Наш ЦБ регулярно публикует доклад о финансовой стабильности, где пишет о рисках для мировой и российской экономики.
Последний можно прочитать по этой ссылке https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31582/OFS_20-2.pdf
В нем содержится о новом углеродном налоге от ЕС (стр. 73)
«В декабре 2019 г. ЕС анонсировал «Европейский зеленый курс» (European green deal), цель которого – сделать экономику ЕС климатически нейтральной к 2050 году. Для этого необходимо радикально снизить выбросы углерода в атмосферу. Одной из мер в рамках курса станет введение углеродного налога на импорт в ЕС (EU carbon border tax). Методика его расчета пока точно не определена, но теоретически размер налога будет зависеть от величины выбросов при производстве того или иного товара. Механизм и сроки введения углеродного налога в ЕС находятся на стадии рассмотрения. Ожидается, что к импортируемым товарам будет применяться механизм «углеродного ценообразования» (введение НДС на углеродный след, оставляемый компаниями). Считается, что сбор может быть введен к началу 2022 года.
Вследствие того что 41,7% всего российского экспортного товарооборота приходится на страны ЕС, углеродный налог на импорт станет важным вызовом для российских экспортеров.
Введение углеродного налога повлечет рост себестоимости товаров российских компаний экспортеров по ряду отраслей, что может негативно сказаться на их рентабельности и привести к обострению конкуренции среди российских компаний, поставляющих товары в ЕС. Данные последствия особенно характерны для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Например, если рост издержек приведет к повышению цен на российскую нефть, страны ЕС начнут наращивать поставки нефти из тех стран, где добыча оставляет меньший углеродный след. Производство удобрений, целлюлозно-бумажная и стекольная промышленность также могут ощутить значительную нагрузку в зависимости от типа введенного налога. Для экспортеров азотных удобрений углеродный налог может достигать 40–65% текущей экспортной стоимости, из-за чего российские производители могут лишиться доли рынка в ЕС, уступив позиции странам с меньшей углеродной интенсивностью. В то же время введение углеродного налога в ЕС может стать возможным для российских экспортеров, углеродный след которых ниже, чем у основных зарубежных конкурентов.
На 1 августа 2020 г. доля задолженности компаний, занимающихся деятельностью с высоким уровнем углеродного следа, в общем корпоративном портфеле составила 15,1% с долей просроченной задолженности 7,3%, что свидетельствует о потенциально значимых рисках для банковской системы.»
Расходы на налог для российских компаний составит 3-4,8 млрд долларов ежегодно. Данный фактор однозначно негативен и для нашего рынка акций и для рубля.
Но в докладе, в основном, говорится о тех кто проиграет от введения нового налога: нефтяники, металлурги и производители удобрений. Может кто-то знает какие российские компании выиграют от данного налога? У кого углеродный след меньше чем, у зарубежных конкурентов? Или хотя бы где можно поискать эту информацию?
Зная умственные способности чиновников ЕС, считаю, что вся эта лабуда абсолютно непредсказуема. Разве что попробовать раскинуть карты…
Что можно предсказать (опять же опираясь на знание их чиновников) — что российским компаниям это не сулит ничего хорошего.
Но НАСКОЛЬКО отразится на нас и насколько НА НИХ? — это тоже ВОПРОС!
Пусть подсыпят еще чуток соли себе на… Ну, вы поняли. )
ИМХО это не тот вопрос, который повлияет на что-либо существенно.
Не там копаете, на этом «бизнес не сделаешь».
Далее, гипотеза о связи потепления и выбросов не вполне доказана. Никто не доказал, что нам не грозит возврат к ужасному ледниковому периоду. Более того, никто еще не доказал, что потепление — это в целом для жителей земли плохо. По мне — так это хорошо.