Власти Китая продолжают стимулировать экономику страны, игнорируя стремительный рост корпоративного долга.
Отклик ВВП Китая на долговое стимулирование
Пекин накачивает банковскую систему дешевой ликвидностью в расчете на то, что такой подход позволит подстегнуть экономический рост и решить проблему с компаниями, оказавшимися в долговой яме.
Согласно данным, опубликованным Народным банком Китая (НБК) во вторник, объемы совокупного социального финансирования, широкое определение объемов кредитования в экономике, включая небанковское финансирование, в прошлом месяце выросли более чем на 1,72 трлн юаней, превысив прогнозы по росту 1,39 трлн юаней. Более того, этот показатель оказался значительно выше уровня, зафиксированного в августе, — 1,47 трлн юаней.
Объем новых кредитов в экономике составил 1,22 трлн юаней, что гораздо выше прогнозов экспертов в 1 трлн юаней, а также выше августовского значения в 948,7 млрд юаней.
За прошедший год объем банковских кредитов вырос на 13%. За первые девять месяцев текущего года общий уровень банковского кредитования увеличился на 10,96 трлн юаней.
По данным Reuters, рост кредитования обусловлен резким скачком долговых свопов, направленных на снижение процентных выплат наряду с сильным ипотечным спросом.
До сих пор в этом году кредиты домохозяйств, используемые в основном для приобретения недвижимости, составили 46% от общего объема кредитов, в первой половине года они составляли 39%.
Это помогает объяснить продолжающееся восстановление китайских экономических данных, отмеченных в последние месяцы, наряду с последними мерами, введенными в некоторых городах Китая, чтобы остановить рост цен на собственность.
Единственный показатель, позволяющий пропустить прогнозы экономистов, М2, – широкий рост денежной массы. В сентябре денежная масса выросла на 11,5% в годовом исчислении по сравнению с 11,4% в августе, но ниже ожидаемого уровня 11,6%.
M2 включает в себя наличные деньги, находящиеся в обращении наряду с другими ликвидными финансовыми активами, такими как депозитные счета, ценные бумаги денежного рынка и взаимные фонды.
Денежная масса согласно показателю M1 за тот же период выросла на 24,7%, хотя это и стало ниже уровня августа в 25,3%.
Несмотря на опасения растущего числа групп, в том числе Банка международных расчетов и Резервного банка Австралии, в отношении потенциального повышения рисков финансовой стабильности, эти предупреждения остаются на заднем плане, когда речь заходит о поддержке экономического роста в краткосрочной перспективе.
Показатели денежного роста вышли за день до выхода показателей объема розничных продаж Китая, промышленного производства и инвестиционных показателей за сентябрь наряду с квартальным ростом ВВП.
Экономика, как ожидается, выросла на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом в 2015 г., в том же темпе, который был отмечен в двух предыдущих докладах по ВВП, опубликованных ранее в этом году.
Стабилизация экономической активности была подкреплена поддерживаемыми государством инвестициями в инфраструктуру, инвестициями в недвижимость и, конечно же, долгом — три фактора, которые многие считают традиционными драйверами роста в Китае.
Последний рост цен на недвижимость, вероятно, подкреплен уровнем потребления домохозяйств, хотя регуляторы в некоторых городах в последнее время предприняли шаги, чтобы охладить их рынок жилья.