Блог им. parmafond

Почему мир тонет в нефти?

Обзор рынков. Пятница, 19 февраля 2016


  • S&P 500  минус 0.5%, STOXX Europe 600 +0,04%. Зато индекс ММВБ вырос на 2% и закрылся на максимуме в этом году (рекорд с ноября). Рубль на 76.5/долл., ослабление с утренних отметок около 75/долл. прошло вместе со снижением цен на нефть.

  • Брент вчера днем торговался на на 35.5 долл./барр., но снизился до 33.9 долл./барр. сейчас после выхода еженедельного отчета EIA, содержащего оценки запасов и производства. Мы не можем сказать, что этот отчет носил явно положительный или отрицательный характер. Он показал, что на прошлой неделе добыча в США снижалась. Сейчас она примерно на 100 тыс. барр. в сутки ниже, чем была ровно год назад и почти на 500 тыс. барр. в сутки ниже пиковых значений июня 2015.
    Почему мир тонет в нефти?
    Что можно считать негативным моментом — это данные по запасам. Нет сомнений, что они продолжат расти еще много месяцев, но они, видимо, напомнили о текущей проблеме рынка. Мы подготовили новый вариант графика оценки американских запасов, включив в него нефтепродукты (стратегический резерв правительства исключен). Прирост за неделю +3.45 млн. барр. (2.15 по нефти и 1.3 дистилляты).
    Почему мир тонет в нефти?
    Из него очевидно, что уровень запасов сейчас на 280 млн. барр. больше, чем нормальный уровень коммерческих запасов, если принять за него среднее значение запасов 2009-2013 гг. Американские данные по запасам хороши тем, что они выходят оперативно, еженедельно и имеют длительную историю (c 1920 г.!).
    Очевидно, что избыток нефти ощущается не только в США, но и в мире. Однако уровень глобальных запасов не оценивается официально. Мы попытались просчитать их по косвенным данным. А именно, взяли оценки глобального спроса и предложения от Energy Intelligence Group (с 1995 г. по конец 2015 г.) и рассчитали подразумеваемое этими цифрами глобальное изменение запасов, приняв 1995 г. за ноль.
    Почему мир тонет в нефти?
    Конечно, эта цифра содержит накопление запасов нефти правительствами (стратегический резерв США или Китая), но она дает косвенную оценку того насколько велик текущий избыток. Предыдущий период роста запасов происходил с 1996 по 1998 и закончился уровнями ниже 10 долл./барр. по Бренту. Затем в 1999 г. рынок стал дефицитным и глобальные запасы начали таять и стоимость поднималась до 30 долл. за баррель. В 2003-2004 был заметный дефицит предложения, так что запасы снизились на 0.5 млрд. барр. В это время цена на нефть достигла 50 долл./барр. В 2007 г. запасы вновь начали сокращаться и к концу этого года баррель приблизился к отметке 100 долл./барр. Сокращение производство ОПЕК в кризис 2009 г., скоордирдинированное с Россией, удержало рынок в относительном балансе.
    Затем, в 2010 и 2011 г. запасы вновь сокращались. Этому способствовала Арабская Весна 2011 г., сократившая производство в некоторых регионах добычи и создавшая “геополитическую премию в цене”. Нефть в районе 110 долларов за баррель.
    Мы понимали тогда и считаем также сейчас, что цены в районе 110 долл. вряд ли могут быть устойчивыми (см. таблицу выше). При таких ценах выгодны практически любые разумные проекты добычи, включая канадский битум и сверхглубоководные проекты.
    Однако цены в районе 110 долл. продержались гораздо дольше, чем можно было представить разумно (почти 4 года). Текущие низкие цены также неустойчивы, поскольку не позволяют достигать нужной отдачи на проекты. Однако проблема рынка (и проблема бизнес-цикла в экономике вообще) состоит в том, что есть лаг между принятием решения об инвестициях в производство временем производства. В настоящее время в строй вводятся проекты добычи, которые стартовали с 2011-2013 гг., когда нефть была стабильна на 110 и казалось, что это продлится долго.
    Почему мир тонет в нефти?
    Так Rystad Energy рассчитали, что в 2016 на рынок поступит около 3 млн. барр. в сутки из проектов, которые стартовали в начале 2013 г… Эти же проекты добавят еще 1.5 млн. барр. в сутки в 2017 г. по мере их выхода на полную мощность. Причем около 2/3 объема связано с дорогими оффшорными месторождениями (мы обрезали график ниже, полная версия в твиттере Rystad Energy).
    Почему мир тонет в нефти?
    Оценка общего уровня избыточных запасов нефти и нефтепродуктов в мире представлена на графике ниже. Она основывается на предположении, что в конце 2013 запасы были нормальными. Мы напомним, что снижение цены на нефть с уровней около 110 началось только с лета 2014 г.
    Близкий по смыслу анализ вчера опубликовала EIA, на котором показана ожидаемая добыча нефти Мексиканском заливе США на ближайшие два года.
    Почему мир тонет в нефти?
    Эти данные поясняют откуда будет браться дополнительный объем запасов.
    Накопленный навес запасов является беспрецедентным для новейшей истории (см. график подразумеваемого глобального изменения запасов выше).
    Почему мир тонет в нефти?

  • Американские сланцевые производители должны будут выплатить проценты банкам на сумму до $1,2 млрд. до конца марта, то есть остается месяц. Ситуация осложнена тем, что половину суммы задолжали компании с «мусорным» кредитным рейтингом.  На этой неделе произошло уже два дефолта: SandRidge и Energy XXI пропустили платежи на сумму $21,7 млн. и $8,8 млн., соответственно. Невозврат кредитов и просрочка может негативно повлиять на устойчивость банковской системы.


    Почему мир тонет в нефти?

  • Напоследок, свежий график того, что беспокоит сейчас инвесторов (опрос BofA). Процентные ставки ФРС — больше не видятся проблемой, на первом месте Китай и нефть.
    Почему мир тонет в нефти?

 

Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами за № 059-09779-001000 выдана ФСФР России 21.12.2006г. без ограничения срока действия.

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00067 выдана ФСФР России 3.06.2002г. без ограничения срока действия.
Отказ от ответственности
Настоящая информация не является рекомендацией по купле и продаже ценных бумаг, составлена на  основе публичных источников, признанных надежными, однако ООО УК «Парма-Менеджмент» не несет ответственности за точность приведенных в обзоре данных. Аналитические материалы ООО УК «Парма-Менеджмент» являются внутренними документами компании, а также имеют целью информирование ее клиентов в рамках услуг доверительного управления и паевых инвестиционных фондов. Сотрудники компании, а также сама компания может владеть ценными бумагами, упомянутыми в данном обзоре напрямую или опосредованно, что может быть причиной конфликта интересов. Инвестирование в ценные бумаги сопряжено со значительным риском, и решения об инвестициях должны приниматься инвестором самостоятельно.

★8
31 комментарий
Можно поправить?
Мир тонет в БУМАЖНОЙ нефти!
Тонет в БУМАЖНОМ золоте!
Простые спекуляции в огромном размере.
Соотношение бумажной и реальной, не подскажите?

А РЕАЛЬНУЮ все закупают. И Китай и штаты, даже саудиты хранилищами в Индии заинтерресовались.
avatar
Shmulia,  +++

А ведь после публикации статы по запасам нефть в течение суток держалась выше, чем до и после.
avatar
Дмитрий Ш, Значит так «надо было»!
avatar

Дмитрий Ш, а про какие сутки речь? 
Из-за Дня президента вышел в не в среду, а в четверг. 

www.eia.gov/petroleum/supply/weekly/schedule.cfm

18 фев. в 11:00 истерн тайм, это +5 = гринвич +3 = мск. Итого, репорт вышел в 19:00 вчера. 

Да и тут хорошо видно как в 11 дня фьючерс сверзился вниз. 

www.barchart.com/chart.php?sym=CBJ16&t=BAR&size=M&v=2&g=1&p=I:30&d=X&qb=1&style=technical&template=

Дмитрий Тимофеев,  это я про сырую нефть от API
avatar
Shmulia, Подскажу по золоту. 1 реальная тройская унция на примерно 550 бумажных. Читал недавно в амеропрессе.
павел петрович попов, Офигеть ПИРАМИДА!!!
Спасибо.
avatar
Shmulia, не согласен. Если Вы про деривативы, то у них, как у палки, два конца. Один продал — второй купил. В чем тут навес?
Дмитрий Тимофеев, Да не в этом дел. Не в навесе.
«Хвост виляет собакой!!!»
Спот зависит от бумаг, а не наоборот.
avatar

Shmulia, ну хорошо. Соглашусь, в такой формулировке. 

Хвост виляет собакой. Но все равно хвост оказывается там, где находится собака.

Краткосрочные движения (дни, месяцы) фьючерсы вызывают, порой, сильные. Но долгосрочно (кварталы, годы) не оказывают никакого воздействия.

Дмитрий Тимофеев, Цена не имеет никакого значения, если нет дефицита или срыва реальных поставок. Допустим, если вы производите 1000 карандашей, и покупают 1000 карандашей, то цена на карандаши может одинаково быть как 1$ так и 10$. Цену формируют ожидания и операционные издержки. 30$ это чистые операционные издержки добычи и поставки. Цена не может опустится ниже этой величины, что мы и видим. Допустим операционная издержка что бы выпустить карандаш ровна 0,9$ все остальное маркетинг и ожидания. Вопрос даже не в самих запасах, а в стоимости самих денег. Сейчас нужно считать не сами запасы, а сколько стоит $ ответ на этот вопрос нам подсказывает золото. Сейчас премия от «низа» «операционных» издержек по нефти минимум 20% это значит что «честная» цена сейчас в районе 40 — 45$ Цену в 27$ считаю «панической». Далее мы будем уверенно расти маленькими шажечками, до уровня 50$ в течении года, так как.
1. Стремительное сокращение сланца + банкротство добытчиков. Если амеры будут печатать, для них деньги, это вызовет инфляцию бакса к золоту, что снова приведет к росту стоимости нефти.
2. Сауды и амеры добились поставленных целей по снижению цены. (на самом деле амеры не заинтересованы в высоких ценах на нефть, по причине торможения экономик не сырьевого блока и увеличения влияния сырьевых деспотий) 
3. При таких ценах, экономики таких стран как Индия и Африка получают фору в развитии, а следовательно увеличат потребления (пересядут с гужевых повозок на мопеды)
4. Дальнейшая деградации добывающего сектора во всем мире, что со временем вызовет падение добычи.  
avatar

AntipinArt, то что вы написали примерно является консенсусом. Я, в принципе, с ним согласен. Но мне очень не комфортно, когда мое мнение совпадает с консенсусом, поскольку это чревато разочарованием при изменении ситуации. Поэтому ищу подвох. 

В Вашей цепи рассуждений не согласен с инфляцией бакса к золоту, но это не значащие детали. 

Shmulia, и снова излюбленная патриотическая песенка про «необеспеченные БУМАШКИ» и про «РЕАЛЬНЫЕ АКТИВЫ», за которыми все бегают, задрав штаны=)  Эта заевшая пластинка у вас уже лет десять как в каждой дырке затычка;-)
Ты погоди, вот еще SP не начинал падение; а как повалится и начнется кризис ликвидности — так все эти ваши «РЕАЛЬНЫЕ АКТИВЫ» будут идти по доллару за ведро, да-да, тот самый «ничем необеспеченный зеленый фантик», которым вы хотели обклеивать сортиры=)):D
Лёва Соловейчик, Согласен! Последний задерг нужен по доллару.
Сема Воробейчик, где я 10 лет про это пишу?
Приведите, плиз! Спасибо!
avatar
вчера у колумниста Ройтерс Джона Кемпа встречал графики, которые показывают, что спрос на бензин — у нижней границы 10-летнего коридора.

По поводу запасов — всем очевидно, что свободные мощности хранений сокращаются и критически малы. Достаточно посмотреть на контанго ближних контрактов WTI.

Как показывает практика, предложение на рынке нефти катастрофически неэластично и неспособно сбалансироваться даже при цене 30… Скорее всего операционный кризис (когда некуда и некому будет продавать) неизбежен. По другому баланс наврядли достижим. 
avatar
DM88,  Ненене, там реально«бочка данаид», она бездонна.
avatar

DM88, все пытаются пересидеть трудные времена. 

но есть одно но. никто не пересидит саудитов :)
а они (и с ними ОПЕК) пойдут на сокращение только когда от сланцевиков останутся рожки да ножки :)

DM88, американцы в последние годы становились более эффективными по потреблению бензина. Как следствие высоких цен прошлых лет. 

Ну а по поводу хранения вот. 

Суперконтанго сделало прибыльным хранение нефти в танкерах VLCC и Suezmaxes для американской нефти на срок до 6 мес. По Бренту — пока нет. 
--------------
02/18/2016
WTI Floating Storage on VLCC Profitable for Up to 6 Mos: Weber
By Bill Lehane. 
(Bloomberg) — Storing WTI crude oil on a VLCC is profitable if held for between 1 and 6 mos, George Los, senior tanker market analyst for U.S. shipbroker Charles R. Weber, says via e-mail yday in response to questions.
M1-2 earns $1.37/bbl; M1-3 earns $2.41/bbl
M1-4 earns $2.63/bbl; M1-6 earns $2.08/bbl
M 1-7 earns 3c/bbl
M1-13 yields loss of 79c/bbl, M1-19 loses $1.96/bbl
Brent floating storage is seen as unprofitable 
M1-2 -$0.53/bbl; M1-3 -$0.67/bbl; M1-4 -$0.82/bbl; M1-5 -$0.93/bbl; M1-6 -$1.11/bbl; M1-7 -$1.34/bbl; M1-13 -$4.22/bbl; M1-19 -$5.24/bbl
--------------
02/17/2016
WTI Super-Contango Making Floating Storage Viable in U.S.: BMI
By Dhwani Pandya
(Bloomberg) — Floating storage is becoming profitable amid WTI super-contango, Peter Lee, analyst at BMI Research, says in e-mail interview.
As of Feb. 17, 1-yr forward prices for WTI trading at premium of $9.78/bbl; persistently widening gap can render floating storage viable short-term option in U.S., esp. in Gulf of Mexico: Lee
Contango for Brent narrower at $6.53/bbl, which weighs on viability of floating storage in regions that rely on Brent as benchmark, like Asia-Pacific 
That may change in certain key storage hubs like Singapore as cost of hiring VLCCs fall, stockpiles of refined fuels increase in coming quarters
--------------
02/16/2016
WTI Floating Storage ‘Modestly Positive’ on Suezmaxes: JPMorgan
By Alex Longley
(Bloomberg) — At current WTI contango 3-mo. and 6-mo. storage on Suezmax ships “still modestly positive before finance costs,” JPMorgan analyst Noah Parquette says in note.
Storing on Suezmax “not nearly as profitable as on a VLCC” 
VLCC storage costs ~70c/bbl/mo. just using charter rates
U.S. does not have the infrastructure to export on VLCCs, more useful to include smaller, more expensive Suexmax tankers in calculations
WTI contango supportive of floating storage, Brent contango is not

Дмитрий Тимофеев, кстати, насчет суперконтанго; считаю, что пока есть лохи, готовые платить по 20% годовых за более дальние фьючерсы, нефть должна продолжать падать.
Мне понравился обзор, спасибо. Есть пища для мозгов)
avatar

MrT, хорошее слово и кошке приятно. Вам спасибо.

Что-то троллей давненько не слышал тут, сейчас это прочитают и прибегут)))

Дмитрий Тимофеев, вам бы с Николай Подлевских объединится и продавать аналитику блумбергу =) 
avatar
Потому, что в Штатах практически нулевые процентные ставки, и стало выгодно развивать сланцевый бизнес даже при очень низкой рентабельности.
avatar
А почему данные по запасам негативные? Наоборот, очень даже позитивные
avatar

Гарантия качества.

Удивила точность прогнозов СПОТ, « бумажными » аналитиками, что особенно интересно на базе  заезженных тестов « мыслителей »  типа реальная нефть одно, а бумажно-фьючерсная – другое.

И не суть кто кем рулит хвост или собака, факт остается фактом, а потому особенно « страшно » на фоне словесной мощи национальных стратегов...

avatar

cerenc, чем коситься на других возьмите и подготовьте свою бумагу. 

И чего страшно-то стало? Слушаете и боитесь? Перестантье слушать стратегов, делов-то. 

Дмитрий Тимофеев, 

Мне показалось интересным, что если бумажные стратеги ( читай рыночные спекулянты ) смогли так скорректировать реальные цены рынка, о чем Вы пишите выше, то имеют ли значение разговоры про хвосты и собак...?!

Что особенно « страшно»  на фоне практически зеркальной зависимости курса национальной валюты ....  

avatar

cerenc, видимо нужно определиться с терминологией. Стратегами я называю аналитиков, типа меня. Профессиональных гадалок, которые постоянно (почти всегда) пролетают. То есть не угадывают. Но тут жанр такой — предвидеть большие события сложно, поскольку нужно понимать почти все — от политики до взаимодействия людей. 

Спекулянты могли завалить рынок ниже 30 недавно. Или почти до 150 в 2008. Мы не можем говорить сослагательно и не знаем сколько была бы нефть без рынка фьючерсов.

Вполне возможно, было бы лучше. Например, нефть давно бы выросла, поскольку не работали бы хеджи за счет которых жили сланцевые производители. Но эти же хеджи означали, что спекулянты терпели реальные убытки. Экономический взгляд на фьючерсы в том, что финансовые инвесторы страхуют покупателей и продавцов, когда принимают противоположную сторону (hedging pressure theory). И этот хлеб им не дается легко. 

Дмитрий Тимофеев, 

в слова стратег, специалист, аналитик, я чаще всего вкладываю, большую или меньшую долю иронии и редко, что иное...

По тому, как и к своим познаниям, отношусь также.

Люди делающие свою работу профессионально мне нравятся, но не более  того, что могло бы помешать мне сформировать свой  собственный взгляд на вещи.
avatar
то есть вывод из всего этого- нефть будет низкой еще долго, скоре всего L образное дно, капитуляции и постепенное затхание волатильности. еще один фактор, говорящий в пользу низких цен- нефть перестала реагировать на геополитические кризисы. Сауды воюют с Йеменом, в Сирии бардак, нефти хоть бы что.
avatar
 +++, спасибо, автор; очень хороший обзор.

теги блога Дмитрий Тимофеев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн