«В то время в большом бизнесе Японии господствовали гигантские финансовые концерны, известные под названием «дзайбацу». Главным полем их деятельности служили банки и другиефинансовые организации, через которые дзайбацу контролировали множество разнообразных предприятий — судостроительных, посреднических фирм, коммерческих банков, горнорудных и торговых компаний.
В 60-е годы дзайбацу сравнивали с возникающими американскими конгломератами, с которыми у них было внешнее сходство. Но их роль и сфера деятельности были, несомненно, гораздо шире. Дзайбацу использовали в своих целях тесные отношения с правительством и государственным аппаратом. То, что впоследствии будет охарактеризовано как «Джапэн инкорпорейтед»...»
Соубел Р. Автомобильные войны.
Ничего не напоминает?
А это те, кто после войны поднял японскую промышленность, включая автомобильную. Причем, до этого момента Нисио, которого признавали человеком глубого разбирающимся в экономике по поводу промышленности высказывался таким образом:
" «Японские производители автомобилей,— утверждал он,— не в состоянии конкурировать на мировом рынке, поскольку имеющееся у них оборудование слишком устарело, а в технологии производства они далеко отстают от автомобиле строителей индустриально развитых стран. Поэтому,— продолжал он,— я настоятельно рекомендую не производить автомобили в Японии, во всяком случае легковые."
Если не знать откуда цитата, то можно запросто подумать, что это про автопромышленность РФ.
Очень интересная книга эта — читал в юности и сейчас нашел и перечитываю. Если проводит аналогии, то сейчас мы находимся в той стадии капитализма как США в конце 1950-х. В то время для них спутник запущенный в СССР стал как гром среди ясного неба и повлек за собой пересмотр ценностей потребительства и отказ от крупногабаритных роскошных автомобилей в пользу небольших и скромных авто. История такая забавная и поучительная штука.