Блог им. happycoinclub
Правительство России утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота криптовалют.
Она предполагает проведение всех операций с криптовалютами через российские банки, идентификацию владельцев цифровых валют, введение лимитов для неквалифицированных инвесторов и целый ряд других мер, которые должны ограничить массовое принятие криптовалюты среди российских граждан. Так власти РФ видят легализацию криптовалюты в стране.
Однако декларируется другое: «интеграция оборота цифровых валют в финансовую систему и обеспечение контроля за денежными потоками в контуре кредитных организаций».
В чьих интересах написана данная концепция, и как подают данное регулирование в Госдуме?
Граждане могут ей (криптовалютой) владеть и распоряжаться так, как они считают нужным. Но при этом это будет максимально легализовано, идентифицировано, и с оборота должны платиться налоги.
Эта концепция — такой консенсус всех криптозащитников, — прокомментировал Замглавы рабочей группы Госдумы по регулированию криптовалют Андрей Луговой.
При этом депутат забыл добавить, что представленная концепция сегрегирует граждан по типу квалифицированных и неквалифицированных.
Многие ли их тех, кто 5-6 лет присутствует на крипторынке, соответствует этим требованиям? Нет сомнений, что это единицы. Таким образом, люди лишаются возможности самостоятельно приобрести криптовалюту, которая в соответствии с законом «О цифровых финансовых активах» признаётся имуществом.
Есть ещё один интересный момент. За неделю до утверждения концепции законодательного регулирования оборота криптовалют, ООО «Атомайз», одним из ключевых инвесторов которой является «Интеррос» Владимира Потанина, получило статус оператора информационной системы по управлению ЦФА.
Правительство в очередной раз демонстрирует, что принимает законодательные акты в интересах богатой части российского общества.
Заместитель председателя правительства и главы аппарата Дмитрия Григоренко поручил министру финансов Антону Силуанову совместно с Банком России внести в правительство соответствующий проект федерального закона. Срок исполнения поручения — до 18 февраля 2022 года. Откуда такая спешка — тайна для общественности, поскольку ранее наши госорганы не спешили с регулированием российского крипторынка. Например, подготовка и обсуждения ФЗ «О цифровых финансовых активах» длились на протяжении трёх лет.
20 января Банк России выпустил доклад «Криптовалюты: тренды, риски, меры», в котором предлагал полный запрет криптовалют, а уже 28 января правительство РФ подготовило «дорожную карту» по регулированию операций с криптовалютами. И вот 8 февраля мы увидели уже утверждённую концепцию с указанием конкретных сроков появления нового законодательного акта.
Всё это сильно напоминает схему «плохой-хороший полицейский», при которой ЦБ должен был напугать крипторынок, после чего на свет появился более мягкий вариант с массой ограничений.
Газета «Известия» опросила банки с универсальной лицензией о готовности начать работать с криптовалютами. Единственная организация, сумевшая ответить на этот вопрос, — представительство австрийского Райффайзенбанка.
По мнению руководителя управления клиентского счастья Райффайзенбанка Кирилла Матвеева, банки уже имеют выработанную систему идентификации и мониторинга финансовых транзакций. Её перенастройка на операции с криптовалютой — логичный ход. По его мнению, несмотря на существенные затраты, внедрение такого механизма со стороны банка займёт не более года.
В администрации биржи Binance поддержали концепцию Минфина. Контроль, а не запрет позволит легитимизировать рынок и создать возможности защиты прав инвесторов, сообщила GR директор Binance в СНГ Ольга Гончарова. Концепция вписывается в международное регулирование, вводя обязательные проверки по принципам «знай своего клиента» и противодействия отмыванию денег.
Генеральный директор Crypterium и Choise.com Владимир Горбунов заявил, что желание правительства привязать криптовалютчиков к российским банкам и обеспечить им монопольное положение на рынке не пойдёт на пользу российскому сегменту крипторынка. Произойдёт замыкание индустрии, которая способна создавать продукты для глобальной аудитории. Горбунов предложил создать криптолицензию на предоставление услуг для других участников рынка, а не только банкам.
Согласно концепции, главная роль в операциях с криптовалютами отводится банкам. Соответственно, владелец криптовалют должен обратиться к ним и сдать все свои данные от фотографии до IP. Готовы ли пользователи, которым по 100 раз на дню звонят мошенники, получившие доступ к банковским данным, идти на подобный риск?
Введение дополнительно посредника в существующую цепочку операций с криптовалютами, который назначит дополнительную комиссию, целесообразно только при защите интересов инвесторов.
Для многих пользователей в России концепция закроет возможность работать на крипторынке, как в частном порядке, так и для ведения бизнеса. Мало кто, будучи знакомым с криптовалютами, захочет получать лицензии или статусы квалифицированного инвестора, а свои операции доверять банковскому сектору. Эксперты полагают, что, скорее всего, концепция только увеличит чёрный рынок и запустит создание альтернативной криптовалютной экономики.
Кроме того, незадекларировавшие оборот криптовалютных транзакций на сумму более 600 000 рублей (эквивалентно 0,18 BTC) пользователи столкнутся с уголовным преследованием. Штрафы также будут взиматься с тех, кто незаконно принимает криптовалюту в качестве платёжного средства.
Примечательно, что даже во время СССР, когда за операции с долларом предусматривался расстрел, существовал чёрный рынок обмена.