На государственном уровне главными сторонниками развития блокчейна и цифровой экономики считаются глава ВЭБа Сергей Горьков, первый вице-премьер Игорь Шувалов и глава Сбербанка Герман Греф. Но если Греф сам рассказывал историю о том, как несколько лет назад купил футболку за биткоины, то Горьков утверждает, что лично в криптовалюты не инвестировал. «Я даже в акции не вкладываю», – сказал он The Bell. Шувалов этим тоже не занимается, утверждает близкий к нему источник.
Зато в криптовалюты инвестирует сын бизнес-омбудсмена Бориса Титова Павел, рассказали несколько источников и подтвердил он сам. Титов-старший уже лоббировал эту тему, предлагая приравнять биткоин к иностранной валюте и дать право любому гражданину покупать и обменивать криптовалюту. Но пока у криптовалют и ICO нет в России официального статуса – правительство определится с этим вопросом не раньше весны.
Спрос со стороны состоятельных клиентов на услуги юристов, которые сопровождают инвестиции в этой области, с начала года вырос в разы, рассказывает партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Александр Некоторов. Главные вопросы, которые возникают у инвесторов, — нужно ли платить налоги и как из криптовалюты выходить.
- Недавно Минфин разъяснил свою позицию по поводу налогов: для операций с криптовалютами не прописан специальный порядок налогообложения, поэтому подоходный налог (13%) следует уплачивать по общим правилам.
- С выходом из криптовалюты все сложнее: обменять ее на обычную и вывести деньги на банковский счет можно через криптобиржи, но российские банки относятся к таким операциям с подозрением, говорит юрист Deloitte Артем Толкачев.
- При суммах свыше 600 тысяч рублей такие сделки должны проходить валютный контроль, то есть, банкам нужно объяснить происхождение денег и подтвердить, что сделка легальна (а в России они – вне правового поля).
- Популярный в России вариант – выводить деньги, продавая криптовалюту за наличные, без каких-либо документов и уплаты налогов, говорит Некторов.
- Третий способ – использовать международные счета. В этом случае все становится намного проще, говорит Павел Титов. Например, юрисдикции, подчиняющиеся британскому праву, относятся к криптовалютам лояльно. Международный счет будет полезен и при покупке криптовалюты: многие криптобиржи отказываются продавать криптовалюту за деньги с российских счетов.
- Но российские резиденты обязаны рассказывать о своих зарубежных счетах ФНС. И здесь есть проблема – сейчас россиянам разрешен только ограниченный набор операций с такими счетами, а сделки с криптовалютой законом не предусмотрены, говорит Вадим Конюшкевич, руководитель практики цифровых технологий компании «Линия права».