Трейдинг работа или зависимость?
Я думаю стоит каждому трейдеру прочитать эту статью и дать себе отчет, чем именно он занимается. Ведь трейдинг связан прежде всего с рисками, а следовательно имеет некую двойственность. Так что если вы узнали хоть не много себя через статью, то думаю стоит обратить на это внимание. И кстати, я где то читал, что одна некая зависимость, может возобновлять либо старую или создавать новую. Важно помнить что трейдинг это — работа, а работа это прежде всего — труд и развитие. Все что происходит в трейдинге, остается только в нем, не выходя за рамки работы.
Синдром зависимости при игромании
Синдром зависимости при игромании представлен патологическим (зачастую непреодолимым) влечением к азартной игре, в сочетании с различной степени выраженности поведенческими, эмоциональными и соматическими расстройствами. Он может включать некоторые признаки, которые возникают при других видах зависимостей, возникающих вследствие злоупотребления психоактивными веществами – патологическое влечение, потеря игрового контроля, абстинентный синдром (синдром лишения), повышение игровой толерантности (устойчивости), продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др.
Клинические проявления игровой зависимости
Синдром патологического влечения к игре
Синдром патологического влечения к игре (игровой драйв) проявляется бескомпромиссным стремлением участвовать в игре несмотря ни на какие препятствия. Будь это семья, работа, социальные обязанности, экономические проблемы, профессиональная или криминальная деятельность, соматические заболевания которые требуют внимания и лечения и пр. В структуре этого синдрома у патологических игроков преобладают расстройства, включающие навязчивые представления (фантазирование) об особенностях игры, вариантах «обязательного» выигрыша, комбинациях цифрового, карточного или символического ряда, приносящих безусловную победу и личностное торжество. Возникает чувство уверенности в выигрыше и вера в свои особые качества, состояние предчувствия удовольствия от предстоящей игры, иллюзия контроля игровой ситуации. Фантазирование об игре нередко сопровождается инфантильными представлениями об обязательном материальном успехе, приобретаемом уважении в случае выигрыша со стороны окружающих людей, когда «все и, прежде всего родственники, поймут», что «не напрасно играл и верил в успех». Иногда, на фоне такого фантазирования больные слышат характерные для игровых заведений звуки — шум игровых автоматов, рулетки, музыки и пр. Происходит неосознанное погружение в это состояние, которое позволяет забыться, отвлечься от реальных каждодневных забот и многих негативных проблем, созданных как пристрастием к игре (преимущественно), так и самой жизнью. И поэтому, если кто-либо «по неосведомленности» разрушает это иллюзорно приятное состояние игромана, то возникает ответная реакция раздражения, а порой и взрыв агрессии, что вызывает удивление и непонимание со стороны родственников или других окружающих их людей.
По мере развития игромании в клинической картине начинают преобладать тревога, повышенная раздражительность, дисфории, конфликтность, недовольство, стремление уклониться от любых обязанностей и поручений, показная активность какой-либо деятельности при явном отсутствии желания работать или выполнять профессиональные обязанности, формальность высказываний, порой признание своей вины или показное раскаяние, стремление сгладить острую ситуацию, и пр. Все это – ради игры, а при дефиците денег — добыть их на игру. Сверхценная идея и стремление быть в игре приобретают ведущее значение.
В период воздержания от игромании (ремиссия) синдром патологического влечения может усиливаться или ослабевать вплоть до затухания, но всегда содержит выраженный оттенок удовольствия.
Схема клинических проявлений синдрома патологического влечения к игре
Абстинентный синдром или синдром отнятия при игромании
Абстинентный синдром или синдром отмены при игромании представляется спорным т.к. отсутствует токсическое воздействие какого-либо психоактивного вещества на центральную нервную систему. В тоже время у больных игроманией наблюдаются различной степени выраженности, следующие симптомы — нарушение сна, эмоциональные, поведенческие, не резко выраженные вегетативные/соматические расстройства и все усиливающееся патологическое влечение к игре. Доминирующими в его структуре для больных, накануне проигравшихся (а это сверхподавляющее большинство), являются внутренняя опустошенность, сожаление о проигрыше, самоосуждение, иногда суицидальные мысли и элементы суицидального поведения. В структуре аффективных нарушений преобладают тревога, субдепрессии и депрессии, дисфории, повышенная раздражительность, эмоциональная несдержанность. Как правило, имеют место расстройства сна в виде бессонницы, неприятных сновидений, сцен игрового заведения, самой игры и пр. Среди вегетативных расстройств обычно отмечаются повышенная потливость, покраснение кожи лица, тахикардия, гипертензия. Нередки астении, снижение аппетита, кардиальные и головные боли. Снижение работоспособности и интереса к работе, отчуждение членов семьи. На этом фоне по мере угасания аффективных, соматических и вегетативных расстройств периодически возникает все усиливающееся навязчивые желания «отомстить», «отыграться», «доказать», которые постепенно замещаются труднопреодолимой тягой к игре. В остром периоде синдрома отмены патологическое влечение к игре преимущественно проявляется поведенческими нарушениями — обдумыванием системы преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения своего желания, избеганием лиц, оппозиционирующих игре, добычей денег с использованием широкого спектра приемов обмана, воровства, вымогательства и пр. Продолжительность этого синдрома от 12 часов до двух суток.
В случаях выигрыша состояние больных совсем иное. Они хорошо спят. Настроение приподнятое, испытывают чувство победы, превосходства, благодушия, склонны к трате денег, делают подарки, строят виртуальные планы и, в частности, о частичном (естественно, не полном, ведь хочется продолжить игру) погашении долгов. Испытывают влечение к игре, надеются повторить успех, обильно фантазируют о предстоящей игре и о том, что будут делать с очень большими деньгами, которые обязательно выиграют, настраивают себя на умеренную и осторожную игру, верят в повторную игровую удачу. Обостряется иллюзорное представление о контроле игровой ситуации и умении повернуть удачу в свою сторону.
Клиника игрового абстинентного синдрома
Синдром игрового транса
Синдром игрового транса — поглощение игрой, азарт, невозможность прекратить игру, несмотря на выигрыш или значительный проигрыш. Чаще всего игра продолжается от 3 до 10-14 часов, фактически до тех пор, пока есть средства (деньги) для участия в игре. Основная цель играющего – выиграть. Она сохраняется и при длительном игровом трансе, однако со временем утрачивает свою первоначальную яркость. В процессе игры постепенно начинает преобладать игровой азарт, перенапряжение, которое приводит к выраженным астеническим и сосудистым расстройствам. Появляются гипертензия, тахикардия, ослабевают концентрация внимания, память, снижаются игровая работоспособность и профессионализм. Суживается сознание и утрачивается адекватное реагирование на ситуацию, исчезает способность контролировать ход игры и в полном объеме использовать игровые навыки. Пропадает способность вовремя прекратить игру, встать и уйти из игрового заведения. Больной погружается в своеобразное состояние «зависания» в игре, при котором невозможно самостоятельно оборвать игру, а друзья или родственники не в состоянии насильно вытащить играющего из игрового заведения в связи с его яростным сопротивлением. Учитывая эту особенность, многие игроки придают большое значение пролонгированному циклу игры. На короткой дистанции (2-3 часа), как они полагают, сохраняется способность контролировать ход игры и свои действия и, следовательно, всегда присутствует высокая вероятность выигрыша. На длинной дистанции (свыше 3 часов до 14 часов) — утрачиваются многие игровые или «бойцовские» качества, что приводит к обязательному проигрышу. Часто на длинной игровой дистанции возникает синдром игрового истощения, в результате которого игрок достигает некоего критического состояния, при котором практически исчезает основной мотив игры – выигрыш, доминирует желание, чтобы игра скорее закончилась любым результатом, даже проигрышем, и тогда «можно спокойно уйти» и отдохнуть. Необходимо отметить, что, находясь в состоянии игрового транса, больные забывают обо всех личностных и социальных проблемах, созданных болезненной зависимостью. Они утверждают, что «отдыхают», расслабляются и восстанавливаются после напряженной работы, мол «имеют на это право». В действительности – это один из мифов игроманов, который, кстати, является важнейшей мишенью психотерапевтов.
Синдром выигрыша
Синдром выигрыша – приподнятое, порой эйфорическое настроение, прилив энергии, ощущение своего превосходства, радость достижения цели. Это состояние – большое удовольствие («ради этого стоит жить и играть», как полагают больные). Выигрыш создает уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая и успешные варианты игры. Он же, закрепляясь в памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.
На первой стадии формирования синдрома зависимости он продолжается от нескольких часов до нескольких суток. При этом больные находятся в состоянии эйфории, проявляют расточительность и добродушие. На стадии выраженной игровой патологии продолжительность синдрома выигрыша, как правило, не превышает 4 — 10 часов и, что очень характерно, имеет значительно менее выраженный положительный аффективный компонент.
Синдром проигрыша
Синдром проигрыша (психопатологическое, тягостное состояние) возникает во время игры, сразу по ее завершению или может быть отставленным на одни, реже, на двое суток. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансов отыграться, больные испытывает все нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожаления, что начали играть. Хочется выйти из игры, но останавливают азарт, постоянная надежда на выигрыш, зафиксированные в памяти воспоминания об имевших место выигрышах и значительных удачах. Появляются агрессия, периодическое желание отомстить, найти и наказать виновных. Находясь в таком состоянии, в одних случаях больные просят божественные или дьявольские силы помочь им, пожалеть, а в других – ругаются и все проклинают. Нередко крестятся, читают молитвы, произносят заклинания, поглаживают игральный автомат и, наоборот, повреждают или разрушают его.
После завершения игры, когда больной покидает игровое заведение, синдром проигрыша проявляется подавленным настроением, несдержанностью, повышенной раздражительностью, грубостью, иногда агрессией и разрушительными действиями, суицидальными мыслями. Расстраивается сон, беспокоят тревожные сновидения, отсутствует аппетит, часто болит голова, сердце. Тягостное состояние сопровождается самоосуждением, суицидальными мыслями и тенденциями, временной самокритикой, обещаниями «больше никогда не играть» (подобно обещаниям в состоянии синдрома отнятия при алкоголизме – «больше никогда не напиваться»). Оно может продолжаться от 12 часов до 2 суток, постепенно затухает и на смену ему приходит все усиливающееся влечение к игре.
Особенности деградации при игромании
Очень быстро (6-12 месяцев) при формировании игровой зависимости появляются признаки негативных личностных, поведенческих, эмоциональных и интеллектуально-мнестических нарушений на фоне различной степени выраженности синдрома игровой зависимости. Это — лживость, безответственность, конфликтность, нарушения производственной дисциплины, временное или стойкое безразличие к работе (частые смены работы) и семье, снижение работоспособности, криминогенность (воровство, мошенничество, подлог и пр.), разводы, одиночество. Отмечается значительное снижение внимания к своему внешнему виду, личной гигиене, неопрятность и пр. Аффективные расстройства проявляются постоянной тревогой, субдепрессиями, депрессиями, дисфорий. Характерны суицидальные мысли и тенденции. Суживается круг интересов, утрачиваются многолетние связи с друзьями. Постепенно ухудшаются память, работоспособность, способности к творческой деятельности и пр.
Родственники больных утверждают, что большинство из них становятся «обидчивыми», «вспыльчивыми», «грубыми», «тусклыми», сексуально слабыми, эгоистичными, предъявляют необоснованные требования, не желают покупать необходимые для семьи вещи, продукты, экономят на всем ради сохранения денег для игры.
У многих больных выявляется склонность к комбинированным формам зависимого поведения – систематическое злоупотребление алкоголем, наркотиками, транквилизаторами и т.п.
Стадии развития игромании
По мнению клиницистов развитие игромании проходит две стадии: 1- стадия формирования болезни (субкомпенсации) и 2 – стадия стабилизации болезни (декомпенсации). На первой стадии формируется синдром патологического влечения к игре, кристаллизуются «безумные и страстные мысли», «предчувствия» о непременном выигрыше. Можно говорить о «самоотравлении собственной фантазией» (Ф.Достоевский), которая, многократно повторяясь, надежно фиксируется в сознании, превращаясь порой в «сладкую» творческую деятельность и, следовательно, продуцирует все усиливающуюся «жажду риска». Игра и проигрыш – это лишь некая плата за погружение в мир творческих фантазий и воображаемых выигрышей, за иллюзию целостного Я, защищенного чувства одиночества, вины, стыда, страха временную или иногда тотальную несостоятельность, за выход в период игры и игрового транса из состояния депривации и уныния. За все это зависимые больные готовы платить «по крупному» и платят – деньгами, дорогостоящим имуществом, машинами, дачами, квартирами, социальной стабильностью и благосостоянием семей, собственной жизнью.
На этой стадии игромании отмечается также рост игровой толерантности (устойчивости), фиксируется радостное ощущение самой игры, фетишируется игровая атрибутика, формируется игровое мифотворчество, появляются первые признаки личностных изменений морально-этического спектра. Усредненная её продолжительность от двух-трех месяцев до 1-2 лет. Быстрые сроки вхождения в стадию формирования болезни обусловлены биологической и психической предрасположенностью к формированию игровой зависимости. В 1 стадии (формирование болезни) больные еще сохраняют работу, семью, верят, что «все как-то обойдется» несмотря на появившиеся долги и неприятности, способны к спонтанным ремиссиям (периодам воздержания). Социальные потери начинают создавать серьезные проблемы.
На 2 стадии (стабилизации болезни) такие синдромы как синдром отмены, игровой транс, выигрыша, проигрыша, личностной деградации и социальной дезадаптации приобретают четко очерченную форму. Составляющие абстинентного игрового синдрома – психические, вегетативные, соматические нарушения, проявляются характерной легко узнаваемой симптоматикой. Значительно снижается критика к явным признакам опасных последствий игровой зависимости. И не смотря на целый ряд веских мотивов на воздержание, это как правило, не останавливает больных от участия в азартных играх. Для соматического состояния характерно обострение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертония, стенокардия), появление астено-невротических расстройств. Отмечается морально-этическое снижение. Зачастую реализуются суицидальные тенденции. Разрушаются семьи, утрачивается работа, возникают проблемы с правоохранительными органами.
Продолжительность формирования этой стадии — от 6-7 месяцев до 1,5 лет.
Взято из http://www.mcmi.ru/kazan/stati/article24/