В позапрошлом посте рассказ был о истории Петербургской биржи, сегодня будет более подробная история о том как выглядели биржевая игра и система торгов более века тому назад.
Группа членов совета Фондовой биржи, 1903 год
В биржевой игре каждый играл свою роль. «Тузы» задавали настроение дня, давая приказы маклерам. Их намерения определяли действия других.
Если преобладало «слабое настроение» (предложение превышало спрос), «кулиса», действующая за свой счет, спешила продать свои бумаги, чтобы потом выкупить их обратно, еще, дешевле, но, банкиры, ждали, дальнейшего понижения, что заставляло спекулянтов, купивших бумаги в надежде на повышение, срочно распродавать их. Маклеры начинали покупать нужные бумаги, за ними следовала «кулиса», покупая бумаги, чтобы продать их, когда цены повысятся.
В обратном случае начинали действовать «быки». Они набавляли цены и скупали бумаги, продавая их после по более высокой цене. Но параллельно с ними действовали и банкиры, цены росли, но к концу дня цены обычно стабилизировались.
Перрон. Здесь играли на разнице курсов. Несколько раз за Биржевой день посредники выходили на перрон и сообщали о движении цен. Посредники пользовались тем, что их сведения невозможно проверить, ну а клиенты могли в любой момент отказаться от данных поручений.
«Американка» — биржа, на которой можно было в любой момент «ликвидировать все невыгодные обязательства и исчезнуть в неизвестном направлении». Вначале подобные собрания проходили украдкой на Невском проспекте — на улице или в меняльной лавке (например, контора НикСистема торгов ценными бумагами, начиная со времени отделения фондовой Биржи от товарной, постоянно изменялась.
Перербургская биржа. гравюра 1870 годов.
Изначально все сделки заключались маклерами при личном присутствии людей. Крупные Биржевики, появляясь, давали приказы маклерам, делили операции между собой и начинали действовать. Но большое количество присутствующих, шум и неразбериха, ложные движения, демонстрации, иногда приводили к некоторым недоразумениям. Например, на разных концах зала заключались сделки на одну и ту же бумагу по разной цене.
После заключения значительных сделок публика собиралась в несколько плотных кругов, где шел торг на ходовые бумаги. Форма проведения напоминала аукцион — уточнялись цены. Окончательно установленными они считались после первого звонка. Второй же закрывал официальную биржу.
В операционном зале Санкт-Петербургской товарно-фондовой биржи.
Действительные члены Биржи подавали записки о заключенных ими сделках, которые каждый маклер был обязан заносить в свои книги и бюллетени, но это правило нередко нарушалось. Операции продолжались на перроне, куда в течение дня посредники сообщали данные о ценах, настроении и т.д., нередко обманывая собравшихся там, в собственных целях После создания официального фондового отдела изменилась не только система торгов, но и публика заведения. Действительные его члены — полномочные представители коммерческих банков, банкирских домов и контор — обладали исключительными правами: оперировать без маклеров, через уполномоченного (не более одного) и подручных (не более двух). Из этих людей состоял совет фондового отдела и маклеры, они сообщали данные котировальной комиссии для составления бюллетеней. Право заключать сделки через маклеров имели постоянные посетители — лица 1-ой промысловой гильдии Санкт-Петербурга. Гости отдела могли быть только наблюдателями. Позже все происходило в обширных удобных помещениях.
Реферат студентки Санкт-Петербургский Государственный Университет
Экономики и Финансов Сюмаченко Ю.Н.
Фото с сайта:
zimnyi1970.livejournal.com/47293.html
Схожу-ка на Перрон…
Вот тока на какой? — их стока чичас развелоси…