Блог им. bgoud

С чего начинается математика

С чего начинается математика

 

   Задачки из моего детства, для любого возраста, начиная с младшего школьного. Без контроля времени и отвечать не требуется. Многие их знают, некоторые совсем заезжены. Лучше не гуглить, тогда интернета не было, но передать другому – можно, особенно детям. Пусть не решат или не сразу, но подумают.

 

1.  Для любителей спиртного

— Что ты любишь больше: водку или вино?
— Пиво!

Три трейдера SL освоили небольшой бизнес, производят водку, вино и пиво и хотят поставлять продукцию в три магазина, естественно, по трубопроводам. 
3х3 = 9 трубопроводов надо провести без пересечений, не зарывая их и не поднимая, все только по поверхности.

 Мне эта задачка в невинной детской формулировке досталась в третьем классе. Именно с нее началось мое увлечение математикой. Может, кто поделится своими воспоминаниями о первых математических задачках.

Для детей спиртное замените на что-нибудь более подходящее.

 
2. Для любителей геометрии

 “Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше — два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?” — Задачка бравого солдата Швейка (эпиграф)

 Из точки А на юг вылетел самолет, пролетел 1000 км и оказался в точке B, там он повернул на восток, пролетел 1000 км и оказался в точке C.
Внизу летчик заметил медведя. Какого цвета был медведь, если AB=AC.

 А эта попалась в четвертом классе. Похожа на задачку Швейка из эпиграфа?

 

 3. Шахматная задача

 Из шахматной доски вырезают две угловые клетки одной диагонали. Замостить оставшуюся область двухклеточными костяшками домино, как бы так

 С чего начинается математика

Пример неудачной попытки, две помеченные желтым цветом клетки не накрылись одной костяшкой.

 

4. Для любителей теорвера

 Кнопку какого этажа в лифте жители нажимают чаще всего. 

Обнаружил, что дети не понимают теорвер.



5. Для любителей путешествий

Самолет. Кругосветный полет по кольцевому фиксированному маршруту с несколькими аэропортами. По пути движения он дозаправляется в этих аэропортах, забирая все имеющееся топливо. Суммарного топлива хватает на весь маршрут. Можно ли найти аэропорт, начиная с которого он сумеет успешно замкнуть кольцо. Топливо расходуется равномерно, ветра нет, никаких других самолетов, топливо не уходит налево, никаких аномалий, это математическая задачка, а не жизненная.

 К этой задачке в жизни я возвращался несколько раз, не нравились найденные решения. И только немного освоив трейдинг я нашел то, которое меня устроило (трейдинг явно усилил меня). Трейдинг переключил меня с чисто математических на другие задачки, больше исследовательские и созидательные (ими то я как раз и занимался всю трудовую жизнь):

— как устроен рынок;
— как устроен “волшебный” индикатор за $300;
— что находится внутри зашифрованного робота;
— как ускорить работу алгоритма в 1000000 раз;

Их было очень много, было много нового, но и привычного тоже, и математике место нашлось.

Освоение дачи подкинуло набор практических задач, среди которых были две простые:

— установить два фундаментных блока на одном уровне, т.е. горизонтально, без использования специальных приборов, чисто подручными средствами. Обошелся треугольником. Расстояние между блоками – 3 м. Тоже детская задача.

— вычислить положение спутника НТВ+, рассчитать углы ориентации офсетной спутниковой тарелки и установить ее по этим углам без специальных приборов, только калькулятор. При кажущейся сложности это было просто, требовалась только точность, я сразу попал на спутник, без подгонки. Точность обеспечивал треугольниками больших размеров. Простая, но не для детей. Тут тригонометрия нужна.  Проверил себя — теория не разошлась с практикой.  

Был провал – не смог убедить местного электрика, что трехфазные 15 квт это хуже, чем однофазные. Даже ссылка на школьный принцип Дирихле с кроликами и попытка перейти к пределам (пытался объяснить на примере виртуального пятнадцатифазного электричества) не помогли.

 

Пара задачек помоложе, но тоже старые

 

6. На пространственное воображение

 С чего начинается математика
С чего начинается математика

Есть ли странности в этой фигурке?  Никаких склеек, естественно, нет. Вырезал из листа бумаги. Даже в качестве фокуса годится, можно рассматривать со всех сторон, только руками не трогать.

 

7. На топологические свойства материи

 С чего начинается математика
С чего начинается математика


Тоже пришлось изготовить инвентарь. Карандаш с петлей из нерастягивающегося материала (шнурка, веревочки, провода), петля немногим меньше длины карандаша. Тоже годится как фокус. Здесь как раз можно трогать руками, потому, что я повешу инвентарь на петлицу, а его надо будет снять.

Видел радость одного парня, который сумел снять блокиратор со своего пиджака. Он вспоминал эту задачку даже много лет спустя. 

 

 

 

★22
55 комментариев
Kapral, задачка 2 вообще достойна отдельного поста. В той брошюрке, где я ее нашел, был намек, что есть еще решение. 
Представьте, что Вы учитесь не в четвертом, а в шестом классе и с Вас совсем другой спрос.
Я долго пытался отыскать эту брошюрку, но не преуспел. 
Но как удачно, что я тогда на нее вышел. 
Прямо «Значит, нужные книги ты в детстве читал».
avatar
Борис Гудылин, Медведь был белый это просто :) Ну, а с бабулей тут не полная задачка. 
avatar
Kapral, 6 — для детей и членов профсоюза — ничего странного, но многие взрослые не могут пристроить верхний лепесток.
avatar
Борис Гудылин, реально цепанула фигурка, тоже не смог пристроить. На верхнем рисунке объяснимо, но второй вид обламывает. При том, что у меня с пространствами вроде всё неплохо.
В чём прикол?
Догадываюсь, что ключ в «руками не трогать», но это ж нечестно )

Аааааааа. Всё )
Фокус только для фотки, в реале будет понятно и без рук.
avatar
VladMih, я прошу подождать какое-то время и попробовать справиться самостоятельно, а потом разобраться с причинами затруднений. Все-таки я преследую какую-то цель. Я потому и предлагал «Без контроля времени и отвечать не требуется.»

avatar
Борис Гудылин, да ну, решилось оно мгновенно, как только сообразил в чем ключ. Абсолютно задачка не на пространственное воображение — как раз оно тут и мешает.
avatar
VladMih, в реале затруднения остаются точно такими же, я делал выборку человек из 30. Мне надо было больше фоток сделать.
avatar
Обнаружил, что дети не понимают теорвер.



Многие взрослые тоже не понимают. Или дают неверную интерпретацию. Или применяют формулу не понимая ее сути и области применимости.

 

Яркие примеры: парадокс двух конвертов и 3 двери (задача Монти-Холл).

avatar
ch5oh, а я не понимаю причем теорвер к лифту?
Элементарная логика — на какой этаж ездят со всех этажей?
avatar

VladMih, логика она вообще везде. Но Вы же понимаете, что даже при равном количестве квартир (людей) количество начатий каждой кнопки имеет вероятностную природу.


Это, скорее, «поведенческий теорвер». На эту тему еще хорошая задачка есть про «набор сменных лезвий для бритвы».

 

avatar
ch5oh, но вы ж понимаете (тоже), что есть вещи, в которых теорвер никак не пляшет со своими 50/50. Дураку ж понятно, что все выходят из дома с первого этажа. Нормальным людям никогда не придет в голову применять к этому делу теорвер.
Не, я понимаю, «английские ученые доказали». )))
avatar
VladMih, а реже всего на второй
avatar
VladMih, я у малолеток спрашивал. Они еще плохо отличали 1 и много, я и люди. С какого-то возраста научатся. 
А задачки я дал разные, там и сложные есть.
avatar
Лучше про фракталы Борис, еще раз только не так запутанно
avatar
Лучше про фракталы Борис, еще раз только не так запутанно


И сразу с выкладками на простом понятном математическом языке.
avatar
ch5oh, это вряд ли. Я могу подвести очень близко, руку за два года кулуарного общения набил. Несколько человек зашли в тему, но и побочный нежелательный эффект обнаружился. Я его и пытаюсь демпфировать.
avatar
nozap, может завтра попробую, пост готов, пусть отлежится, но понижать планку я не смогу.
avatar
7. Если карандаш не пропустить через петлю, то через петлю пропускаем материал. Через такую петлю пиджак пройдет.
avatar
Ждун, чуть выше Вас немного опередили, Ваше первое предположение («вроде») оказалось неверным. Подсказка была в вопросе — топологические свойства материи (пиджака).
А в этом варианте Вам, пожалуй, и проверять не надо было, оставались чистые формальности.

С реквизитом она решается проще, потому я и хотел давать блокиратор в руки. Пожалуй, лет 40 я не вспоминал эту задачу.

Эти задачи — не на скорость, кто быстрее, они для удовольствия, тем более, что все могли их увидеть в разное время.

Достаточно было сказать, что справились, чтоб не лишать удовольствия остальных.
avatar
Ждун, спасибо за понимание.
avatar
Kapral, 
строго на юг и строго на восток и равносторонний треугольник....???
наверное из полюса летел…
avatar
Kapral, надо 60 градусов в клетке…
avatar
2 белый т.к. ав=ас только если точка а северный полюс.
avatar
Gredian, я Капралу уже предложил повысить планку. Оставим цвет медведя в покое, это для детишек. Ищем геометрическое место точек, у которых AB=AC.
avatar
Борис Гудылин, добрый день!Интересно, спасибо.
avatar
Борис Гудылин, АВ=АС только в полюсах. В данном случае это северный.

Про шахматную доску. Возможно решение только если две доминошки будут выходить за пределы доски?
avatar
Gredian,  сразу несколько ошибок.

За пределы доски выходить не надо. Использовать 31 костяшку. Если нельзя, то обоснуйте, если можно — дайте решение.
avatar
Борис Гудылин, куча параллелей вокруг южного полюса. Формально лень формулку выводить, но суть в том, что сместившись от них на юг на 1000, попадаем на параллели длиной 1000/n, где n целое
Стас Бржозовский, я и не сомневался, что Вы справитесь.
И не надо выводить. В четвертом классе я догадался про основную параллель, но был поражен тем, что их много. С тех пор стараюсь искать дальше и дальше, бывает, что и нахожу.
avatar
Борис Гудылин, была еще похожая детская задача:

В доме 4 окна, все с разных сторон. Все окна дома выходят на юг. На горизонте виден медведь. Какого он цвета?
avatar
математика = интеграл
Логарифм Интегралович, 

— Ответьте на мой ответ!

— Вы вопрос задайте сначала. Как можно ответить на ответ? ©

avatar
в первой задаче 1 магазин остался без Пива :)
avatar
Хорошая подборка. В пятой, наверное, условие я не понял. С бумажкой тоже непонятно, если только там не сгиб по торцу
ps условие дошло)
Стас Бржозовский, с бумажкой — да там горизонтальные резы, а затем поиграть со згибом нужно
avatar
Стас Бржозовский, в паре задач я изуродовал текст, чтоб не нагуглить было. Можно заменить — автомобиль, кольцевая автотрасса, несколько АЗС. Суть останется.
avatar
Борис Гудылин, сдается мне, что понижением порядка (количества портов) там получается. Аккуратно лень разбираться) остальные задачки понятны, понравились
Стас Бржозовский, я много решений прошел, такое тоже было, но все сразу отпали после трейдерского). 

Еще. После второй первая должна тоже восприниматься по-другому.
avatar
Борис Гудылин, последнее замечание не вполне понял. Взможно Вы про пиво на бублике?)
Стас Бржозовский, почти. На одном листочке.)
avatar
в то время как «школьный принцип Дирихле с кроликами»
для миллионов пустой звук

именно «школьный принцип Дирихле с кроликами» использует
Русская сортировка половинами и скорая и человеческая

Шахматную задачу (№3) решить невозможно. Это доказать довольно просто (с точки зрения того, кто знает доказательство). А вообще рекомендую этот бесплатный курс по математике от МФТИ — www.coursera.org/learn/matematika-dlya-vseh, шахматную задачу там и встретил, и кроме того очень много других интересных задач. Курс чудесный. Лектор излагает зажигательно и увлекательно.

P.S. На вашу «фрактальную» тему наткнулся недели две назад, усиленно копаю, чувствую что базы не хватает, потому и решил подтянуть математику.
avatar
МХ, №3 - самая простая задачка.

теги блога Борис Гудылин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн