Русский след в Венесуэле: как Вашингтон оказался в нефтяной ловушке.
Илья Новицкий.
Скрытый конфликт между США и Россией, назревавший в Латинской Америке со времен «бархатной революции» в Бразилии, недавно вылился на страницы газеты «The Wall Street Journal». Впервые за время заочного противостояния с Москвой этот рупор неоконсерваторов раскрыл чувствительную для США угрозу – переход в российскую собственность американской нефтяной компании Citgo Petroleum Corp, работающей в мятежной Венесуэле.
Проблема заключается в том, что легитимность сделки сомнению не подлежит, поскольку с точки зрения международного права является вполне законной. Венесуэла, доведенная до бюджетного кризиса американскими санкциями, в конце концов, может продать России половину своей доли в 49,9% в американском НПЗ Citgo. Таким образом национальная нефтяная компания PdVSA сможет выплатить долг «Роснефти» за трехлетние субсидии в размере 6,5 млрд долларов.
Такая возможность впервые возникла ещё в конце 2016 года, однако, в январе оппозиционный Мадуро парламент ветировал сделку. С тех самых пор у президента Венесуэлы возникли большие проблемы, которые этим летом чуть не переросли в очередной проамериканский «майдан» в центре Каракаса.
В действительности, приход российского нефтяного гиганта «Роснефть» в долину Ориноко с её крупнейшим в мире месторождением уже давно беспокоит Вашингтон, поскольку это сотрудничество может полностью переформатировать мировой рынок энергоресурсов. В свое время США рассчитывали получить мировую монополию на нефть, в том числе, за счет захвата венесуэльских месторождений.
В этом случае вместе с саудовцами и другими союзниками американцы контролировали бы 85% нефти ОПЕК, что позволило бы надавить на Россию, зависимую от поставок нефти, и Китай как основного потребителя нефти. Если же сохранить статус-кво, то учитывая быстро развивающиеся дружеские связи Венесуэлы с Ираном и Россией, контроль над решающим пакетом в 52,4% перейдет к альтернативному миру.
США ещё при Уго Чавесе вступили в конфликт с Венесуэлой из-за нефтяного шельфа бывшей британской Гайяны. Причем, пострадавшей стороной оказалась американская компания ExxonMobil, возглавляемая нынешним госсекретарем Рексом Тиллерсоном. Дело было ещё в 2007 году, однако, с приходом нефтяного магната на вершины американской политики «венесуэльское дело» приняло новый оборот. Вашингтон ввел жесткие санкции в отношении нефтяной монополии Каракаса, запретив обращение на рынке долговых обязательств Венесуэлы и компании PdVSA.
Это значит, что Каракас не сможет погасить свой долг за счет продажи американских активов PdVSA перед своим кредитором последней инстанцией – Москвой. Чтобы лишить компанию притока акционерной наличности, неделю назад Минфин США даже запретил Citgo переводить деньги в Венесуэлу и пригрозил через ту же WSJ ужесточить финансовые санкции против России. Фактически Вашингтон повторяет маневры, устроенные вокруг «Северного потока-2», отсекая возможность инвестиций в невыгодные проекты.
Тем не менее, поставки в Россию венесуэльской нефти уже начали менять структуру мирового рынка, причем ломка происходит не в пользу американской системы распределения энергопотоков. Ещё в середине прошлого года Россия превзошла Саудовскую Аравию по объемам поставок нефти в Китай, а теперь завоевывает второй рынок в Азии – индийский.
По данным Дели, «Роснефть» диверсифицирует поставки нефти, вытесняя «источники в Западной Азии», включая нефть из Персидского залива, причем, делает это с помощью именно нефти из Венесуэлы. Российские поставки нефти в Индию в США уже назвали «новым нефтяным фронтом России». В самой Саудовской Аравии к посягательству на её долю индийского рынка в 19,7% отнеслись более сдержанно. Саудиты ещё в прошлом году уступили азиатские рынки конкурентам, рассчитывая, таким образом, повысить цены на нефть. Из пришедших конкурентов Россия оказалась самой прозорливой, предложив Индии комплексный проект. Он включает не только поставки нефти, но также её переработку и расширение производственной инфраструктуры за счет приобретения 49,9% акций второй нефтяной компании Индии Essar Oil.
Таким образом, обличая Венесуэлу, США оказались в собственной нефтяной ловушке. Чем больше санкций будет вводиться против Каракаса, тем больше нефти в счет погашения долга перед «Роснефтью» будет поставлено Москве. Соответственно вырастут российские поставки в Индию, что лишь ускорит вытеснение американских союзников с азиатских рынков. Неизвестно, чем закончится противостояние проамериканской оппозиции с Мадуро в самой Венесуэле, однако американцы уже дали ясно понять, что оказались не готовы к конкуренции на своем «заднем дворе».
Илья Новицкий, специально для Politikus.ru
Источник:
http://politikus.ru/events/98747-russkiy-sled-v-venesuele-kak-vashington-okazalsya-v-neftyanoy-lovushke.html
Politikus.ru
значит вам баллотироваться в Презики ещё рано, нужно созреть до стратегической мысли.
Не готовая я. :((
Стратегии то я люблю. А вот терпения у меня нет нифига. :((
«Тень» — один из самых моих любимых фильмов.
Хотя наши «Тени» я тоже люблю. Обе.
А у вас ава кажись из их «Тени».
А какая там заглавная песня! Абалдеть.