Блог им. kazakdim

Флот как индикатор развития государства и общества или почему лапти тонут

У ув. Павла Пряникова увидел крайне интересную цитату из книги Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки»:

«Всё дело в обществе – чем более оно свободно, тем более сложную географическую среду может освоить: подневольные союзы могут освоить реки, подчинённые – средиземные моря, а свободные – океаны»

Вопрос флота – торгового ли или же военного, – в России вот уже несколько веков является крайне болезненным и при этом совершенно неосмысленным. На протяжении своей истории страна не раз бросала силы на его строительство, но итог всегда был один – корабли сгнивали, продавались за бесценок или разбирались на металлолом.

Что такое флот? Флот – это прежде всего концентрация хай-тека, и так было во все эпохи существования человечества. Мореплавание вобрало в себя наиболее передовые технологии, требовало лучших и наиболее образованных людей, высокого уровня развития науки и техники. Несложно догадаться, что такой перечень жестких требований означает и крайне высокую стоимость как строительства, так и содержания флота. Здесь-то мы подходим к ключевому принципу, на который опирались все ведущие морские державы мира: флот должен иметь экономическое обоснование для своего существования.

В российском государстве этот принцип, напротив, раз за разом нарушался – флот строился не под влиянием необходимости, возникшей из естественной экономической потребности, а ради удовлетворения чувства государственного престижа (то есть как дорогостоящая царственная игрушка), или же в качестве ситуативного инструмента для решения военных задач – а после исчезновения таковых исчезал и флот.

Чтобы понять это, достаточно немного окунуться в историю – начать же можно с Петра I. Пока Россия вела войны со Швецией, петровский флот был востребован – а после смерти царя и окончания военной активности корабли благополучно… сгнили.
Флот не принимал участия в торговле, не патрулировал торговые маршруты, не занимался охраной портов и морских владений – он был почти полностью оторван от экономической жизни государства.

Это по-своему иронично, ведь еще до воцарения Петра естественная зона морской торговли и промысла в России возникла на севере, где делами заправляли поморы – крайне инициативный народ, имевший большой опыт мореплавания в холодных северных морях. Поморы умели строить и водить корабли, активно участвовали в международной торговле через порт Архангельск, имели прекрасный рыбный промысел и были востребованы на судах торгового флота, куда их охотно нанимали иностранцы.

Как несложно догадаться, регион имел множество готовых активов, необходимых для развития мореплавания в государственных интересах. Было только одно «но» – поморы были народом зрелым и самодостаточным, и игры в «империю» их абсолютно не волновали, в чем они кардинально расходились с Петром.
Поморы хотели торговать, а Петр – воевать.

В результате зона естественного развития морского торгово-экономического развития на севере постепенно увяла (а поморы к настоящему времени практически исчезли как народ), петровский же флот – сгнил у причалов.

Впервые осмысленно и системно к вопросу концепции «флот работает на экономику» подошел только главком ВМФ СССР С.Г. Горшков, который одновременно с развитием военного флота активно развивал флот торговый и промысловый. Увы, несмотря на все старания адмирала, его идеи так и не прижились в головах руководства, и с развалом СССР исполинских размеров советский флот был фактически уничтожен. «Морская экономика», формируемая искусственным путем, не приживается за одно-два поколения. Она требует долгих лет стабильной и системной деятельности, стратегии, связанной прежде всего не с войной, а с вполне мирными сферами, обеспечивающими «включение» флота в экономику страны: рыбным промыслом, грузоперевозками, туризмом, научно-исследовательской деятельностью. Для этого, в свою очередь, нужны стабильные и спокойные международные отношения и определенный уровень социально-экономических свобод в обществе.

В противном же случае история российского флота продолжит ходить по кругу, каждый раз оканчиваясь его исчезновением.

@atomiccherry 💯
9 комментариев
Купцы русские вполне успешно и массово использовали внутренние водные пути для освоения российских просторов.
Мельчают либералы, даже толком набросить не могут )
avatar
Ivan Savelyev, неправильно понял. Горшков, как и ПётрI, тоже ......., по мнению автора, так как совок
avatar
Пряников это из секты методологов? Сомнительный авторитет
avatar
Автор вопрошает нужен ли флот, древнейший из навыков или требует создания условий для судостроения и судоходства?
На первый вопрос ответ — нужен, для поддержания интеллектуального уровня нации и недопущения тотальной виртуализации ( суррогатизации ) процессов жизни..
Начать с малого для поддержания жизнеобеспечения древнейшей профессии на планете…
avatar
Балобольство. Зачем автору флот? Что  бы был, что бы перед всеми понтануться. А начнешь считать и быстро выяснишь, что текущая ситуация обоснована экономическими выкладками. 
avatar
Вы бы хоть на карту посмотрели. Чтобы быть морской сверхдержавой должны, для начала, быть порты со свободным выходом в океан, которые ни генерал Мороз, ни любая другая сцука закрыть или бомбить не сможет. Таких портов у России нет и никогда не было
avatar
Думаете в России отказались от преобретения пары тройки океанов? Вспоминайте в прошлый раз события происходили?
avatar

теги блога Дмитрий, Ньюби

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн