После сильного падения в акциях Уралкалий произошел логичный dead cat bounce, появились большие объемы – бумага стала входить в тройку лидеров рынка по обороту – что дальше? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся немного назад. И так, все по порядку.
В 2009 году основному владельцу Уралкалия Дмитрию Рыболовлеву
были предъявлены серьезные претензии после аварии в Березниках со стороны Администрации Президента в лице Игоря Сечина
. Договориться им так и не удалось после чего, как у нас водится, ему было сделано предложение
о продаже бизнеса. На эту роль Кремль определил Сулеймана Керимова, владельца инвестиционного фонда, управляемого компанией Нафта Москва
.
Калийная отрасль являлась одной из самых маржинальных мире в силу существования картеля: с одной стороны американо-канадской Canpotex – Canada Potash Export (Potash corp. +Mosaic+Agrium) и Беларусской калийной компании (БКК), в которую входили местный Беларуськалий и Уралкалий. Это картель контролировал около 70% мировых поставок калия. Суть картельного соглашения простая – держать высокую цену на свою продукцию. Если падает спрос, не беда –
на это картель реагировал не снижением цен, а уменьшением объема выпуска или загрузки существующих мощностей. Такой картель появился как раз в 2005 году, как раз после создания БКК. Д.Рыболовлев, хотя и родился в Перми и приватизировал компанию в период 1992-1995, этнически являлся белорусом, поскольку его родители – были выходцами из бывшей советской республики. Имея такие белорусские корни, ему удалось найти общий язык убедить Президента Беларуси – А.Лукашенко в логике создания такой компании. С этого момента начался новый этап для всей калийной отрасли, когда цены на калийные удобрения достигли своего пика в 1000 долларов за тонну в первой половине 2008 года. Рентабельность Уралкалия по доналоговой прибыли (EBITDA) ушла далеко за 50% — бизнес превратился в некий cash machine. Ложку дегтя в эту огромную бочку меда подкинул кризис 2008 года. За 5 месяцев до памятного сентября 2008 года на рынке коммодитиз случилось ралли фактически по всем товарным группам, начиная от никеля и заканчивая нефтью. Аналитики безудержно рисовали светлое будущее, а владельцы компаний, торговавшихся тогда по заоблачным мультипликаторам (эх, времена были!), лихорадочно скупали все те остатки, которые еще не были заняты. Лишь единицы, такие как Михаил Прохоров не теряли головы и смогли выйти из бизнеса на самом пике – как в сделке с Олегом Дерипаской по продаже блокпакета ГМК Норильский никель (тяжкое кредитное бремя последний до сих пор несет, а его основной актив – РУСАЛ, торгуется сейчас дешевле, чем его пакет в ГМК!). Так вот, такая же лихорадка охватила и калийный рынок. Весной состоялся аукцион по продаже Верхнекамского участка (там формально было 3 участка), лицензию на который в борьбе с Уралкалием выиграл его вечный конкурент – компания Сильвинит. При стартовой цене лицензии за разработку этого участка в 1,4 миллиарда рублей, Сильвинит, особо не заморачиваясь, заплатил 35 млрд рублей! Это решение, уже осенью имело фатальное значение для всего мирового рынка калия.
Вообще, компания Сильвинит, появилась на свет, можно сказать случайно – это плод приватизации 1990-х. Эти две компании разрабатывали одно и тоже месторождение и единственное в России – Верхнекамское в Пермском крае, только с разных концов. Сильвинит появился на свет в 1934 году, и по паспорту, был всегда Соликамским калийным комбинатом. А Сильвинитом стал в 1992 года, когда избранный трудовым коллективом генеральным директором Петр Кондрашев (до этого он на протяжении 20 лет поднимался по карьерной лестнице на нем же),
во время ваучерной приватизации стал его владельцем, или хозяином, кому как удобней. Дальше Кондрашев познакомился с Анатолием Ломакиным, выпускником МГИМО, работавшим в Союзпромэскпорте и Агрохимэкспорте в 1980-е.
Это знакомство стало судьбоносным. Рынка калия, после распада СССР в России практически не было: колхозы и совхозы разваливались, а продавать продукцию как то надо было – конечно уж, не внутри страны. И вот здесь возможности Ломакина совпали с желаниями Кондрашева. В 1992 году на свет появилась Международная калийная компания (МКК), которая на долгие годы стала трейдером для Сильвинита. На первых порах, МКК продавала калий за границу не только Сильвинита, но и Уралкалия и Беларуськалия. По счастливой случайности, Анатолий Ломакин был уроженцом города Гродно Белорусской республики, и как будто сам Бог велел ему заняться бизнесом, который так связывает теперь уже два независимых государства.
Так вот, возвращаясь в холодную рыночную осень 2008-го, когда на рынках шло обвальное и непрекращающееся падение, на рынке калия был полный штиль. Как я уже говорил, цена на калий стояла на отметке 1 000 долларов за тонну. Был только один маленький нюанс – цена стояла, а сделок по ней не было. Кто-то должен был нарушить это спокойствие. И таким штрейкбрехером стал, как вы уже догадываетесь Сильвинит. Ведь весной, выложив 35 млрд рублей за лицензии, он оказался в позиции компании, которой просто деваться уже некуда, нужно отбивать сделанные, как еще полгода назад казалось, беспроигрышные инвестиции. И он, как гром среди ясного неба, заключает сделку с китайцами не по 1 000 долларов, а за скромные 300 за тонну. Так, еще первый тревожный звоночек прозвенел для картеля 5 лет назад.
И так, Сулейман Керимов, понимая ту ситуацию, которая сложилась в отрасли во время кризиса 2008 года, после предложения Кремля, решил действовать. На рынке готовилась одна из самых мощных спекуляций за всю его пятнадцатилетнюю историю и уж точно, послекризисную. Расклад был такой.
Продолжение следует.
"… На рынке готовилась одна из самых мощных спекуляций за всю его пятнадцатилетнюю историю..."
ждемс
начало кстати в стиле Гнома.
Баумгертнер во вторник заявил, что, несмотря на смену стратегии, «Уралкалий» не собирается пересматривать дивидендную политику и планирует сохранить выплаты акционерам на уровне не менее 50% от чистой прибыли.
Цены на хлоркалий к 2014 году могут снизиться на 25% — с текущей спотовой цены в $400 за тонну до уровня ниже $300 — из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка, предупредил гендиректор «Уралкалия». По его словам, негативный прогноз заставляет компанию менять стратегию развития. Поставки «Уралкалий» надеется нарастить с 10,5 млн тонн в 2013-м до 14 млн тонн в 2014 году — теперь ставка будет делаться именно на максимизацию объема производства, а не на цену продукции. Особые надежды компания возлагает на рынки Китая, Индии и Бразилии.
По данным российской компании, в 2012 году на долю БКК приходилось 43% мирового экспорта калия. Аналитики BMO Capital Markets в комментарии для Financial Times новости о разрыве отношений «Уралкалия» и БКК назвали «концом мира калия, каким мы его знали». Рынок поставок минудобрений до сегодняшнего дня олигопольно контролировался двумя трейдерами — помимо БКК, это канадский картель Canpotex, включающий компании PotashCorp, Agrium и Mosaic.
Крупнейшим акционером «Уралкалия» является Сулейман Керимов — состояние — $7,1 млрд). Его компании «Нафта Москва» принадлежит пакет в 17,2%. В «Нафте» уже сообщили о поддержке новой стратегии развития и заверили в долгосрочном стратегическом характере инвестиции в актив.
Другими совладельцами «Уралкалия» являются Филарет Гальчев (№22 в рейтинге Forbes, $6,7 млрд) — 7%, Анатолий Скуров (№64, $1,7 млрд) — 4,8%, компания Wadge Holdings Limited (12,5%), бенефициарами которой являются Керимов, Гальчев и Скуров. 58,5% акций компании находятся в свободном обращении. В минувшую пятницу из состава акционеров вышел владелец группы ИСТ Александр Несис (№30, $3,3 млрд). Структуры бизнесмена продали 5,1% акций «Уралкалия», выручив порядка $850 млн. В июле свой пакет примерно за $1,3 млрд продал и депутат Госдумы Зелимхан Муцоев (№68, $1,5 млрд).
«Уралкалий» — крупнейший в мире производитель калия с долей около 20%. Чистая прибыль по РСБУ в первом полугодии 2013 года упала по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 42% — до 17,2 млрд рублей. Выручка снизилась на 18% — до 48,033 млрд рублей.
С уважением,
Энергетический Дятел.
Там же есть и другие участники и весьма крупные, такие как Филарет Гальчев.
о продаже бизнеса. На эту роль Кремль определил Сулеймана Керимова...» я как-то не так понял?
Очень бы хотелось увидеть продолжение не тока по УРКЕ, но
и по ГМК и Сургуту!
Уверен Вы достаточно в теме этих эмитентов, чтоб высокохудожественно изложить их историю а заодно и описать ближайшие и не очень перспективы.
в ожидании…