Китай крупнейший мировой экспортер и второй по размерам импортер. Для крупнейшего в мире экспортера критически важно контролировать перевалочные мощности, поэтому Китай активно покупает порты по всему миру.
В настойщее время Китай владеет портовыми мощностями в 34 странах и еще в 8 странах приобретение портовых мощностей планируется (см. карту) —
взял тут.
- красные точки это действующие порты, синие — это порты, которые китайцы активно развивают, желто-зеленые — это порты, приобретение и развитие которых планируется.
На карте видно, что наиболее активно Китай ведет экспансию в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. Но также пытается приобретать порты в США. Пока США разрешают покупать китайцам только мелкие пакеты и только через европейские юр лица. В частности в 2013 году China Merchant Group купила компанию Terminal Link и таким образом получила доли в портах Хьюстона и Южной Флориды.
С середины 2016 по с середину 2017 годов Китай объявил о начале реализации 9 инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры в 9 иностранных портах на сумму 20 млрд. долларов.
Китай скупает портовые мощности через 2 государственные компании — Cosco Shipping и China Mercant Group. Раньше они специализировались на морских перевозках, но теперь Компартия дала им другой ориентир — инвестировать в портовую инфраструктуру. Портовые мощности это более маржинальный бизнес, плюс портовые мощности позволяют контролировать рынки сбыта. Т.е. если ты контролируешь порт, то выкинуть твоих производителей с внутреннего рынка проблематично.
В Европе Китай контролирует уже 10% всей портовой инфраструктуры для перевалки контейнеров (
источник). В начале десятилетия это бы 1%, а в начале 2017 года 6,5%. Т.е. экспансия сейчас находится в самой активной фазе.
Есть 3 приоритетных коридора транспортировки грузов, внутри которых Китай скупает порты:
— в Европу через Индийский океан и Средиземное море
— В Австралию через Индонезию
— в Европу по Северному Морскому Пути
В рамках строительства первого коридора Китай строит порты Гвадар (Пакистан), Коломбо, Хамбантота (оба — Шри-Ланка), Пирей (Греция), Саид (Египет), Евромакс (Голландия), Валенсия (Испания), Зебрюгге (Бельгия).
В рамках строительства второго коридора Китай строит порты Дарвин, Ньюкасл, Мельбурн (все — Австралия), Танжунг Приок (Индонезия). Австралия интересует Китай и как рынок сбыта, и как источник сырья (уголь, скот).
Третий коридор пока только проектируется. Он предполагает приобретение портовых мощностей в Архангельске, Владивостоке, Клайпеде и Киркенесе (Норвегия).
Таким образом понятны 2 основных стратегических направления экспансии Китая: это Европа и Австралия. Также понятно что Китай собирается стать ведущей морской державой, как Англия в 19-м веке.
Европейцы, естественно, не в восторге от экспансии Китая в Европу. В частности 10 января сего года Эммануэль Макрон призвал страны ЕС выработать правила, препятствующие приобретению китайцами транспортной инфраструктуры в Европе (
источник). В сентябре 2017 года о том же возопил Юнкер (
источник) Но, думаю, их вопли ни к чему не приведут. Китай в итоге возьмет под контроль Европу. Кстати, это в интересах самой Европы.
ИСТОЧНИК
SMARTECONOMIST в
TELEGRAM и
В Контакте.
А чё, у китайцев долларов в американских трежерях много. Могут обменивать и на реальные активы.
Был проект, где китайцы хотели профинансировать строительство второго канала. Там же в центральной Америке.
Вроде в Никарагуа.
Грузооборот гораздо выше. Особенно, когда Россия прекратит поставки грузов на Одессу. Вон как прибалтийские порты осохли.