Блог им. Gusman

Серия постов про макроэкономику. Пост №1

Уважаемые смартлабовцы, я догадываюсь, что многие из вас имеют экономическое образование. Я догадываюсь о том, что многие из вас понимают что такое макроэкономика. Но почему-то я думаю, что некоторым, возможно, пригодятся базовые знания. 

Макроэкономика

Разновидности экономик

Почему экономисты вообще используют это слово – Макроэкономика? Почему нельзя использовать привычное и понятное слово – экономика? Еще и микроэкономика существует. Как обычно, начнем с терминов. Помимо этого, я постараюсь провести метафору через каждое понятие. Сначала описание термина, а после – метафора.

Экономика – это очень широкое слово (как медицина). Однако, в двух словах, это — обмен товарами. Раскручиваем клубок – раз есть товар, значит должно быть и производство, раз есть производство, значит есть рабочие, раз есть рабочие и т.д. Ну и про обмен – раз есть обмен, значит, есть мера стоимость, раз есть мера, значит есть деньги и т.д. То есть, «Экономика» — это самая первая, самая большая форма матрешки.

Метафора – на предприятии работают люди. Их много. Они все разные. Они занимают разные ступени в иерархии. У них у каждого есть свои особенности. Но они все люди – это признак, по которому мы их объединяем. Наша задача поднять благосостояние этих людей. Выпускаем приказ – те, кто проработал более 5 лет, тому премия.

 

Макроэкономика – в двух словах, это про экономику, но с точки зрения какого-либо субъекта, например, страны, области, города, района, дома. То есть, это про группу лиц. Самое важное слово – группа. То есть, мы рассматриваем участников экономических отношений, как группу. Не важно какого размера. Соответственно, для нас важны методы, которые могут воздействовать на группу лиц. Важно – мы не опускается до уровня конкретного лица, мы разрабатываем различные метрики именно для групп лиц.

Метафора – на предприятии, в отделе продаж работают люди. Именно мы говорим про отдел продаж. Не про всех людей, а именно про группу людей, которые работают в отделе продаж. У каждого из них есть свои особенности. Кто-то мужчина, а кто-то женщина. Но для нас это не важно. Они все сотрудники отдела продаж. Задача – поднять благосостояние сотрудников отдела продаж. Приказ – те, кто продал более 100 единиц, получают бонус. И нам не важно, что некоторые конкретные лица не в состоянии продавать более 100 единиц. Все сотрудники отдела продаж для нас равны.

 

Микроэкономика – это про конкретных лиц. Например, микроэкономика конкретного предприятия. Не группы предприятий, например отрасль. А именно экономика конкретного предприятия. Самое важное слово – конкретного.

Метафора – в отделе продаж работает конкретный человек – Степан. Задача – поднять благосостояние Степана. Приказ – выписать Степану грамоту, потому что для него важна нематериальная мотивация. То есть, мы рассматриваем проблему конкретного лица. Возможно, его проблема уникальна и подход к Степану невозможно масштабировать на всех.

 

С разновидностями экономики разобрались. Теперь про Макроэкономику.

 

Макроэкономические столпы

На мой взгляд, макроэкономика стоит на трех столпах: производство, деньги и ожидания. Про каждый столп по порядку.

 

Метафора в качестве введения

Далее будет идти речь о стране, которая не является эмитентом резервной валюты, например, Россия.

Обыватель считает, что ценность страны – это деньги. Некоторые наивно полагают, что государства пытается извлекать прибыль исходя из своих действий. Под прибылью я имею ввиду разницу между ценой покупки или ценой продажи. Государства имеет возможность создать такой объем денег, который ему требуется. Тут можно возразить – «Так может убрать налоги, раз деньги можно создавать? Зачем мы платим огромные проценты банкам, если государство за нас может создать деньги и передать их коммерческим банкам в виде наших отчислений?»  

На данном этапе следует разобрать такое явление как – инфляция. Это очень большая тема и требует отдельного поста. Но все же, постараюсь быть кратким. Если государство будет печатать деньги бесконтрольно, это создаст инфляцию. Задача государство – поддерживать определенный объем денег в стране. «Лишняя» масса денег изымается через налоги и инвестируется в поддержание и развитии страны. Если у людей много прибыли, значит и «лишних» денег много. Значит больше придет в бюджет, значит больше будет инвестировано. Но про «лишние» деньги мы еще поговорим.

Раз деньги не являются ценностью, то, что тогда ценность?

А) Золотовалютные резервы – это ценность. Ценностью является то, что имеет стоимость во всем мире.

Б) Производство.

 

Чтобы понять какое место занимает производство, предлагаю вам метафору:

Вы – состоятельный предприниматель. Вам 50 лет. Вашему сына 20 лет. Чего вы хотите больше? Что ваш сын получил в наследство ваш капитал и жил на него, либо же, ваш сын научился быть востребованным, ценным, полезным, дорогим человеком для того общества, в котором он живет? Перефразирую – вы хотите, чтобы ваш сын стал держателем вашего капитала, либо ваш сын стал создателем востребованного продукта или услуги?

Государство, как и родитель, пытается сделать так, чтобы население страны, как его ребенок, создавало ценный для мира продукт или услугу. Чтобы результаты деятельности населения пользовались спросом со стороны жителей других стран. (Вышеописанное относится к странам с открытым типом экономики). Государство, как и родитель, должно направлять и подталкивать свое население к производству высоко востребованной продукции на текущий момент. Не чинить преград, помогать технологически, финансово и т.д.

То есть, ценность страны – это способность производить востребованные товары и услуги для жителей других стран.

 

Производство

И так производство.

Производством считается все, что производится человеком, и при этом имеет цену. То есть, если вы сделаете крепость из песка в песочнице, это нельзя назвать производством. Потому что за нее нет желающих заплатить. Но если вы убедите остальной мир, что именно ваша крепость делает других детей счастливыми, у крепости появляется спрос, а значит и цена. То есть, крепость становится экономическим объектом. А раз кто-то готов заплатить за вашу работу, значит вы произвели продукт.

Услуги также являются частью производства. Даже если вы терапевт, работаете в государственной клинике и проводите только консультации, вам государство готово платить. Значит вы производите услугу. Люди, пришедшие к вам на прием, скинулись вам на зарплату (через налоги) и пришли к вам потреблять услугу, которую вы производите.

Производство – это самая важная часть макроэкономики. Предположим, что ваша страна – ваш остров, производит фрукты. Ваша страна находится в такой точке мира, где фрукты растут лучше всего. Ваша государственная экономика заточена под производство фруктов. Однако, одежду страна производит плохо по той простой причине, что нет легкой промышленности. (нужно ли производство одежды в стране, где хорошо растут фрукты, обсудим в рубрики #экономмысль) В связи с этим, вы заключаете контракт с другой страной на поставку одежды в вашу страну. То есть, вы начинаете импортировать товары.

Возникает логичный вопрос – а сколько одежды вам отправят взамен одному ящику фруктов? На этом этапе возникает такое явление, как цена. Цена – это востребованность в вашем продукте, это уникальность вашего продукта. Если ваш продукт очень востребован обществом, и его нет ни у кого кроме вас, вы в праве назначать любую цену за ваш продукт. Таким образом вы будете получать любую продукцию за цену, которую назначите вы. При этом важно не забывать, что если вы столкнетесь с другой страной, уникальным производителем чего-либо, например, Урана, ваш партнер будет вести себя так же, как и вы – назначать любую цену.

Представим, что в какой-то другой стране научились выращивать такие же фрукты, как и у вас. В этот момент, появляется такое слово, как конкуренция. Вы уже не можете назначать любую цену. Вы вынуждены назначать равную, либо цену ниже, чем ваш конкурент. В противном случае, вы рискуете остаться без одежды.

Прошу обратить внимание – вы рискуете остаться без одежды. И это самый важный вопрос. Если ваше производство не конкурентноспособное, вы рискуете остаться без какого-то продукта, который либо очень дорогой, либо не качественный, если производить своими силами. Либо вы рискуете остаться вообще без этого продукта.

Мир так устроен, что одни страны производят одно, а другие, другое. Ваше племя требует от вас, как от лидера страны-острова, обеспечить народ одеждой. В связи с этим, вы вынуждены развивать свое производство, чтобы дать цену ниже, чем у вашего конкурента.

 

Вывод.

Мировая экономика – это про обмен товаров между странами. Лучше живет тот, у кого самый востребованный и самый уникальный продукт.

Производство страны – это процесс создания востребованных и уникальных продуктов.

 

Следующий пост – Чем измеряется производство

 

#Макроэкономика

Об этом и многом другом в телеграм-канале

t.me/macrorf

★1
4 комментария
Это реферат чтоли был? Давай зачетку
avatar
Совсем для детей, с такими текстами на дзен нужно.
да, класса для 9-го
avatar
Барсик, к сожалению большинство наших сограждан и этих азов не знает. Автор — молодец, пиши ещё.

теги блога Гусенцов Артем

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн