривидовое), фокус приложения механизмов адаптации в материально развитом и инклюзивном обществе направлен на другие факторы, нежели экстремальное выживание и максимальное размножение. В целом этот процесс можно охарактеризовать как убывающую отдачу: в какой-то момент человек как вид достигает вершин эволюции — предельной эволюционной полезности при максимально уменьшенных видовых издержках, и начинается обратный процесс, когда издержки гиперэволюционной развитости начинают расти в сравнении с предельной видовой полезностью, что влечет за собой видовую депрессию. Это подтверждается и теорией рождаемости Беккера, которая говорит о неизбежном снижении уровня рождаемости и кол-ва детей в семье в результате роста благосостояния общества и инклюзивности институтов, а также либерализации этики.                    


12. Все поведение человека, все этические, моральные и прочие организационные аспекты социальных связей, все сакральные и так называемые “нравственные” и гуманистические ценности  обусловлены ясными и очевидными биологическими основаниям, имеют четкую каузальную эволюционную логику. Более того, все действия человека, как и любого биологического организма, так или иначе преследуют рациональные цели достижения максимальной персональной (не обязательно материальной, осмысленной или рациональной) выгоды с одновременной минимизацией затрат, даже если внешне они на первый взгляд представляются альтруистичным (в вульгарном смысле этого понятия). Эгоизм и адаптация для максимизации индивидуальной полезности являются единственной парадигмой активности живого организма, в рамках  которой возможны различные стратегии поведения от острого конфликта до реципрокного альтруизма, от агрессивного индивидуализма до широкого группового сотрудничества. Все морально-нравственные и этические ограничения, снижающие уровень насилия и обмана — корневых долгосрочных неэффективностей взаимодействия индивидов внутри группы, являются не более, чем результатом адаптационных процессов, повышающих эффективность организма в биологическом расширении и увеличении персональных бенефиций как  в рамках группы, так и за ее пределами. Эти “результаты” набирают эластичность и увеличивают коэффициент изменчивости по мере увеличения временных горизонтов, что подтверждает верность номиналов концепций социального дарвинизма Спенсера и Самнера, новой этики Ноймана, конфликтной теории Лоренца и, конечно, морально-этического  и гносеологического релятивизма Юма, Канта, Эйнштейна, Фейерабенда, Куна, Лакатоса и азиатских религий (к позитивному релятивизму — “все человеческое относительно, потому что абсолютно только добро и зло” — можно отнести и христианство) 


13. Для успешного видового развития, расширения и роста персонального благосостояния человеку необходимо осознанно использовать как биологические основания, так и исключительно человеческую когнитивную способность усложнять и развивать мораль, как набор общественных правил, и этику, как правила исполнения «правил». Это также необходимо для снижения рисков существования. Именно гуманизация морали и толерантизация этики позволяют увеличить качество и продолжительность жизни для наибольшего кол-ва участников группы, правда — в случае высокого уровня благосостояния участников. Очевидно, что это возможно только в рамках парадигмы осознанного индивидуализма, меритокоратии и свободной конкуренции, т.е. свободных рыночных отношений в любой социальной сфере и на любом социальном уровне. Только свободная конкуренция, горизонтальный обмен и рассеянное знание способны удовлетворить потребность в благах наибольшего кол-ва членов общества или сообщества. В то же время любые институциональные  — моральные, этические и законодательные — ограничения должны органически соотноситься с  биологическим исходным основаниям (при этом необязательно их повторять или позитивно коррелировать). В противном случае риски неравновесия, возникающие в результате появления и внедрения искусственных догматов и идеологических доктрин, которые выходят за плоскость рациональных биологических основ существования и развития живой единицы (то, что в человеческой культуре называется утопиями, независимо от степени их позитивности), могут приводить к катастрофическим последствиям, как в процессе, так и в результатах (другими словами к антиутопиям). 


14. Человечество обладает уникальной способностью креациии, дизайна и имплементации стимулов собственного поведения, дополняющих корпус объективных стимулов. Важно, однако, понимать и помнить, что субъективные стимулы должны быть обоснованными рационально, а также консенсусно одобрены, если они не ограничены персональной сферой. В противном случае неизбежна видовая, групповая и индивидуальная депрессия через различные негативные процессы типа роста агрессии, обмана, взаимного уничтожения, снижение навыков самозащиты, и пр.  

 


 

    4 комментария
    Пока человек живет на уровне инстинктов к сожалению ничего хорошего не будет.
    К сожалению разум задействован только 1%
    Хачатур Геворгян, это глубокое заблуждение…
    avatar
    Спасибо за пост, как всегда интересно!
    Но мне кажется, тут попытка объять необъятное, с одновременным заходом и в философию, и в биологию, и в теорию игр. Из-за этого некоторые аргументы притянуты «за уши»

    Например, по поводу связи между ростом гуманизации и уменьшением матки и площади волосяного покрова…Да тут тысяча причин других может быть, и экологических, и биологических

    Вообще, надо бы глянуть, что антропологи на эту тему говорят. По Вашей логике, у мориори тоже за 20 поколений без войн матка должна была уменьшиться
    avatar
    Yelling Bob, Спасибо за коммент. Не могу с Вами согласиться, поскольу это тезисы много-страничного исследования на совершенно узкую тему о биологических рынках и биологических основаниях социально-экономической детяельности человека — и долгой работы, с огромным массивом данных, метанализа и собственных исследований. Это же всего лишь тезсы и результаты установленных причинно-следственных связей, а не простых корреляций. Что касается объять необъятное — возможно, но синергетический подход, если ограничен строгой научной поппероской парадигмой (хотя тут тут тоже много вопрос от того же Куна или Фейерабенда)) становится мейнстрим научной методологии. Кстати в процессе исследования антропологические исследования активно прорабатывалсиь. Поверьте, массив данных и аналитических выкладок большой, я же не могу его здесь выкладывать, да и на русский его переводить не просто))). Единственное, что я могу сделать в следующий раз — присобачить по паре фактологических и эксперемнтальных пруфов… Хотя и в этом случае скажут: ну это всего лишь два примера, это не о чем не говорит… И да, вы совершенно правы — юнивелизация, в частности нивелирвоание полового диморфизма наблюдается совершенно у разных этнических и георафических сообществ, и безусловно это многофакторный, однако гомогенный процесс. Динамика увеличивается от племен Африки и Новой Гвинеи к Европейцам и прочим представителям «цивилизованных» народов… И да, нейробиологи, антропологи, экологи  и этологи подтверждают модель Маклосски… Конечно это вульгарно и отдает кликбейтом (в научном смысле) сказать: чем меньше семеняки, тем святее мы становимся — но это недалеко от истины. Знаете, однажды приматологи установили, что самки карликовых шимпанзе осмысленно и разнообразно обманывают самцов, чтобы избежать очередного сексуального контакта. Естетсвенно они опубликовали результаты своих исследований в профильном издании. Чуть погодя в The Sciense выходит статья с названием типа «Шимпанзе научились врать чтобы избежать сексуального насилия» — ну или что то наподобии,  не помню уже...)))
    avatar

    теги блога PaulPurifoy

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн