Блог им. Lg1980
Мегафон третьим из публичных российских мобильных операторов после VEON и МТС представил аудированные финансовые и операционные результаты за II квартал 2017 года по МСФО.
Совокупная выручка «Мегафона» за отчетный период выросла на 13,9% год к году до 89,69 млрд руб. Маржа OIBDA по выручке прибавила 0,7 п.п. и составила 38,2%. После консолидации результатов Mail.Ru Group публикуемые Мегафоном данные совокупной отчётности недостаточно нерепрезентативны. Дело в том, что консолидация результатов Mail.Ru Group происходит на основании владения Мегафоном 63,8% ее голосующих акций. Между тем, экономический интерес составляет лишь 15,2%. В этом отношении лучшее представление о результатах даёт отдельный анализ телеком-сегмента.
Результаты телеком-сегмента «Мегафона» выглядят относительно слабыми, но в то же время заметно лучше ожиданий. Выручка всего телеком-сегмента сократилась на 1% год к году до 77,96 млрд руб., а выручка телеком-сегмента в России снизилась на 0,9% год к году до 76,93 млрд руб. В России выручка «ядра» бизнеса (услуги мобильной связи) впервые за 5 кварталов показала рост и прибавила 0,1% до 64,27 млрд руб. Динамика заметно разнится с неплохим приростом числа мобильных абонентов оператора на 1,43% год к году до 75,77 млн. Для сравнения: количество мобильных абонентов VEON в РФ выросло на 1,4% год-к-году до 58,3 млн, а у МТС прирост составил 0,3% год к году до 78 млн. Судя по всему, на результаты мобильного сегмента Мегафона в отчётном периоде разнонаправленно повлияли сбои в сети, а также инициативы по повышению цен на услуги связи в архивных и новых тарифах. Из-за сбоев для удержания абонентов от перехода к конкурентам оператор мог предоставлять временные скидки значительной доле клиентов. Помимо этого из-за особенностей методологии учета числа действующих абонентов на основе трехмесячного базиса, в результатах Мегафона еще не отражен возможный отток из-за аварий.
Интерес представляет сокращение выручки от продаж оборудования и аксессуаров на значительные 13% год к году до 6,18 млрд руб., что выступило драйвером снижения выручки телеком-сегмента в РФ. Снижение произошло на фоне выросшего на 18% рынка смартфонов и прекращения конфликта Мегафона с Samsung. По оценкам, Мегафон за год закрыл более 10% салонов до более 3600 шт., что превышает темпы сокращения сети МТС на 2,5%. Впрочем, спад продаж носит разовый характер, поскольку Мегафон готовится консолидировать Евросеть и, по слухам, Связной.
С точки зрения B2C маркетинговой стратегии обозначенный подход «Мегафона» к развитию мультибрендовой розницы выглядит рациональным. На насыщенном рынке, коим сейчас является российский рынок мобильной связи, привлечение новых абонентов от конкурирующих компаний через мультибрендовые каналы идёт эффективнее. Не являющиеся абонентами покупатели менее охотно обращаются в монобрендовые сети операторов, ожидая встретить там меньший ассортимент мобильных устройств, сопутствующих товаров и контрактов на мобильную связь. Потребитель понимает, что меньший выбор фактически гарантирует совершение неоптимальной покупки как с точки зрения цены устройства, так и его функциональности и параметров мобильного контракта. Тем не менее, монобрендовые сети показали себя очень эффективным каналом взаимодействия с клиентами, который эффективно сокращает показатель чистого оттока, который в РФ достигает 45-55% в год и провоцирует операторов на расходы для его восполнения. Таким образом, тот факт, что Мегафон за год закрыл много монобрендовых салонов, но планирует консолидировать бренд Евросети и, возможно, Связного позволит оператору плавно наращивать долю рынка в долгосрочной перспективе при одновременном сокращении оттока, а издержки на содержание сети будут разумными.
Маржа OIBDA телеком сегмента Мегафона в РФ прибавила 0,9 п.п. год к году до 39,9% (30,67 млрд руб.) на фоне сокращения низкомаржинальной выручки от розницы.
Чистая прибыль телеком-сегмента Мегафона в РФ, без учёта списаний от обесценения инвестиций в Евросеть в объёме 15,9 млрд руб. в связи с процессом ее консолидации из-за роста расходов на обслуживание долга сократилась на 30,3% год к году и составила 6,07 млрд руб.
Долговая нагрузка телеком-сегмента «Мегафон» в терминах чистый долг/12 мес. OIBDA выросла год к году с 1,33 до 1,87, что заметно выше среднеотраслевых значений. Рост заимствований связан с M&A активностью и теоретически может негативно повлиять на дивидендные выплаты, так как в дивполитике обозначена цель не превышать значение на уровне 2,0.
Менеджмент оставил неизменным прогноз по динамке выручки (околонулевая), OIBDA и инвестициям.
Отчётность Мегафона выглядит нейтральной. Не вижу особого смысла покупать акции оператора, поскольку на горизонте ближайших кварталов они будут под давлением последствий разовых факторов, связанных с последствиями весенних сбоев в российской сети и инициированной оператором реорганизации розницы. Сильные результаты Mail.Ru Group лишь частично их нивелируют. Возможен неприятный сюрприз с дивидендами. Нигматуллин Открытие Брокер