Блог им. Mihalich81

Четырнадцать лет слива на финансовых рынках

Сегодня праздную своё 14-летие своей трейдерской карьеры.

Год назад я посчитал результат P/L за все годы, начиная с 2005-го, Тринадцать лет слива на финансовых рынках.

Результат был для меня неожиданным, т.к. убыток накопился более -70 т.р. Ранее, я наивно предполагал, что нахожусь в небольшом плюсе. Сейчас общий убыток за 14 лет -56 т.р.

 

Чуть более трёх лет назад, произошёл перелом в торговле в сторону уверенной прибыли без сильных просадок. Кривая линия финансового результата ниже (номинальные показатели в рублях скрыты, чтобы не позорится маленьким размером капитала):

Михаил Понамаренко Результат 2016-2019

Почему я стал зарабатывать?

— В последние годы перестал тестировать «граали» на реальном счёте.

— Большая часть портфеля – акции. Заработать может даже обезьяна (Лукерья).

— Использую хеджирование.

 

Где заработал, а где потерял?

— Самый активный 2012-ый год, когда я жил рынком, оказался самым убыточным.

— Один счёт был потерян полностью из-за краха ДЦ Броко.

— Интрадей генерирует стабильный убыток.

— Инвестирование генерирует стабильную прибыль три последних года (~15% год).

— Хеджирование генерирует оставание от бенчмарка (индекс МБ), но уменьшает просадки.

— Из-за постоянной доли облигаций, отстаю от бенчмарка за период: 41.75% vs 52.05%.

— Если включить дивиденды (бенчмарк с полной доходностью): 41.75% vs 69.16%.

 

Зачем мне инвестиционный счёт?

— Собственный бизнес пока даёт доходность до 60%, но доходность падает.

— Инвестиционный счёт самый доходный вид увеличения капитала после собственного бизнеса.

— Инвестиционный счёт обязателен, т.к. держать весь капитал в бизнесе опасно.

— Есть возможность инвестировать долгосрочно.

— Улучшается дивидендная политика.

— Благодаря санкциям, мы стали страной возможностей.

— Средний P/E акций в США в три раза выше, чем в России.

— Если плотина санкций будет прорвана, стоимость российский акций умножится на 2.

 

Как выбираю акции для инвестиционного счёта?

— По дивидендам > 10%.

— По P/E < 10.

— По положительным видимым изменениям, которые показывают эффективную работу управленцев компании.

— Исключаю компании с высокой долговой нагрузкой.

 

Как экономлю на налогах и комиссиях?

— ИИС пока не открыт, т.к. являюсь ИП и возврат НДФЛ не предусмотрен.

— Покупаю акции на 3+ лет и ОФЗ на срок от 3-х мес., поэтому от НДФЛ освобождаюсь и доля издержек ничтожна.

— Счёт FORTS не генерирует большой прибыли, поэтому налог минимален.

— Мой брокер «Открытие» увеличил комиссию с 1 мая при движении на счёте с 10р. до 175р. Поэтому стараюсь не совершать сделок в течение некоторых месяцев.

 

Зачем мне убыточное хеджирование?

— Я был в рынке в кризис 2008-го, на память не жалуюсь.

— Цель – уменьшить просадку счёта, при падении рынка.

— Использую ОФЗ с ребалансировкой. Если рынок вырос на 5% и более от МА20(D1), новый денежный поток идёт в ОФЗ. Рынок упал — на 5% и более от МА20(D1), новый денежный поток идёт в акции. Перекладка ОФЗ->акции предусмотрена при падении рынка с шагом 15% от максимума по системе усреднения.

— Использую продажу коллов опционов, если цена акции ниже МА20(D1), если контанго более 6%, если IV более 25%. Эта система лучше хеджирования ОФЗ, но в большинстве опционов на акции нулевая ликвидность.

— Использую продажу фьючерсов на акции, если цена акции ниже МА20(D1), если контанго более 6%.

— Система хеджирования на FORTS автоматизирована (робот собственной разработки).

— Когда акции падают, счёт на FORTS растёт. Приятный бонус в том, что рынок деривативов генерирует свободные средства, когда они особенно нужны.

 

Продолжаю ли искать грааль?

— Грааль в моём понимании – система, которая даёт доходность более 100% годовых.

— Грааль ищу по двум причинам: собственное умственное развитие и вероятность найти сверхдоходность.

— Опыт 14 лет разработки торговых систем – как преимущество перед другими активными, менее опытными участниками.

— Есть инсайд в торговых системах. Клиенты делятся торговыми идеями. Всё это оседает в моей голове и даёт шанс создать систему на основе коллективного разума.

— По опыту разработок и знаний вхожу, примерно, в 3% лучших из всех участников на FORTS, но стабильного дохода не достиг.

— Эффективнее работать в команде, где каждый занимается своим делом.

— Если команда, то минимальный круг лиц, допущенных к разработке. Сверхдоходы = сверхконкуренция.

— Перестал тестировать интрадейные торговые системы на реальном счёте с реальными сделками.

— Создал собственную систему тестирования на реальных котировках, но с виртуальными позициями.

— Создание реалистичного тестера – большая работа с десятками нюансов, но это того стоит.

— Создать на 100% реалистичный тестер – задача невозможная. Если была сделка в прошлом, то это не значит она могла быть твоей.

— Демо-счета QUIK совершенно не подходят для тестирования прибыльности.

— TS Lab, тестер MetaTrader 4 / 5 и другие программы бэктестинга не использую. Результаты далеки, от реального рынка, особенно на неликвидах.

— Существует 100500 разных индикаторов, но достаточно одного. Например, МА.

— Главный друг – тренд.

— Главный враг – издержки, особенно спреды ask-bid.

— Системы фронтраннинга, установка лимитной заявки внутри спреда ask-bid и другие приёмы работы в стакане котировок дают преимущество только на спокойном рынке без тренда.

— Если цена актива движется, выгоднее заскочить в «уходящий поезд» по рыночной цене.

— При сильном движении, приходится платить 2-3 спреда.

— Чем ликвиднее инструмент, тем меньше в нём вероятности найти грааль. Опять же, конкуренция.

— FORTS в настоящее время имеет массу возможностей для маркет-мейкинга на неликвидных инструментах.

— Биржа не даёт возможности котировать фьючерсы бесконечно (штраф от 2000 транзакций), что отрезает возможность хорошо зарабатывать на маркет-мейкинге.

— Самый интересный инструмент на финансовом рынке – опцион.

— Процесс написания робота бесконечен. Есть идея, добавляю на «горячую в код», смотрю на результаты.

— В идеале, один робот должен торговать все неэффективности, учитывать хеджируемость разных стратегий, сам распределять капитал между системами в зависимости от силы сигнала.

— Работаю над идеальным роботом.

★41
70 комментариев
Так причем тут 14 лет слива, если последние три года в плюсе??? 

А так да согласен, если не лудоманить, а инвестировать, то на бычьем рынке «заработать может даже обезьяна».

avatar
chizhan, потому что общий результат за все время минус. Правильно говорят что новичкам надо на малом депо тренероваться
avatar
Desperate, всё верно, если общий результат со знаком "-", значит слив.
Я правильно понял — активный трейдинг приносил убыток, а бай энд холд — прибыль? Но в чем тогда здесь результат интеллектуальной работы?
avatar
Михаил К., результат интеллектуальной работы в бизнесе. В трейдинге, уровень интеллекта и доходность не имеют прямой зависимости.
Михаил Понамаренко, а что имеет? Я имею в виду, от чего, по вашему, зависит доходность? От каких качеств?
avatar
Михаил К., усердие, не останавливаться на пол пути. А вот интеллект и пр.  потом. 
Михаил Понамаренко, ну так с усердием можно и головой об стену биться. И что, это поможет?
Нет, я считаю, что интеллектуальное усилие — это первое условие для того, чтобы хоть как-то в данном предмете разобраться. Ведь какой-то единой теории трейдинга нет. Зато существует множество, часто противоречивых, точек зрения. Во всем этом надо разобраться, откинуть бред, оставить ценное (если оно есть), и далее додумывать все самому. Все это требует значительных интеллектуальных усилий… А усердие, безусловно, важно, но только как вспомогательное качество. Бестолковое усердие ни к чему не приведёт. 

avatar
Какой бизнес дает 60% годовых?
Владимир Правдин, мелкий.
Спасибо, интересно!!!
Тимофей Мартынов, и тебя интересно читать. )
ахаах тоже в дилингсити начинал
avatar
Кто там на лавры карпухи замахнулся???
avatar
Вот нужно задуматься, а может и 20 лет торговать с минусом, а можно к хорошим людям прийти и сэкономить много лет жизни) я не навязываюсь ) просто я понимаю что хочется самому ,  мужики) сам такой был, но пройти тоже самое что я прошел еще кому не советую)
avatar
CapitalMAN, одного только управления капиталом недостаточно, нужны и хорошие точки входа. Ну, а граалю никто не научит. Такая доходность маломаштабируема и с такой доходностью нет смысла учить кого-то. Это всё равно, что помогать открывать магазин рядом, кому-то незнакомому, чтобы получать доход в два раза меньше.
Михаил Понамаренко, почему нет, если человек хочет и стремится 
avatar
пошла полоса везения, это нормально, потом продолжите сливать
TutProstoAdres, кто ж спорить будет спустя 14 лет. )
Михаил Понамаренко, без обид, просто серия сделок на скрине очень мала да сами говорите в интрадей у вас не выходит. А это сигнал

TutProstoAdres, потом продолжите сливать

 

Не продолжит. Из собственного опыта.

avatar
Идеального робота… Ничего идеального в этом мире не бывает.
avatar
Astrolog, поэтому, бесконечный процесс.
Loch him up
avatar
Стопроцентную доходность дает либо торговля оружием, либо торговля наркотой, либо торговля женщинами. Как говорится, выбирай, что тебе ближе....)))
Ну а если серьезно, то грааль, дающий вышеуказанную доходность на бирже, пшик… Фикция. Несуществующий актив.


avatar
Максим Махаев, ну в Онтарио убытки на марихуане делают.
avatar
Максим Махаев, «торговля оружием, либо торговля наркотой, либо торговля женщинами» даёт куда больше процентов, чем 100%. Смысл рисковать жизнью ради 100%.
Михаил Понамаренко, А смысл заниматься 14 лет тем делом, которое на выходе вообще ничего не дает, кроме засорения мозгов, прошу за прямоту?
Собственное умственное развитие?
Кому оно надо? Тебе? Хорошо, достиг ты просветления в торговле, а дальше что?
Дерево посадил?
Дом построил?
Жизнь подарил кому?
Сделал кого-то счастливым?
Вот, на мой взгляд в этом и кроются все наши проблемы…
avatar
Максим Махаев, и так, что мне дал трейдинг:
— Терпеть убытки. Теперь в бизнесе и других аспектах жизни я готов к потерям и легко их переношу;
— Скрупулёзно относится к издержкам в бизнесе и других аспектах жизни;
— Научил автоматизации в бизнесе, благодаря интересу к автоматизации в трейдинге.
Да, трейдинг забрал уйму времени и немного денег (330р./мес., если переложить на месяцы), но научил большему. 
Михаил Понамаренко, Прочитал твою «историю трейдера», пройдя по ссылке на твоей страничке.
По-моему, то что ты там описываешь, достойно не меньшей похвалы, чем твой пост выше. Прочитал с удовольствием.
Кстати, очень правильно, на мой взгляд, вести летопись своей жизни. Каждый человек индивидуален и у каждого можно чему-то поучиться.
Респект.
avatar
во истину, кто видел 2008-ой год, тот уже не будет прежним.

лишь школота сейчас может себя бить в грудь, утверждая, что к кризису они готовы, хотя их опыт — это инвестиции последние 3 года на растущем рынке.

таких смоет в унитаз первыми.

опытный инвестор он на то и опытный, видел всякое, поэтому без хеджа портфеля в горящую точку лучше не соваться.

респект. хороший топик, мне понра!
avatar
KarL$oH, всё верно, дружище! Рынок усыпляет бдительность. Большинство будут не готовы к его новым поворотам.
KarL$oH, да уже выросло поколение, которое не видело, что биржа открывалась на 10 минут в день, что бы зафиксировать падение всех цен на 30%…

Продолжаю ли искать грааль?

— Грааль в моём понимании – система, которая даёт доходность более 100% годовых.

— Грааль ищу по двум причинам: собственное умственное развитие и вероятность найти сверхдоходность.

такой большой, а в сказки 100% годовых верите.
avatar

— Биржа не даёт возможности котировать фьючерсы бесконечно (штраф от 2000 транзакций), что отрезает возможность хорошо зарабатывать на маркет-мейкинге.

На всех инструментах?
 
Максим Барбашин, https://www.moex.com/a3825

— По опыту разработок и знаний вхожу, примерно, в 3% лучших из всех участников на FORTS, но стабильного дохода не достиг.


 ну ок)
avatar
«Если плотина санкций будет прорвана, стоимость российский акций умножится на 2.» 
avatar
Евгений Митаев, писал выше «Если взять среднее P/E (18+6)/2=12, то 12 это и есть равновесное значение. В мире всё стремится к равновесию.»
Сколько комисса заплатил за это время???
avatar
opti-men, вот и я думаю, что это и есть настоящая причина убытков.
avatar
opti-men, да, хороший вопрос. Примерно половину убытка. Но должно быть треть, т.к. спред это 2/3 издержек в среднем. Т.е., если убрать издержки, был бы положительный результат. А вот, когда стал скупердяем на комиссии — стал зарабатывать. Я писал здесь в блоге, годовые результаты. Там вообще бедный брокер. Наверное, даже электричество я ему не окупил. ) Теперь, брокер увеличил комиссию за обслуживание в 17.5 раз.
Зачем нужно хеджирование, которое морозит немало средств, если в портфеле много ОФЗ? 
Портфель и так будет медленней падать по сравнению с индексами.
avatar
Врач-бондиатОр, на самом деле облиги в сильные кризисы ничуть не спасают. Ибо поднимают ставку и они обрушиваются.
А вот шорты фьючей бумаг(особенно если они фундаментально переоценены) как раз спасают.
avatar

Дмитрий, на самом деле облиги в сильные кризисы ничуть не спасают. Ибо поднимают ставку и они обрушиваются.

 

Именно так. Это период владения валютой и выжидания хороших цен и шикарных доходностей по ОФЗ. Но как бывает их страшно покупать, когда из каждого утюга кричат про дефолт.

avatar
Дмитрий, забыл написать, что беру только ближние облигации. Это ВАЖНО.

Врач-бондиатОр, Портфель и так будет медленней падать по сравнению с индексами.

 

Вот именно-падать.Если в портфеле див. акции, а другие не имеют смысла, то в длинные периоды падения, аля 2008 год, 2015 год хедж вообще не позволит упасть, т.к. позволит заработать, а дивиденды нивелируют и дельту хеджа. Просто нужно всегда понимать, на каком уровне хедж открывать, а на каком закрывать.

Хедж приносит нормальный убыток только в пиле.А как бороться с пилой, по-моему, ещё никто не знает. Когда понял, что это пила, тебя уже попилили и пила закончилась.

avatar
павел петрович попов, если у вас 100% хедж акций фьючерсами, то как вы заработаете на падающем рынке? 
При любом движении цены, стоимость портфеля будет прыгать вокруг нуля.
avatar

Врач-бондиатОр, Извиняюсь, немного не правильно выразился. Позволяет заработать не связка акция-хедж, а кусок от связки, т.е хедж.Общая позиция, в идеале, будет давать 0, но такого, у меня лично, не происходит, т.к. система имеет дельту либо при открытии хеджа, либо при закрытии.Обычно при закрытии. Ну и самый бич- это пила. Обязательный докуп актива при падениях. У меня это временные интервалы а не ценовые. Поэтому, исходя из вышеизложенного, имеют смысл активы, которые платят дивиденды. На момент написания закрыты хеджы в северстали и нлмк.

 

При любом движении цены, стоимость портфеля будет прыгать вокруг нуля.

При определенных условиях хедж нужно закрывать, дабы он не мешал.

avatar
павел петрович попов, вы не думаете, что покупка активов рискованный шаг, так как можно вморозить в них кучу денег? Например, Магнит.
avatar

Врач-бондиатОр, Именно так и думаю. Поэтому хедж позволяет выскочить из  них при изменившихся условиях с минимальными потерями. Допустим отмена дивов или резкое уменьшение.

Так и вышло у меня с магнитом.Купил в районе 6500, слил в районе 4500. Хедж не позволил получить убыток и высиживать в активе прибыль.

avatar
Врач-бондиатОр, ОФЗ+FORTS не более трети счёта. Догадываюсь, что хеджирование ОФЗ менее эффективно, чем хеджирование фьючерсами и опционами. Скорее всего, открою ИИС и перейду полностью на хеджирование секцией FORTS.
Зачем вам грааль на 100% годовых? Найдите три четыре грааля на 10%, которые получится торговать на одно счете и будем вам счастье и не будет больше причин писать такие посты.
avatar
NeHonduras, да, такие системы имеют место. Благодаря плечу, можно торговать 3-4 такие системы. Кстати, это простые трендовые системы, лениво торгующие D1 и более ТФ.

Я полагаю, что если вы придумаете алгоритм, который генерирует заявленную доходность и опубликуете его в цитируемом зарубежном научном издании, то проблем с деньгами у вас не будет. Даже если вскоре после публикации этот алгоритм перестанет работать т.к. все начнут им пользоваться. Как разработчик (правда не в сфере финансовых рынков) я предложил бы вам такой способ обогащения вместо запусков граалей на своих счетах.

avatar
Dmitrii Borisenkov, спасибо, тоже путь. Разово получу ганорар за публикацию, сделаю себе имя. Это путь в околорынок. А там работать надо. )
 +100500, коллега. Описал почти мой путь. Но заморочился ты намного больше меня.
avatar
Ramon Albert Rudolfovich, тут не в экономическом смысле. Инвесторы больше смотрят на мультипликаторы и видят, где им выгоднее разместится. Если взять среднее P/E (18+6)/2=12, то 12 это и есть равновесное значение. В мире всё стремится к равновесию. Американские фонды с их миллиардами долларов сметут всё, как пылесос тогда и P/E 12 для российского рынка будет не пределом.
Ильшат Юмагулов, читал ваши публикации. Вы, действительно, очень правильно всё сделали. Пример для подражания. Возможно, я бы тоже пошёл таким путём, но развивал свой бизнес. Тоже не прогадал. Кстати, в соседнем топике, Тимофей настаивал, что нужно, в первую очередь, инвестировать в собственные навыки. На своём опыте понял, что это так.
Поздравляю! Мои результаты за 10 лет разработок и тестирований поскромнее — убыток около 150 тыс. Тоже осваиваю тесты на истории наконец-то:)) Вообще вся эта финансовая авантюра нужна мне скорее для развлечения и разнообразия жизнедеятельности — не всю жизнь же ездить с работы домой и обратно. Лучше торговать ликвидные фьючерсы и опционы с минимальными транзакционными издержками, акции уж очень дорогие в этом отношении. Успехов!
avatar
Классный пост! Спасибо! Всё так!
avatar
Ильшат Юмагулов, так я и делаю с недавнего времени. Инвест счёт увеличиваю и зарабатываю. А системы спекулятивные, точнее интрадейные, тестирую в виртуальной среде.
Пост был бы ничего, если бы автор не бросался словами про солидный опыт разработки торговых систем и какие-то виртуальные топ-3%.
Да, я согласен с тезисом, что если ты не можешь заработать со 100к, то и с миллиона не получится, да. Но честно, какой кризис, если вы серьезными деньгами его не пережили? Можно сколько угодно бить себя в грудь, но вы все это время возились в песочнице, сейчас махаете лопаточкой и говорите, что что-то понимаете в рынках. Психология — солидная составляющая инвестирования/трейдинга на рынке. Те же самые действия на депозите хотя бы в 10-20 раз больше — совершенно другая история и опыт. 
Фразы про то, что МА достаточно из всего технического анализа тоже странная.
Ну и раз уж на то пошло, то с лета 2017 вы могли начать торговать по тренду индекс мобиржи и в целом, быть в плюсе.
Если рост на графике отображает результаты инвестирования, а не трейдинга, то не понятно, что вообще обсуждать. В трейдиге у вас отрицательные результаты на мини-депозите. После этого говорить, что вы что-то знаете, очень смелое утверждение. Из текста поста этого не видно, есть много спорных утверждений.
avatar
Pavel, «лета 2017 вы могли начать торговать по тренду индекс мобиржи и в целом, быть в плюсе.» Насколько понимаю автор так и делает и заработал за это время примерно (чуть меньше) роста индекса но это все равно мало чтобы перекрылось убытки предыдущих лет
Но и депо конечно мизер. Влил бы хотя б тыс 500 уже через год вышел бы в ноль (если конечно принять что доходность не упадет)
avatar
Автор а новый денежный поток это что? Добавляете деньги, заработанное хеджем? или продаете акции если сильно выросли?
avatar

теги блога Михаил Понамаренко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн