Блог им. Kelevra

«Газпром» вылетает в трубу. Колоссальные газопроводы оказались Европе не нужны

    • 21 сентября 2013, 06:02
    • |
    • Kelevra
  • Еще

«Газпром» вылетает в трубу. Колоссальные газопроводы оказались Европе не нужны


2013-07-16



Фото:  «Газпром» вылетает в трубу

Германский концерн RWE Supply & Trading GmbH объявил, что выходит из строительства газопровода Nabucco. Свою долю он продаёт экс-партнеру по консорциуму — австрийской OMV. Сам трубопровод станет короче, а ввод его перенесён с 2015 на 2017 год. Это даёт фору газопроводу «Газпрома» «Южный поток». Но победа здесь может быть только пирровой.
Напомним, что газопровод Nabucco с самого начала был проектом скорее политическим: протянувшись от Грузии до Австрии, мощностью 31 млрд кубометров в год, он должен был стать альтернативой российским газопроводам. Тогда, в 2002 году, ещё не прозвучала знаменитая фраза про «энергетическое оружие», но Европа уже почувствовала крепость объятий «российского газового медведя» и забеспокоилась.

Изначально в консорциум вошли австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH, у каждого из которых было по 16,67% акций. Сейчас, после продажи доли немецкого акционера, у австрийской OMV доля выросла до 33%. Поддержку проекту оказывала и британская BP, заинтересованная в транспортировке газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз.
Однако проект с самого начала преследовали неудачи. Поначалу довольно долго шли переговоры и согласования участников консорциума. В 2005 году случилась первая «газовая война» между Россией и Украиной, заложницей которой стала Европа, чуть не оставшаяся в разгар зимы без газа и тепла. Это подстегнуло участников проекта: стало понятно, что российскому газу нужно искать альтернативу вне зависимости от политической обстановки.
В тему: Избыток дешевого угля и возобновляемая энергетика «убивает» газовый рынок Европы
К тому моменту, как проект вышел уже на линию старта, стало понятно, что стоимость его увеличилась раза в полтора: с изначальных 8 млрд до 14 млрд евро к 2011 году, по данным BP — цены на трубы к тому моменту выросли. Для удешевления решили строить газопровод от турецко-болгарской границы — проект получил название Nabucco West. (Трансанатолийский газопровод похоронит Южный поток, — эксперт)
Дальше — больше. Выяснилось, что плановый объём перекачки — 31 млрд кубометров газа — просто неоткуда взять. Пока воспользоваться трубопроводом готов только Шах-Дениз, но он может обеспечить лишь треть необходимого — 10 млрд кубометров в год. Между тем нехватка газа — это серьёзная проблема. Во-первых, финансовая: инфраструктура для различных объёмов газа (разумеется, сравнимых масштабов) стоит примерно одинаково — вот почему обычно стараются построить мощный трубопровод. В результате чем меньше объёмы газа, тем дороже обходится его прокачка. Во-вторых, техническая: малый объём заставляет искать решения по поддержанию нужного давления и т.п.
Бесконечные проволочки и неопределённость порядком измучили акционеров. В апреле 2012 года о намерении выйти из проекта заявила Венгрия. MOL тогда заявила, что вокруг проекта «существует много неопределённостей, которые сложно игнорировать». Но сейчас «дочка» MOL FGSZ по-прежнему владеет 16,67% Nabucco.
В тему: У Туркменистана есть дело к Украине
«Газпром» будет вынужден снижать цены
Выход из проекта RWE — не просто первый на данный момент уход, но и сигнал, что политика уступает место трезвому расчёту. Сегодня трубопроводные системы превращаются в этаких динозавров — огромных и неповоротливых монстров.
Всё было сломано в 2008 году, когда Катар, развивавший транспортировку сжиженного газа, сумел наладить его поставки в Европу по сенсационным ценам (доходило до 10 долларов за 1 тыс. кубометров), потеснив на этом рынке «Газпром». Достоинства сжиженного газа и ранее были очевидны: мобильность, вариативность объёмов, а значит, возможность биржевой торговли (как на спотовом, так и на фьючерсном рынке, что делает актив привлекательным для спекулянтов и, следовательно, повышает его популярность и цену). Узким местом долго была цена сжижения газа: строительство завода СУГ стоит недёшево. Но за последние годы технологии позволили удешевить этот процесс, да и заводы постепенно выходят из периода возврата инвестиций, что позволяет снижать цену за счёт уменьшения маржи.
Вторым ударом стала «сланцевая революция». Благодаря ей США удалось вдвое снизить цену газа и обогнать Россию по его добыче. И даже если век «сланцевой революции» окажется недолог, как прочат пессимисты (сам способ добычи — при помощи гидроразрывов недр — вызывает возражения экологов), на то, чтобы сломать систему, выстроенную «Газпромом», его хватит. Да, добытый таким образом газ дорог — не дешевле 70 долларов. Но над этими проблемами работают, и нет сомнения в том, что решение будет найдено. Как это произошло и с технологиями сжижения и транспортировки газа.
В тему: «Газпром» похож на старого американского ковбоя, — эксперт
Соединение же технологии добычи сланцевого газа с технологией его сжижения и транспортировки меняет мировой газовый рынок совершенно. Появляется множество производителей, множество транспортных компаний, то есть монополизму нынешних производителей приходит конец. Возможность поставлять газ в сжиженном виде в любое место в любое время и в любых объёмах, как это сейчас происходит с нефтью, делает цены на газ более изменчивыми, а главное, отрывает их от нефтяных цен (сегодня цена на газ зависит от цены на нефть). Это, кстати, отнюдь не означает, что цены обязательно упадут, тем более что биржевая торговля, как правило, в общем поднимает среднюю историческую цену товара. Но бразды правления выскользнут из рук российского газового монополиста.
В тему: Норвегия впервые обогнала Россию по поставкам газа в Европу
Как это будет, можно увидеть на местном примере. Сегодня вся Московская область пестрит рекламными щитами: «Автономная газификация». Суть проста: вкапывается газгольдер, который надо заполнять один-два раза в год. Цена —200–250 тыс.рублей за сам газгольдер и по 50 тыс. в год за газ. Это дороже, чем природный газ, но только в целом: газовщики за подвод газа требуют от 300 тыс. рублей до 1 миллиона. Добавьте сюда необходимость проектирования, беготню по инстанциям, удовлетворение капризов чиновников газового ведомства — и вы поймёте, почему всё больше людей предпочитает в дальнейшем покупать более дорогой сжиженный газ, нежели сейчас потратить состояние на доставку природного. Результат? Впервые за последние годы цена подключения газа снизилась, а посёлки, годами ждавшие газификации, стали получать газ.
В тему: Взрывной результат! Метан может выгнать «Газпром» из Украины
Но на мировом газовом рынке так легко «Газпром» не отделается. Газопроводы — эта такая штука, где вложения отбиваются десятилетиями. И то при условии достаточного объёма прокачки. До сих пор от неожиданностей спасала система долгосрочных газовых контрактов — она, помимо всего прочего, предусматривала принцип «бери или плати». То есть покупатель обязуется оплатить определённую часть максимального объёма в любом случае — выбрал он её или нет. Однако развитие спотового рынка благодаря сжижению газа и «сланцевой революции» уничтожает эту систему. Вернее, её жизнеспособность может гарантировать только одно: контрактная цена на газ заведомо ниже спотовых цен сейчас и в течение всего контракта.
В том, что «Газпрому» придётся переходить на демпинг к спотовым ценам, нет никаких сомнений. Это на монопольном рынке покупатели зависят от хозяина «трубы». А в условиях конкуренции, к которой движется газовый рынок, трубопроводы становятся кандалами «Газпрома»: вынужденный обеспечивать прокачку определённых объёмов и строго в определённом направлении, он просто не сможет избежать диктата покупателей.
О том, что всё именно так и произойдёт, свидетельствуют контракты «Газпрома» последнего времени — практически все его покупатели, Германия в первую очередь, получили значительные скидки. В прошлом году на так называемые ретроактивные скидки, когда покупателям возвращается часть платы, «Газпром» списал 133 млрд рублей. Общий объём скидок оценивается рынком примерно в 10 млрд долларов.
В тему: Европа уломала «Газпром». «Газпром» снизил цены для Европы на 10%
Газ на три буквы
Между тем «Газпром» продолжает строить всё новые газопроводы. Не успели отгреметь фанфары на открытии «Северного потока», а уже заключаются контракты на «Южный поток». И не важно, что в «Северном потоке» российского газа будет не более половины, так как Еврокомиссия обязала газопроводы NEL и OPAL, соединяющие «Северный поток» с газовой инфраструктурой Евросоюза, резервировать до 50% их мощности под доступ других поставщиков газа.
Выходом могло бы стать развитие нефтехимии: кстати, она была очень развита в СССР и бешеными темпами развивается сейчас в США. Да что говорить — даже Иран и Саудовская Аравия сделали ставку на газопереработку. В России в 2002 году произошёл фактически разгром «Сибура» — компании, которая впервые в постсоветское время смогла сделать выгодным даже поставки попутного нефтяного газа, который до этого сжигали в факелах. Факелы снова зажглись, а надежды на переработку газа теперь связываются с «АФК-Системой», которая купила некогда газпромовский «СГ-транс», перевозящий сжиженный газ и во времена былой независимости развивавший сеть автомобильных газозаправок. Но возможные масштабы явно меньше необходимых.
Между тем «трубная зависимость» будет иметь для России очень далёкие последствия. Эксперты уже не раз предупреждали: построенные трубопроводы требуют постоянного заполнения. Между тем «Газпром» уже сейчас снижает добычу. Разрабатывать новые месторождения дорого, а по мере развития технологий сжижения газа и добычи из сланцев станет ещё дороже. Таким образом, может сложиться ситуация, когда для поддержания трубопроводной инфраструктуры в рабочем состоянии придётся закупать газ — и качать его хоть в убыток, лишь бы поддержать «трубу» в рабочем состоянии. О том, за чей счёт это будет сделано, можно не гадать.
В тему: «Газпром» в 2012 году «просел» ниже собственного «пессимистического сценария»
Первый тревожный звоночек уже прозвучал: в 2012 году «Газпром» снизил экспорт газа на 186,1 млрд кубов (-8,7%).
Татьяна Шестакова, опубликовано в издании Версия


http://argumentua.com/stati/gazprom-vyletaet-v-trubu-kolossalnye-gazoprovody-okazalis-evrope-ne-nuzhny


★1
6 комментариев
Bad, спасибо за ссылку
avatar
Вы геополитически не смыслите ничего, почему тянет империя газопроводы?

Империя их тянет на свои будущие территории.

Пару десятков лет… и правительства Европы, либо купленные, либо полностью ставленники России, либо присоединенные новыми союзами, будут получать по трубе уже СВОЙ ГАЗ, для себя, по своей ЦЕНЕ.

Вы не рубите в Политике, Россия разделится на две:

Западная с ЕВРОПОЙ в составе. И Россия Восток, от байкала… ДВ будет ориентирован на отношения с Японией, которая уходит под Воду… и с Китаем, который растет населением. Чтобы сдерживать агрессию других «не союзников».

Это неизбежно, для захвата контроля на Полушарии, чтобы отодвинуть (развернуть) интересы США на их полушарие.
avatar
PhD Seven_17,

Нефтяники добыли китайский кредитна 20 лет по низкой ставке

«Роснефть» и «Транснефть» получат от Банка развития Китая один из крупнейших кредитов в российской истории — $25 млрд на 20 лет по ставке около 5% в год. Средства позволят нефтекомпании рефинансировать долги, а «Транснефти» — отказаться от планов размещения в пользу государства инфраструктурных облигаций. Китай взамен получит гарантии поставок российской нефти в объеме 15 млн тонн в год в течение 20 лет.

www.kommersant.ru/doc/1122545

Россия урегулировала нефтяной спор с Китаем за счет скидки

Россия урегулировала нефтяной спор с Китаем за счет скидки
В конце февраля деловые СМИ сообщили, что Россия согласилась предоставить Китаю скидку на нефть. «Роснефть» потеряет три миллиарда долларов, но от Китая удалось добиться погашения многомиллионной задолженности. Так стороны уладили конфликт, длившейся около года. Уступки России были ожидаемы — КНР является главным «клиентом» дорогостоящего трубопровода из Сибири к Тихому океану.

www.dal.by/news/4/28-02-12-49/

«Транснефть»: «Роснефти» к 2020 году не хватит для ВСТО 3,9 млн тонн нефти

Российская компания «Транснефть» считает, что к 2020 году у «Роснефти» будет не хватать 3,9 млн тонн нефти в год для осуществления поставок потребителям по трубопроводной системе ВСТО. Если проект строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) будет реализован, то дефицит нефтепродуктов может возрасти до 15,9 млн тонн нефти в год, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заявление вице-президента «Транснефти» Алексея Сапсая.

www.gazeta.ru/business/news/2013/09/20/n_3197901.shtml
avatar
Что-то статейка заказная.
1. Сланцевый газ не сжижают — в нем слишком много примесей.
2. НИгерия НИКОГДА не поставляла СГ по 10$ за тыс. кубов
3. Проблемы набуко — понятны и об этом говорилось с самого начала
4. Северный поток УЖЕ расширяют, так как не справляется с прокачкой
5. ну и само издание — желтее некуда, и «эксперты» такие же
avatar

теги блога Kelevra

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн