Блог им. Terrazini
В лучших традициях песни про «девушку по имени Элис», и я воскликну «А кто не знает НОРКУ?» (кто не знает google в помощь). Мой любимчик на российском рынке, компания которая всегда «невероятно переоценена» для чёртовых ютьюб-телеграмм-гуру, продающих свои сигналы свежим инвесторам. Частенько мне приходится смеяться, когда я слышу от некоторых публичных ютьюб – аналитиков, что ГМК переоценен и он встал в его short, против long Русала. Гы )
Ребята, запомните – шортить рядовому инвестору вообще противопоказано – вынесут ногами вперед, организовав корнер (а-ля Тесла).
ГМК всегда стоил дорого, всегда был переоценен и так будет еще много-много лет / десятилетий – пока не смену МНППР (медь-никель-палладий-платина-родий) не придут более дешевые, искусственно синтезированные материалы.
Медь – это провода в строительстве, энергетике, автомобилях, кораблях, спутниках, и т.д.
Никель – в вашей нержавеющей кастрюле и холодильнике на кухне, в технологическом оборудовании — в любой нержавеющей стали, в аккумуляторе Теслы и любого другого электромобиля.
Платина, палладий и родий – в катализаторах выхлопных газов любого автомобиля на этой планете а также в промышленных катализаторах — везде где требуется очистка вредных выхлопных газов.
1) Палладий – «драгоценный» промышленный металл. 80% спроса на палладий – это автомобильная отрасль. Используется он в производстве систем контроля выхлопных газов (автомобильных катализаторах). Регионы – потребители – это в первую очередь очаги мирового автомобилестроения: США, Европа и Китай.
На фоне борьбы за экологичность транспорта государства начали вводить экологические нормы и стандарты для автомобилей. Чтобы минимизировать выбросы выхлопных газов, начали применять палладий (для бензиновых двигателей) и платину (для дизельных).
По итогам 2018 года большую долю рынка занимали бензиновые двигатели (57,2%), на втором – дизельные (34,1%).
Содержание товарной корзины ГМК в автомобилях:
Очевидно, что рост технического прогресса сформировал новый тренд в автомобилестроении — переход на полностью электрический транспорт. И в данном случае, ГМК является главным бенефициаром этого тренда (грубо говоря, ГМК — это продавец лопат во времена золотой лихорадки).
Фактически ГМК является монополистом рынка палладия, контролируя 41% мировой добычи этого металла:
2) Платина:
Помимо вышеуказанных металлов, ГМК добывает серебро и золото — в том на мощностях нового, перспективного дочернего предприятия «Быстринский ГОК».
Активы компании растут, чистая прибыль Х 5,8 за 7 лет, свободный денежный поток вырос Х 14 за тот-же период, а EBITDA, с которой мы получаем дивиденды — Х 3,8 за 7 лет.
Компания работает с сумасшедшей маржинальностью 43% (!!!). Такой маржинальностью не может похвастаться Google & Facebook и даже большинство биотехнологических компаний.
ГМК платит щедрые дивиденды акционерам, не гнобит миноритариев – дивидендные интересы которых защищены акционерным соглашением с Русалом как минимум до 2023г.
Новая редакция акционерного соглашения ГМК предполагает зависимость объема выплат дивидендов от соотношения чистого долга к EBITDA за отчетный период.
В качестве новых дивидендных ориентиров установлены: 60% EBITDA, если соотношение уровня чистого долга компании к EBITDA на конец соответствующего года будет менее 1,8x, и 30% EBITDA, если уровень чистого долга/EBITDA будет более 2,2x.
Доля EBITDA в диапазоне от 60% до 30% рассчитана обратно пропорционально уровню чистого долга к EBITDA, если уровень чистого долга к EBITDA на конец соответствующего года будет в диапазоне от 1,8х до 2,2x.
Единственно, я с некоторым огорчением для себя воспринял отказ ГМК участвовать в проекте Арктик-Палладий, который мог-бы обеспечить кратный рост производства ГМК как меди, так и металлов платиновой группы.
С другой стороны, благодаря этому решению, ГМК не будет направлять огромные средства на инвестиции, а значит выплатит не израсходованные средства акционерам щедрыми дивидендами.
Market Cap $: 44.45 Bil.
Enterprise Value $: 50.70 Bil
EV-Net income 8,5 (!!!)
EV-to-EBITDA 6,93
PB Ratio 13,24
PS Ratio 3,56 (очень низко для супер маржинальной выручки)
PE Ratio 8,06
P/FCF 9,84
ФИНАНСОВОЕ ЗДОРОВЬЕ
Debt-to-EBITDA 1.12
Cash-To-Debt 0,28
Interest Coverage 20 (покрытие процентов по долгам краткосрочными активами глубоко положительное)
Altman Z-Score 4.78 (риск банкротства низкий)
Как говорится, видели и лучше, но в целом компания устойчива, долг не значительный и ей не грозит риск дефолта. Кэша на счетах компании 2784 млн.долл — примерно половина от годовой чистой прибыли.
Gross Margin % 74,40
Operating Margin % 51,7
Net Margin % 42,63
ROE % 164,31
ROA % 32,15
3-Летний Темп Роста Выручки 15,9%
3-летний темп роста EBITDA 25,3%
3-летняя прибыль на акцию 29,4%
66,75% акций компании принадлежат трем мажорам — Потанину, Дерипаске и Абрамовичу:
Free float составляет 33,25%, но фактически бумаге мало на рынке. Ее давно пропылесосили вот эти звездные ребята с Уолл-Стрит:
Поэтому не надо удивляться, когда очередную партию ютьюб-гуру, шоркающих эту бумагу, вынесут вперед ногами.
ГМК Норильский никель имеет устойчивый и перспективный бизнес, добывает редкоземельные металлы и жирует, продавая их с высокой маржинальностью.
Компания торгуется с хорошей, очень хорошей скидкой – всего 8,5 годовых чистых прибылей (после уплаты всех налогов). Господа – зачем организовывать свой бизнес? Зачем подвергать себя риску со стороны многочисленных контролирующих, сажающих и прочих «…их» и «…ых» органов? Купи ГМК и спи спокойно.
19 июня 2020 года ГМК сообщил, что через австралийскую дочернюю структуру MPI Nickel Pty Ltd заключил соглашение о продаже проекта Honeymoon Well. Покупателем выступает BHP Billiton Nickel West Pty Ltd (далее — «BHP» или «Покупатель»), 100%-ное дочернее предприятие BHP Group Limited. Сумма сделки не раскрывается.
Что это означает: С высокой долей вероятности — выплату спец. дивиденда (учитывая вечно голодного и недоедающего мажорного акционера Русал) + деньги на выплату штрафов за розлив топлива + что-нибудь останется на инвестиции (возможно, после стабилизации мировых рынков, компания вернется к проекту Арктик-Палладий).
Давление на котировки сейчас оказывает установленная Росприроднадзором сумма ущерба 148 млр.руб. от последствий розлива топлива — в такую сумму Росприроднадзор оценил последствия разлива топлива под Норильском. Выплата обойдется в треть годовой прибыли. Норникелю уже предложено его добровольно покрыть. Акции компании упали после этой новости на 4,2%, но уже сегодня отыграли часть потерь.
Взвесим фактуру:
— Расчет ущерба неожиданно очень большой, но на финансовую устойчивость Норникеля он повлияет не слишком сильно. Норникель вполне способен выдержать такую выплату: на конец 2019 года на счетах было 172 млрд руб., вместе с неиспользованными кредитными линиями общий размер подушки ликвидности превышал $7 млрд. При этом запланированные на этот год капитальные вложения составляют $2,5 млрд.
— Сумма ущерба составляет: 5.2% от капитализации компании, 10.3% от активов компании, 22.7% от EBITDA, 34.6% от прибыли компании, 71.9% от денег на счетах по данным последней отчетности.
— Вчера акции НорНикеля потеряли 4.2%. За месяц с момента аварии потери составляют 10.5%. С начала года: -4.5%. За год акции прибавляют +26.3%.
— Краткосрочно – это негатив; долгосрочно это не слишком существенное событие (пока даже не известно, какой именно штраф будет оплачен и в какой срок).
— Штраф может серьезно отразиться на размере дивидендов. Штраф существенно скажется на показателе чистой прибыли за 2020 год. В июне Владимир Потанин предложил своим партнерам по акционерному соглашению — «Русалу» (27,8%) и Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова (4,2%) — сократить дивиденды за 2020 год до минимального уровня в $1 млрд. (за 2019 год компания заплатила $4,8 млрд дивидендов). Русал тогда заявил, что готов рассмотреть размер конкретных дивидендных платежей «Норникеля», когда акционеры будут располагать точной информацией об ущербе. Однако после объявления о штрафе в «Русале» отметили, что его размер оказался «неожиданным».
— Размер ущерба может быть оспорен или Росприроднадзор согласует выплаты в течение нескольких лет, также в сумму ущерба могут зачесть стоимость работ по ликвидации последствий. Сценарий спора в суде я исключаю – если размер ущерба предварительно обсуждался с президентом, то ни какой суд не поможет. Если – же нет, то не исключаю сценария законного «договорняка» — рассрочка, какое-либо уменьшение и зачет средств на ликвидацию последствий.
— Без дивидендов Норникеля, «Русал» (27,8%) имеет риск дефолта по бондам. Русал будет защищать свои (и наши) дивиденды до последнего патрона. Вполне возможно, что размер дивидендов серьезно не снизится, но Норникель может увеличить долговую нагрузку: коэффициент чистый долг / EBITDA вырастет на 0,25х (на конец 2019 года — 0,9х) и станет равным 1,15х – ближе к границе, начиная с которой ГМК должна снижать дивиденды (1,8х), но не превышая её.
— Выплата штрафа частично или полностью будет покрыта деньгами за продажу австралийского проекта Honeymoon Well (сумму сделки по которой Норникель еще не раскрыл).
— Гораздо большее влияние на капитализацию компании оказывают цены на медь, никель, палладий и платину, курс рубля и позиция акционеров по дивидендной политике (Владимир Потанин хочет несколько снизить дивидендные выплаты, Русал — оставить все как есть). Не исключено, что вместе с восстановлением мировой экономики, совершенно случайно может начаться рост цен на палладий, 41% мировой добычи которого контролирует Норникель.
Мое мнение:
Размер штрафа – это минус 5,2% капитализации. Снижение котировок с момента аварии на 10.5% свидетельствует об отыгрыше рынком этой информации. Вспоминаем совет Нотана Ротшильда «покупай когда льется кровь, даже если она твоя». Сейчас, когда цена стабилизируется — начнутся покупки. Покупать нужно, когда над хорошей компанией пролетает черный лебедь (или преподносится так) и ценник дешевый. Когда всё наладится и будет все хорошо – купить дешево не получится.
Также, стоит держать в уме, что ГМК владеет «Быстринский ГОК», который основной владелец Потанин собирался в 2020 г. отделить от бизнеса основной материнской компании или через IPO, или по схеме Полюса.
Скорее всего, раздел произойдет по схеме Полюса, которым также ранее владел ГМК Норильский Никель — тогда акционеры ГМК на каждую свою акцию получили аналогичное количество Полюса.
Представляете себе их навар — Полюс по капитализации уже наступает на пятки некогда материнской ГМК, а ведь он достался первоначальным акционерам «в довесок».
Теперь эта история может повториться — в обозримом будущем владельцы ГМК станут также совладельцами нового золоторудного Быстринский ГОК.
С учетом высоких цен на золото, не удивлюсь если это «IPO» произойдет уже в этом году.
Еще больше обзоров - в моей телеге и в ИнвестГазете
Прикольно еще что покостерил ютуберов и телеграмеров несколько раз, а в конце пригласил в свою телегу )
По НорНик — тоже присматриваюсь к этой бумаге. Но я инвестором быть не умею, то есть покупать не глядя на график и общую тенденцию «АО Россия». Так можно купить и 5 лет потом ждать когда бумага в плюс выйдет. А тенденция такова, что нерез капитал уходит от рисков разв-ся рынков тк с пандемией непонятки глобальные. Все наши бумаги они высоко корелированные, я не удивлюсь если владение больших ребят бумагой, с картинки в вашем посте, уже сильно уменьшилось и продолжает падать. Если будет второе дно, то там да, надо брать и норник и полиметалл и лукоил. Иначе есть риск сидеть в лосях года 3-4
Еще один риск это цены на палладий. В котором крупные производители устроили (снова) корнер и совершенно ничем не оправданный рост х5. можно подумать за 3 года в 5 раз выросли продажи машин? Нет, это в чистом виде манипуляции запасами. За что в очередной раз были наказаны мощным сквизом во время которого они ломились как слоны через узкую дверь. Но объемы проторговались все равно небольшие, и выйти все не смогли. поэтому сейчас цена по хорошему может сползти в свои более менее справедливые уровни 800-1000.
Так что компашка за покерным столом ГМК сидит не кислая.Так или иначе папир с рынка будут покупать.
Серия аварий — однозначно имеет место крайний и массовый износ оборудования. Нам известны только крупные резонансные аварии, а сколько было мелких? А какапя часть оборудования держится на соплях и на честном слове? Мое мнение — руководство увлекалось финансовым инжинирингом (а не инжинирингом производственным) — ну и доувлекалось. В компании финотчетность цветет и пахнет, а заводишко разваливается (физически).
Кто-нибудь знает величину разведанных и доказанных запасов?