Блог им. Puh

м2

    • 13 апреля 2022, 10:00
    • |
    • Balboa
  • Еще
Денежные агрегаты

Денежная масса — наличные деньги и безналичные денежные средства резидентов Российской Федерации.

В составе денежной массы выделяют денежные агрегаты, которые различаются по степени ликвидности. Наиболее ликвидным является денежный агрегат М0 (наличные деньги в обращении).

м2

Основные понятиям2

Наличные деньги в обращении — наиболее ликвидная часть денежной массы, которая включает банкноты и монеты в обращении, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций.

м2

М1 = М0 + переводные депозиты в рублях

Переводные депозиты в рублях — средства на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт) резидентов Российской Федерации (организаций и физических лиц), открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации.

м2

М2 = М1 + другие депозиты в рублях

Другие депозиты в рублях — средства на счетах срочных депозитов и иные привлеченные на срок средства в валюте Российской Федерации, счетах в драгоценных металлах, а также все начисленные проценты по депозитным операциям резидентов Российской Федерации (организаций и физических лиц) в банковской системе.

м2

Широкая денежная масса = М2 + другие депозиты в иностранной валюте + долговые ценные бумаги

Другие депозиты в иностранной валюте — остатки средств на счетах срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств в иностранной валюте, а также все начисленные проценты по депозитным операциям в иностранной валюте резидентов Российской Федерации (организаций и физических лиц).

Долговые ценные бумаги — выпущенные кредитными организациями депозитные и сберегательные сертификаты.

Годовые темпы прироста денежных агрегатов, %

2016201720182019202020212022-120122436●М0●М1●М2●Широкая денежная масса

В феврале 2022 года годовые темпы прироста всех денежных агрегатов возросли.

Наиболее заметно увеличился годовой темп прироста наличных денег в обращении (М0) — до 11,0% (в январе 2022 года — 4,8%).

Существенный рост наличных денег обусловил повышение годовых темпов прироста денежного агрегата М1 (с 13,9 до 15,8%).

Денежный агрегат М2 на 1 марта 2022 года увеличился на 14,6% по сравнению с аналогичной датой предыдущего года (в январе 2022 года — 13,4%).

Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1 марта 2022 года возрос до 13,6% (в январе 2022 года — 12,1%).

Денежные агрегаты. Текущая динамика

  01.03.2022 Прирост за месяц, млрд руб.   Годовой темп прироста, %  
млрд руб. 01.01.2022 01.02.2022 01.03.2022   01.01.2022 01.02.2022 01.03.2022  
Денежный агрегат М0 13 913 246 -173 886   5,4 4,8 11,0  
Переводные депозиты в рублях 23 335 1 218 62 465   18,4 19,8 18,9  
Денежный агрегат М1 37 248 1 464 -112 1 351   13,3 13,9 15,8  
Другие депозиты в рублях 29 411 2 476 -831 -2   12,6 12,8 13,0  
Денежный агрегат М2 66 660 3 940 -943 1 349   13,0 13,4 14,6  
Другие депозиты в иностранной валюте 18 970 -490 1 176 291   5,3 7,8 10,2  
Депозитные и сберегательные сертификаты 6 0 0 0   -57,3 -56,7 -54,7  
Широкая денежная масса 85 635 3 450 233 1 640   11,3 12,1 13,6  

Источники: Сводный баланс действующих кредитных организаций, баланс Банка России.

Существенный прирост широкой денежной массы в феврале 2022 года (+1640 млрд руб.) был обеспечен главным образом увеличением наличных денег (+886 млрд руб.) и переводных депозитов (+465 млрд руб.).

Величина других депозитов в рублях практически не изменилась по сравнению с предыдущей датой.

Вклад секторов – держателей денег в годовые темпы прироста широкой денежной массы*, %

2016201720182019202020212022-50510152025●Прочие секторы●Другие финансовые организации и нефинансовые организации●Население●Широкая денежная масса* Данные на 01.04.2022 будут опубликованы в июле 2022 года.

В IV квартале 2021 года наибольший вклад в годовые темпы прироста широкой денежной массы продолжили вносить средства других финансовых и нефинансовых организаций. Так, за счет средств других финансовых и нефинансовых организаций было обеспечено 7,6 п.п. из 11,3% годового темпа прироста широкой денежной массы на 1 января 2022 года.

Роль средств населения1 в приросте широкой денежной массы несколько увеличилась по сравнению с III кварталом 2021 года. По состоянию на 1 января 2022 года вклад этого сектора составил 3,7 процентного пункта. Такая динамика формировалась на фоне высоких объемов кредитов (в т.ч. ипотечных), привлеченных физическими лицами в IV квартале 2021 года.


1 Под населением понимаются физические лица и индивидуальные предприниматели.

Депозиты в составе широкой денежной массы (виды депозитов в разрезе секторов). Текущая динамика

  01.03.2022 Прирост за месяц, млрд руб. Годовой темп прироста, %
 млрд руб. 01.01.2022 01.02.2022 01.03.2022   01.01.2022 01.02.2022 01.03.2022  
Депозиты — всего 71 716 3 204 407 754   12,4 13,5 14,1  
Переводные депозиты населения в рублях 10 717 853 -886 -279   14,8 13,8 7,8  
Другие депозиты населения в рублях 17 061 792 190 -299   2,9 5,3 4,5  
Депозиты населения в иностранной валюте 6 658 -48 152 -210   1,5 1,1 0,4  
 
Переводные депозиты других финансовых и нефинансовых организаций в рублях 12 618 365 948 744   22,6 26,0 30,4  
Другие депозиты других финансовых и нефинансовых организаций в рублях 12 351 1 684 -1 021 297   28,4 25,7 27,4  
Депозиты других финансовых и нефинансовых организаций в иностранной валюте 12 312 -442 1 024 501   7,8 12,1 16,3  

Прирост общей суммы депозитов в феврале 2022 года (+754 млрд руб.) был полностью обеспечен увеличением средств на депозитах других финансовых и нефинансовых организаций (+1,5 трлн руб.), из которых 1,0 трлн руб. за счет рублевых депозитов.

Депозиты населения, напротив, заметно сократились:  в рублях  — на 578 млрд руб., в иностранной валюте -  на 210 млрд рублей.

Вклад в годовые темпы прироста депозитов (виды депозитов в разрезе секторов), %

2016201720182019202020212022-10-50510152025●Депозиты других финансовых и нефинансовых организаций в иностранной валюте●Депозиты населения в иностранной валюте●Другие депозиты других финансовых и нефинансовых организаций в рублях●Другие депозиты населения в рублях●Переводные депозиты других финансовых и нефинансовых организаций в рублях●Переводные депозиты населения в рублях●Годовой темп прироста депозитов

Годовой темп прироста депозитов в рублях и иностранной валюте в феврале 2022 года увеличился до 14,1% (в январе 2022 года — 13,5%).

Наибольший вклад (8,9 п.п.) в годовые темпы прироста депозитов по-прежнему вносили рублевые депозиты других финансовых и нефинансовых организаций (в январе 2022 года — 7,8 п.п.).

Вклад рублевых депозитов населения в годовой прирост депозитов снизился до 2,4 п.п. (в январе 2022 года — 3,5 п.п.).

Вклад других депозитов других финансовых и нефинансовых организаций в иностранной валюте в годовые темпы прироста общего объема депозитов в феврале 2022 года увеличился до 2,7 п.п. (в январе 2022 года — 2,0 п.п.).

Валютизация депозитов, %

201520162017201820192020202120221624324048●Депозиты — всего●Депозиты населения●Депозиты других финансовых и нефинансовых организаций01.05 2019●Депозиты — всего:27,2%●Депозиты населения:20,2%●Депозиты других финансовых и нефинансовых организаций:36,6%

В феврале 2022 года валютизация общего объема депозитов несколько увеличилась и составила 26,5% (в январе 2022 года — 26,3%).

Депозиты населения в иностранной валюте на 1 марта 2022 года составили 19,3% от общего объема депозитов населения (на 1 февраля 2022 года — 19,5%).

Доля депозитов других финансовых и нефинансовых организаций в иностранной валюте в общем объеме депозитов других финансовых и нефинансовых организаций на 1 марта 2022 года сохранилась на уровне 33,0%.

м2

м2
м2
м2
м2
м2







★6
19 комментариев
М 2 На звр курс 230?
avatar
Константин, теперь с ЗВР не работает. И похоже курс могут рисовать любой
avatar
asfa, это да
avatar
пожалуй, почитаю ваши более ранние заметки.
познавательно.
спасибо 
Значимым событием на биржевом валютном рынке стали существенные нетто-покупки валюты населением в II и IV кварталах 2020 года, которые не перекрывались сопоставимыми покупками иностранных акций и облигаций, а также приростом средств на валютных счетах. Вероятно, часть купленной валюты была направлена в наличную форму. СЗКО и нефинансовые организации на биржевом валютном рынке традиционно выступают нетто-продавцами валюты. Крупные компании – экспортеры могут продавать валютную выручку на бирже как напрямую, так и через крупные банки. При этом в 2020 году объем нетто-продаж со стороны данных участников сократился на фоне снижения выручки экспортеров из-за падения мировых цен и спроса на сырьевые товары на фоне пандемии (что компенсировалось продажами валюты Банком России в рамках бюджетного правила).
avatar
Определение источников роста денежной массы на основе показателей баланса банковской системы 18 CASH + D + L PNBS + L GOV + CAP = NFACB+NFAB + CREDPNBS + CREDGOV CASH – наличные деньги в обращении; D – банковские депозиты; L PNBS – прочие обязательства банков перед частным небанковским сектором; L GOV – обязательства банковской системы перед государством; CAP – капитал банков; CREDPNBS – кредиты частному небанковскому сектору; CREDGOV – требования к государству; NFACB – чистые иностранные активы центрального банка; NFAB – чистые иностранные активы коммерческих банков.
avatar
 Разработка проекта денежной реформы должна считаться с возможностью валютной диверсии врага. Выпуск немцами в оккупированных ими районах крупных сумм денежных знаков советского об+ разца в целях нанесения удара по нашей денежной системе и по финансовому положению страны может потребовать проведения срочных мероприятий, органически не связанных со всей денежной реформой и направленных на пресечение и ликвидацию последствий валютной диверсии. Характер мер будет зависеть от условий и масштабов диверсии. В том случае, если диверсия будет предпринята в широком масштабе, возникает необходимость внесения изменений в реквизит обращающихся денежных знаков посредством: а) штемпелевания денежных знаков или б) замены их новыми. Все владельцы денежных знаков обязуются в установ+ ленный срок сдать их в кассы кредитных учреждений для нанесения особого штампа или для обмена на новые денежные знаки. Не сданные в установленный срок денежные знаки аннулируются. В обра+ щение выпускаются только штемпелеванные или новые денежные знаки. Эти мероприятия должны быть проведены лишь ввиду крайней необходимости. Очевидно, что штемпелевание или замена обращающихся денежных знаков новыми, предприня+ тые в ходе войны, не могут обеспечить стабилизацию рубля. Однако эти мероприятия могут быть ис+ пользованы для сокращения денежной массы, выпущенной в обращение. В этих целях могут быть установлены ограничения выдачи штемпелеванных или новых денежных знаков определенными нор+ мами. Но сданные суммы старых денежных знаков, превышающие обменные нормы, должны не ан+ нулироваться (кроме особых случаев, когда устанавливаются незаконные пути накопления денеж+ ных сумм или связи лиц — владельцев денежных сумм — с оккупантами), а либо зачисляться на осо+ бые вклады, либо конвертироваться в особый государственный заем, с тем что вопрос об этих вкладах или облигациях подлежит разрешению после войны, то есть практически — при проведении денеж+ ной реформы. В.Дьяченко 3 ноября 1943 г.
avatar
 2. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ Народно+хозяйственная целесообразность и тем самым необходимость реформы и выпуска новой валюты обусловлена следующими моментами: 1. Наличие огромной избыточной массы денег в обращении не позволяет перейти вскоре после окончания войны к открытой советской торговле на основе действующих цен нормированного снаб+ жения и препятствует правильной организации распределения народного дохода и оплаты труда. 2. Значительные суммы денежной наличности сосредоточены у небольшой части населения, при+ чем в образовании этой наличности существенную роль играют доходы спекулятивного, подчас неле+ гального, характера. 3. Рассасывание лишней денежной массы и, в частности, изъятие крупных денежных накоплений методами налоговой политики и коммерческой торговли затруднительно и потребовало бы весьма дли+ тельных сроков. Как показывает опыт последнего времени, возможности налогового вмешательства и коммерческой торговли по высоким ценам ограничены. В то же время крутое понижение коммерче+ ских цен означало бы перекачку значительных товарных масс в распоряжение держателей денег. По+ следние как раз ориентируются на такую перспективу и, видимо, придерживают деньги. Таким образом, упорядочение условий денежного обращения на основе довоенных цен, то есть методом дефляции, вряд ли возможно. 4. Приведение в соответствие денежной массы и товарооборота без выпуска новой валюты воз+ можно лишь на путях повышения в 3—4 раза общего уровня цен нормированного снабжения и соот+ ветствующего повышения заработной платы. Если же одновременно нужно предотвратить необосно+ ванное обогащение держателей крупных денежных сумм, то повышение цен (и заработной платы) должно составить увеличение примерно в 15—20 раз. Однако этот путь частичной реформы, связан+ ный с общим повышением цен, вызовет длительную неустойчивость в народном хозяйстве и будет непонятен широким слоям населения. Кроме того, при повышении единых цен до уровня рыночных и коммерческих рубль теряет свое значение удобной единицы счета и крайне обострится разрыв в ценах (и курс валюты) с другими странами. Следовательно, нужна деноминация и выпуск новой валюты, то есть денежная реформа в законченном виде.
avatar
 5. Последовательно проведенная реформа необходима также и потому, что выпуск новых денег сам по себе может быть использован для решительного упорядочения условий денежного обращения, быстрейшего по мере созревания экономических предпосылок — перехода к открытой торговле, уст+ ранения длительного периода неустойчивости в хозяйственных отношениях, обеспечения всех пре+ имуществ расширяющегося товарооборота широким слоям трудящихся при ограничении покупатель+ ных возможностей владельцев крупных денежных сумм, накопленных за время войны. В.Дьяченко 19 декабря 1944 г.
avatar
 I. ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ 7. Необходимость денежной реформы диктуется также обстоятельствами организационного по+ рядка, а именно назревшими потребностями реорганизации нашей денежной системы. За истекшие годы организация эмиссии подверглась настолько крупным изменениям, что правила и нормы эмиссии, установленные законами 1922—1924 годов, утратили всякое практическое значение. В частности, отпала необходимость в разграничении эмиссии на банковскую и казначей+ скую, утратили свое значение различия в определении законной платежной силы, норм и порядка эмиссии банковских билетов и казначейской валюты. Материалы показывают, что и до войны, в условиях бездефицитного бюджета, эмиссионные пла+ ны выполнялись с большим превышением, оказывались необходимыми особые меры, в частности по+ вышение цен государственно+кооперативной торговли. К настоящему времени масштаб цен (без учета коммерческой и рыночной торговли) повысился примерно в 10 раз по сравнению с 1928 годом и в 15—20 раз по сравнению с 1913 годом. Результатом этого является усложнение счета, сильное расхождение между покупательной силой валюты внутри страны и внешними валютными курсами. Для устранения недостатков представляется необходимым не только заменить обращающиеся ныне денежные знаки новыми, но и усовершенствовать условия, порядок и нормы денежной эмиссии, пе+ рейти к пониженному масштабу цен. В.Дьяченко 30 декабря 1944 г.
avatar
 ОБ ИТОГАХ ОБМЕНА СТАРЫХ ДЕНЕГ НА НОВЫЕ 1. Денежное обращение накануне денежной реформы. За время войны в результате значительного роста количества денег в обращении при снижении розничного товарооборота в обращении образовался большой излишек денег, у отдельных лиц образо+ вались крупные денежные накопления. 1946 год дал заметные положительные результаты в области денежного обращения. Количество денег в обращении сократилось на 8,1 млрд. рублей. Изъятие денег из обращения в 1947 году до 1 декабря шло на более низком уровне и составило за 11 месяцев 2,4 млрд. рублей. В обращении оставались значительные денежные излишки. Однако методами коммерческой торговли невозможно было осуществить полное изъятие излиш+ них денег из обращения, так как последние были распределены среди населения крайне неравно+ мерно. Без ликвидации излишков денег нельзя было решить задачу отмены карточной системы в 1947 году, поскольку владельцы крупных денежных остатков могли бы скупать товары государственной и коопе+ ративной торговли по пониженным ценам. Денежная реформа и была призвана ликвидировать изли+ шек денег в обращении, изъять из обращения фальшивые деньги. Заместитель Председателя Правления Госбанка Союза ССР А.Коровушкин Исполнители: В.Батырев, М.Усоскин 31 декабря 1947 г.
avatar
Balboa, ОБ ИТОГАХ ОБМЕНА СТАРЫХ ДЕНЕГ НА НОВЫЕ
 В.Дьяченко 19 декабря 1944 г.

1. Денежное обращение накануне денежной реформы. За время войны в результате значительного роста количества денег в обращении при снижении розничного товарооборота в обращении образовался большой излишек денег,

у отдельных лиц образовались крупные денежные накопления.
Значительные суммы денежной наличности сосредоточены у небольшой части населения, причем в образовании этой наличности существенную роль играют доходы спекулятивного, подчас нелегального, характера

 Приведение в соответствие денежной массы и товарооборота без выпуска новой валюты воз+ можно лишь на путях повышения в 3—4 раза общего уровня цен нормированного снабжения и соотетствующего повышения заработной платы.

Если же одновременно нужно предотвратить необоснованное обогащение держателей крупных денежных сумм, то повышение цен (и заработной платы) должно составить увеличение примерно в 15—20 раз.

Однако этот путь частичной реформы, связанный с общим повышением цен, вызовет длительную неустойчивость в народном хозяйстве и будет непонятен широким слоям населения.

Кроме того, при повышении единых цен до уровня рыночных и коммерческих рубль теряет свое значение удобной единицы счета и крайне обострится разрыв в ценах (и курс валюты) с другими странами.

Следовательно, нужна деноминация и выпуск новой валюты, то есть денежная реформа в законченном виде.

avatar
 Основы построения новых цен представляются в следующем виде: а) общий уровень цен и тарифов на товары и услуги личного потребления снижается против сущест+ вующего уровня единых цен примерно в 15 раз, равно как номинал заработной платы; б) отношение уровня цен на товары производственного потребления к уровню цен на товары широко+ го потребления в настоящее время втрое ниже подобного соотношения в 1913 году, а также соот+ ношения этих цен в Англии и в США. В связи с реформой необходимо подтянуть уровень цен на товары производственного потребления или, иначе говоря, номинальное понижение цен должно быть произведено лишь в 7—8 раз, что обеспечит перемещение из налога с оборота в тяжелую промышленность создаваемых здесь накоплений и упорядочит основы ценообразования; в) цены на отдельные товары личного потребления изменяются в различной степени — в зависимо+ сти от себестоимости, значения в бюджете городского и сельского населения, задач распределения народного дохода между городом и селом, а также с учетом условий спроса и объема выделяемых фондов. При помощи цен и мероприятий финансовой политики необходимо обеспечить соответст+ вие спроса предложению и надлежащий уровень потребления в городе и деревне. Для обеспечения правильного соотношения цен понадобится относительное подтягивание уровня квартирной платы и тарифов на коммунальные услуги; г) отпускные цены всех предприятий меняются один раз на дату начала обмена валюты. В этот момент происходит изменение в 15 раз денежной единицы как основы калькуляции и оценки фондов.
avatar
 На протяжении всего периода проведения реформы политика цен должна быть использована как один из дополнительных способов ограничения реальных накоплений, сосредоточенных в круп+ ных денежных суммах. Решению этой задачи должны служить относительно повышенные цены на промтовары. В том же направлении следует использовать налоговую политику, а также некоторые меры прямого ограничения обмена крупных денежных накоплений (в случаях неосновательного обогащения). Четвертый этап реформы — закрепление ее результатов и, в частности, твердое регулирование объема денежного обращения. Примерный объем необходимой товарообороту денежной массы в новой валюте составит около 2 млрд. руб. — исходя из 20 млрд. руб., обращавшихся перед войной (в 1928 году — 1,7 млрд. руб., в 1913 году — 2,5 млрд. руб.). Так как обмен по курсу 1:200 потребует около 300 млн. руб. новой валю+ ты, то объем новой эмиссии может составить до 1,7 млрд. руб., то есть 17 млрд. руб. в довоенных единых ценах. Примерно треть этой суммы поглотит двухнедельная заработная плата. Естественно, что объем эмиссионных операций, особенно в первый период реформы, должен быть строго сообразован с потребностями товарооборота. Таким образом, денежная реформа методом обменного курса может быть проведена по одному из двух изложенных вариантов, причем второй путь представляется несколько более сложным, но уско+ ряет переход к открытой торговле и более последовательно решает все основные задачи реформы. Можно полагать, что при благоприятных обстоятельствах реформа может быть непосредственно начата (выпуск новых денег) менее чем через год после окончания войны.
avatar
 В ходе проведения реформы, на ее заключительном этапе, нужно будет произвести обмен на но+ вую валюту и перевод на новый счет имеющихся в обращении денег и обязательств. При организации обменной операции необходимо иметь в виду следующие задачи: а) своевременно обеспечить население, хозорганы и учреждения новыми деньгами и не допускать перебоев в производстве обмена; б) предоставить населению и всем учреждениям и предприятиям вполне удобные условия — в смысле времени и места — для обмена имеющихся старых денег и других денежных обязательств на но+ вые; в) обеспечить своевременное изготовление новой разменной монеты и насыщение оборота достаточ+ ным количеством мелких денег; г) по возможности ограничить обмен крупных денежных сумм, накопленных незаконным образом
avatar
 С целью предотвращения злоупотреблений и ослабления нагрузки кассово+кредитного аппарата обмен денежной наличности касс предприятий и учреждений (кроме розничных торговых организа+ ций, транспортных и зрелищных предприятий, а также финорганов) производится за несколько дней до начала обменной операции с населением. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 ГОДА В ДОКУМЕНТАХ: ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 51 Обмен наличности у торговых и других организаций, которые по необходимости будут принимать старые наличные деньги от населения во время обменного периода, должен производиться уже по курсу 200:1. Расчетные и ссудные счета, а также дебиторско+кредиторские расчеты пересчитываются накануне дня общего обмена по курсу 15:1; составляются новые балансы. Обмен наличных денег у населения производится начиная с одного общего дня, но в дифференци+ рованные сроки. Как правило, в городах обмен производится в течение 10 дней, а на селе — до меся+ ца. Об обмене население извещается за неделю до его начала. Одновременно публикуется выкупной (обменный) курс. Для борьбы с необоснованным обогащением вводится специальный порядок обмена денежных сумм, превышающий 10 тыс. рублей. Обмен старых денег в сумме до 10 000 руб. производится единовре+ менно, о чем делается условная пометка на паспорте или заменяющем его документе. Обмен в сумме до 1000 руб. производится без отметок. В городе обмен производится, как правило, по месту работы, а в деревне — при сельсоветах. Обмен денег на сумму свыше 10 000 руб. производится, как правило, в учреждениях Госбанка, которые своевременно инструктируются о порядке обмена крупных сумм. В связи с вопросом об организации обмена следует иметь в виду ряд осложняющих обстоятельств. В самом деле, трудно рассчитывать, что путем ограничения обмена можно помешать использова+ нию денег спекулянтом, нажившим, скажем, 200 тыс. руб. (в новой валюте — 1000 руб.). Во+пер+ вых, значительная часть этих спекулянтов уже в настоящее время превращает свои деньги в матери+ альные ценности. Во+вторых, сохраняется такая возможность накануне и во время проведения обме+ на. В+третьих, будут привлечены подставные лица. Не следует упускать из виду, что непосредствен+ ная подготовка обменной операции потребует втягивания в эту подготовку многих тысяч людей в рай+ онах и на предприятиях, а следовательно, обеспечить момент внезапности будет трудно. На протяжении всего этого периода будет происходить бегство от денег и повышение цен, обост+ рится спекуляция. С другой стороны, учреждениям Госбанка понадобится проводить весьма сложную следственную работу, что затянет обмен и создаст ряд неудобств для широких слоев населения. Учитывая сказанное, а также решительное обесценение крупных денежных сумм высоким кур+ сом, административные ограничения представляются мало целесообразными. Это отнюдь не исклю+ чает тщательного наблюдения за обменом крупных денежных сумм и соответствующей организации обмена. С момента начала обмена новая валюта принимается во все платежи. Старые деньги с этого же дня в течение 3 дней принимаются только в оплату хлебобулочных изделий и тарифа на городском и же+ лезнодорожном транспорте. В течение этого срока устанавливается усиленный контроль со стороны Госбанка над составом денежной выручки хлеботоргующих и транспортных организаций
avatar
 В отношении денег, осевших на вкладах в сберегательных кассах, трудно определить, в какой мере они являются сбереженной заработной платой или результатом доходов, извлеченных от продажи по рыночным ценам. Равным образом вклад в сберкассе и наличные деньги могут в любой момент при+ нять ту или другую форму. Поэтому обмен денег, внесенных на все виды вкладов физических лиц в сберкассах (а также и в Госбанке), должен производиться по выкупному курсу. Блокированные вклады (спецвклады) достигают 8 млрд. руб. и представляют значительную по+ тенциальную платежную силу. Спецвклады следует заблаговременно разбронировать и зачислить на обычные вкладные счета. Рабочим и служащим должна быть предоставлена возможность использовать эти средства еще до ре+ формы, в меру расширения товарных фондов. Обменная операция по вкладам сберкасс происходит в одно время с обменом наличных денег. Ста+ рые счета закрываются, и открываются новые счета на сумму не ниже 50 копеек. Если такой суммы не окажется, то остаток переносится на объединенный счет; вкладчику посылается извещение, и в случае невостребования денег в течение года они зачисляются в доход казны. Остальные вкладчики получают вкладные книжки нового образца. В этой связи значительная часть низовых самостоятель+ ных сберкасс преобразуется в кассы агентского типа при учреждениях связи. В отношении займов следует установить дифференцированный подход к массовым займам и к зай+ му 1938 года (в обращении около 1 млрд. руб.). Этот последний следует выкупить до реформы. Учи+ 52 ПО СТРАНИЦАМ АРХИВНЫХ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ тывая политический характер долга по массовым займам, а также долгосрочность этих займов, их следует конвертировать по курсу деноминации (15:1). Для обмена старых облигаций на новые дол+ жен быть установлен 2—3+месячный срок. С целью ограничения обмена у лиц, незаконно скупивших облигации массовых займов, следует установить порядок обмена, аналогичный с обменом наличных денег (повысив лимит до 25 тыс. руб.). В качестве возможного варианта следует обсудить целесообразность конвертирования массовых займов по выкупному курсу, учитывая: а) нежелательность применения двух различных обменных курсов при расчетах с населением; б) имевшую и имеющую место скупку облигаций займов лицами с большими денежными накоплениями; в) сдачу в фонд обороны значительного количества облигаций; г) существенное значение рыночных доходов как источника оплаты облигаций массовых займов (кол+ хозники, отчасти рабочие и служащие); д) целесообразность старого государственного долга и затрат по нему, а также расчистку поля для развития новых кредитных операций. В этом случае следовало бы значительно сократить срок займа (до 3—5 лет). Следовало бы также покончить с системой выиг+ рышных займов, установив процентный доход. С целью стимулирования дела личного страхования, уч
avatar
 Обмен прочих обязательств, как государства перед населением, так и населения перед государст+ вом и личные имущественные обязательства граждан между собой производится по выкупному курсу. Необходимо своевременно подготовить достаточное количество разменных денег. Наличие в стра+ не металлической монеты на сумму около 700 млн. руб. предопределяет необходимость ее обмена на новую валюту по выкупному курсу. В противном случае появление на рынке такой большой массы денег, к тому же в известной части сконцентрированной в руках крупных держателей, нарушило бы равновесие рынка и означало бы неосновательное обогащение лиц, тезаврировавших металл. На основе опыта прошлых лет потребность оборота в металлической разменной монете определя+ ется примерно в 10—12% к общей массе денег в обращении. Исходя из ориентировочных подсчетов к моменту реформы понадобится около 150—200 млн. руб. мелких разменных денег. Необходимо предусмотреть, чтобы новая монета резко отличалась от старой, во избежание пута+ ницы и злоупотреблений. Важность правильной и четко организованной обменной операции диктуется поставленными выше задачами и масштабами самой операции. Помимо обмена денежных эффективов, предстоит обменять другие денежные обязательства государства перед населением в значительной сумме, превышающей почти вдвое количество денег в обращении. Только по массовым займам долг составит в ближайшее время около 100 млн. руб.; далее нужно учесть вклады сберкасс — 5 млрд. руб., спецвклады — 8 млрд. руб., вклады полевых касс — 3 млрд. рублей. В.Дьяченко 19 декабря 1944 г.
avatar

теги блога Balboa

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн