Если бы не заоблачные цены на нефть, то положение в нашей пенсионной системе можно было бы назвать катастрофой, утверждает журнал «Коммерсант-Деньги». По словам замминистра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина дефицит Пенсионного фонда в 2012 году составит 1,75 трлн. рублей, то есть 3% ВВП или 14% расходов федерального бюджета, из которого дефицит ПФР и покрывается. Причины роста дефицита — снижение ставки социальных взносов на 10 процентных пунктов (только это пробьет в бюджете ПФР дыру в 304 млрд. руб.) и резкий рост числа пенсионеров (на пенсию выйдет полмиллиона человек). Дело не только в масштабах дефицита, но и в скорости его прироста: в прошлом году дыра на счетах ПФР «всего лишь» превышала триллион.
Сейчас на 75 млн. экономически активных граждан приходится 40 млн. пенсионеров, дальше эта пропорция будет только ухудшаться. По данным Росстата, доля лиц нетрудоспособного возраста сейчас составляет 22% всего населения страны, к 2020-му поднимется выше 25%, а к 2030-му приблизится к 30%. Такая демографическая динамика несовместима с сохранением нынешних принципов пенсионного обеспечения.
Очередная пенсионная реформа грозит потерей накопительной части пенсии для граждан, а для НПФ — большей части бизнеса
Конфликт между регулятором пенсионной системы — Минздравсоцразвития — и участниками рынка достиг апогея. По мнению последних, ведомство не справляется со своей функцией, по мнению министерства — сами участники и его профсоюз в лице Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) заняли неконструктивную позицию и извращают смысл новой пенсионной реформы.
Основные постулаты этой реформы озвучил ранее замглавы Минздрава Юрий Воронин. Причиной резкой смены вектора стал нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, который в 2012 году достигнет 1,75 трлн. рублей. В итоге, признался Воронин, пенсионная реформа от 2002 года себя не оправдала и нуждается в реорганизации. Причем серьезной. «Мы предлагаем вернуться к формуле индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде», — заявил Воронин.
Новая система расчета пенсий может быть введена в России уже с 2014 года.
Кроме того, предполагается полностью отменить накопительную часть пенсий, введенную все в том же 2002-м, поскольку она рассматривается как дополнительная нагрузка на граждан, работодателя и бюджет. «Мы считаем, что надо принять незамедлительные меры по выводу накопительного компонента из системы пенсионного страхования», — приводит ранее высказанные слова Воронина РИА «Новости». Эта речь была произнесена на международной конференции, посвященной состоянию международного и российского законодательства о труде и социальном обеспечении.
Сегодня Воронин поправляется — речь идет о предоставлении всем застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования права выбора: куда направить 6% тарифа страховых взносов, которые уплачивает за них работодатель, — на накопительную часть трудовой пенсии или на страховую. Однако, по мнению представителей негосударственных пенсионных фондов (НПФ), по сути это означает именно отказ от накопительного компонента. Граждане не так активно участвуют в управлении накопительной частью (сегодня не более 10% населения перевели накопления из ВЭБа в управление «частникам»), а если ее сделать необязательной, то вообще перестанут интересоваться судьбой денег. То есть де-факто к 2014 году накопительная часть пенсии сольется в общий котел со страховой.
Кто и что предлагает реформировать в пенсионной системе?
План реформы социальной и экономической сфер России — «Стратегия-2020».
1. Пенсионный возраст планируется увеличить до 63 лет. Это можно делать для женщин — на 6 месяцев в год, для мужчин — на три месяца в год. Однако вводить новшество предполагается лишь с 2035 года, когда средняя продолжительность жизни будет больше, чем сейчас.
2. Ввести дополнительный тариф отчислений для людей со средним и высоким достатком. Этот тариф будет обязательно направляться в накопительную систему. Все это должно сопровождаться мерами по развитию накопительной системы: чтобы она была более прозрачна и понятна для человека.
3. Повысить требования к минимальному стажу. Сначала повысить его сразу до 10 лет. А потом постепенно, например, по году в год, до 20 лет. В долгосрочной перспективе минимальные требования к стажу могут быть установлены на уровне 30-40 лет.
Алексей Кудрин и Евсей Гурвич.
1. Повысить возраст выхода на пенсию с нынешних 55 лет до 60 – 62 для женщин и с 60 лет до 62 – 63 для мужчин до 2030 г. В случае отказа от повышения пенсионного возраста к 2050 г. ставки социальных взносов придется поднять с нынешних 30% до 70%. Таким образом, на выплату пенсий будет уходить почти 10% ВВП, отмечают экономисты.
2. Увеличить минимальный рабочий стаж, с которого начинают выплачивать трудовую пенсию, с нынешних 5 лет до 25 – 30, как это принято в Европе, а заодно подумать об отсрочке выплаты трудовых пенсий работающим пенсионерам.
3. Выплачивать базовую часть пенсий (гарантированную государством фиксированную часть пенсии, которую получают все граждане, достигшие пенсионного возраста) «только действительно нуждающимся в социальной поддержке – например, имеющим доходы из всех источников на уровне ниже установленного минимального».
«Деловая Россия» предлагает идею «налогового маневра».
Суть налогового маневра заключается в снижении налогообложения производства за счет роста налогов на полезные ископаемые и потребление. Предлагается внедрить программу 15*15*15. Смысл ее сводится к тому, чтобы снизить важнейшие налоги на процесс производства: НДС — 15%, налог на прибыль — 15%, страховые взносы (бывший ЕСН) — 15%. Выпадающие доходы бюджета от снижения этих налогов (1,8—1,9 трлн. руб.) покроет повышение налогов, не связанных с производством.
Предлагаемые меры совокупно дадут бюджету более 3 трлн. руб., что уверенно компенсирует менее 1,9 трлн. руб. выпадающих доходов при снижении до 15% НДС, налога на прибыль и страховых взносов.
Рекомендации Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития
1. Российской Федерации требуется принять меры для повышения числа трудоспособного населения, среди прочего увеличить пенсионный возраст, т.к. к 2050 году число работоспособного населения в Российской Федерации уменьшится на 25 млн. человек из-за демографического спада.
2. Уравнять возраст выхода на пенсию женщин и мужчин. В наши дни пенсионный возраст в Российской Федерации составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. По анализу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), средняя прогнозируемая длительность жизни в Российской Федерации — 68 лет. Для женщин этот показатель составляет 74 года, а для мужчин — 62.
Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя ЦБ:
1. Признать характер специального социального пособиями за пенсиями. Провести национализацию Пенсионного фонда и выплачивать пенсии из бюджета.
2. Стимулировать содержание пенсионера за счет внутрисемейных источников. Если у вас в семье живет пожилой человек, вы должны иметь право на налоговый вычет из базы по НДФЛ. Еще один важный момент — пенсионеру нужна не столько сумма в рублях, ему нужна определенная услуга, связанная со здоровьем, с возможностью получить продукты, патронаж. Система патронажа — это то, что для бюджета обойдется в какие-то разумные средства, но с точки зрения реального благополучия пожилых людей будет, мне кажется, очень результативно.
3. Установить единую для всех госпенсию на уровне госминимума – 6–7 тыс. рублей на сегодняшние деньги. Единую для ВСЕХ: военных, гражданских, бывших депутатов Госдумы, бывших губернаторов, президентов, народных артистов, москвичей и жителей солнечного Магадана и т. д. и т.п. Государство предоставляет только базисный минимум, а остальные доходы пенсионера должны быть обеспечены жизненными сбережениями и межпоколенческой солидарностью. Если совсем просто: рассчитывать можно только на себя и на детей.
Что необходимо изменить в пенсионной, в налоговой, в политической системах России что бы у пенсионеров была достойная пенсия, у работающих – достойная зарплата, у предпринимателей – посильные налоги?
P.S. Мое мнение что для решения проблем ПФР необходимо провести ряд налоговых и пенсионных реформ
1. Пенсионный возраст увеличить до 62 лет. Это можно делать для женщин — на 6 месяцев в год, для мужчин — на три месяца в год. Вводить увеличение возраста с 2015 года.
2. Сегодня в России аномально низкие акцизы на табак. В случае применения в России средних ставок акцизов на табак стран ЕС, дополнительные доходы составят более 1 трл. руб., при этом пачка сигарет в среднем будет стоить 130 руб., потребление табака сократится минимум на 25-30%, а смертность — более чем 100 тыс. человек ежегодно. Эти доходы пустить на покрытие деф. пенсионного бюджета.
3. Акциз на крепкие алкогольные напитки в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в беднейших странах ЕС. При повышении акциза на крепкий алкоголь до 500 руб. за литр этилового спирта доходы от акцизов могут составить 220 млрд. руб., а бутылка водки будет стоить в среднем от 300 руб. Эти доходы пустить на покрытие деф. пенсионного бюджета.
4. Реально и оправданно повышение налогов в газовой отрасли. Объем изъятия государством природной ренты в газовой отрасли — 40%, в нефтяной — 80%. При этом нефтяные компании не разоряются и нормально себя чувствуют. Доведение изъятия ренты в газовой отрасли до уровня нефтяной дополнительно даст бюджету более 900 млрд. руб. Эти доходы пустить на покрытие деф. пенсионного бюджета.
5. Изменение правил управления для НПФ и значительное послабление регулирования. Тоесть фактически НПФ должны иметь такие же возможности что и хеджфонды и западные пенсионные фонды. Данная мера возволит увеличить размер ежегодного прироста Накопительной части пенсии в среднем до 15-25% с текщих 10%.
я даже не сомневаюсь что в текущих условиях закрытия пенсионных дыр наиболее пострадавшими окажутся простые люди пенсионеры и рабочие уплачивающие социальные налоги.
в профите же окажутся как обычно гос.структуры и чиновничья паразитная когорта, которая будет осваивать зарплаты и бюджеты выделяемые для решения этих всех проблем.
А вариант — улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы тоже никому в голову не приходит?
Поражаюсь ходу мысли господ из ABN Capital — с ПЖиВ всё ясно, от них ничего подобного жддать не приходится по умолчанию…
И да, я не считаю дефицит Пенсионного фонда и покрытие оного из гос.бюджета какой-то катастрофой. Во всем цивилизованном мире часть денег на пенсионеров тратится из госбюджета — если не напрямую выплатой пенсий, так массой льгот и дотаций. Поэтому визги наших воров во власти о том, что из бюджета дефицит фонда покрывать приходится сводятся к одной мысли — нам меньше воровать достанется.
Вот теперь каждый должен понять, что годы сверх 6 лет он будет работать только потому, что у него лично эти деньги путинцы из кармана воруют.
да, про развитие реального сектора экономики и частного капитала тоже молчок!
а ведь в развитых странах зачастую именно средний и мелкий бизнес создают рабочие места и генерируют ввп/продукт!
не хотят из своих людей культивировать средний класс, рабы нужны чтобы проще фальшивую легитимность получать!
polit.ru/news/2012/08/13/gref/
дыра в пенсионном фонде 1,75 трлн руб.
теперь вам понятно, кто заплатил за олимпиаду?
на понты дешевые
У нас и так этот налог маленький в отличии от других стран…
На мой взгляд нельзя увеличивать нагрузку на предприятия т.к. и так их душат наша бюрократия а после повышения налогов на них они вообще загнутся + ВТО…
Это мое сугубо личное мнение…