Блог им. alexxandre

Немецкий философ, социолог и психолог Эрих Фромм в 1934 году переехал из Германии в США, где занялся преподавательской и исследовательской деятельностью.
Широко известен своими книгами, посвященными изучению кризиса современного общества и возможностями его преодоления. Будучи социалистом по убеждениям, последовательно критиковал недостатки капитализма, при этом не идеализируя СССР.
Эту книгу Фромм написал в 1976 году. Спустя 49 лет ее содержание не слишком устарело, за исключением того, что в 70-е годы мир был гораздо больше озабочен угрозами ядерной войны и разрушающего воздействия человека на экологию.
Сразу замечу, что, если слово «экзистенциальный» отправляет вас в нокдаун, то есть от философии вы далеки, читать книгу будет трудно. Да и, пожалуй, незачем. Фромм писал ее в 76 лет, за 4 года до смерти, поэтому с переводом терминов на популярный язык не слишком церемонился.
Вводные идеи автора:
✏️ Индустриальный век подарил человечеству веру в безграничный прогресс, всемогущество науки и техники, максимальное благополучие большинства людей и неограниченную свободу личности. Увы, оказалось, что достижения прогресса не делают человека разумнее и счастливее. Причины кроются в важнейших психологических принципах индустриальной системы: 1) высшей целью жизни является счастье, достижимое удовлетворением всех желаний и субъективных потребностей: 2) эгоизм, себялюбие и жадность ведут общество к миру и гармонии.
✏️ Концепция безграничных наслаждений противостоит идеалу дисциплинированного труда, а этика обязательного труда несовместима с пониманием свободного времени как абсолютной лености после окончания рабочего дня и полного «ничегонеделания» во время отпуска. Но реальный человек находится между двумя полюсами. С одной стороны — бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, а с другой — телевидение, автомобиль, секс и другие радости жизни. При этом неизбежно возникают противоречивые комбинации приоритетов. Одержимость только лишь работой так же точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать.
✏️ Охота за счастьем не ведет к подлинному благополучию. Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
✏️Эгоизм делает людей все более жадными, ощущающими неприязнь и враждебность ко всем остальным людям. Они никогда не могут быть довольными, ибо их желаниям нет конца. Они вынуждены завидовать тем, кто богаче, и бояться тех, кто беднее, и при этом казаться другим и самому себе веселыми, рациональными, честными и дружелюбными, как пытается выглядеть любой из нас. Жажда обладания и мирная жизнь исключают друг друга.
Основные идеи:
Пока в XVIII веке в Европе не появился капитализм, экономика определялась некоторыми этическими нормами, поведение оставалось человеческим. Затем экономический аспект поведения был выведен за рамки этики. Развитие экономики стало определяться не вопросом, что лучше для человека, а вопросом: что лучше для системы? Все, что способствует росту системы, служит также благу отдельного человека, а эгоизм, себялюбие и страсть к накоплению присущи человеку от рождения. Общества, лишенные этих черт, были зачислены в разряд примитивных, а их представители – в разряд наивных младенцев.
Эгоизм, порождаемый системой, заставляет ее лидеров ставить личный успех выше общественного долга. Никого больше не шокирует то, что ведущие политические деятели и представители деловых кругов проводят в жизнь такие решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для общества. В самом деле, если эгоизм — одна из основ бытующей в современном обществе морали, то почему они должны вести себя иначе? Создается впечатление, что они и не знают, что алчность (как и подчинение) делает людей глупыми и лишает их способности действовать рационально, даже когда они преследуют свои собственные интересы, заботясь о себе и своих близких.
Главная задача этой книги — анализ двух фундаментальных позиций человеческого существования, которыми являются обладание и бытие.
Разница между ними показана на примере двух стихотворений английского и японского поэтов средневековья об увиденном в лесу цветке. Первый срывает его, чтобы унести домой. Второй любуется на него как на неотъемлемую часть природы. Для первого важнее обладать, чем просто быть.
Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала их приобрести. В обществе, где высшей целью является цель «иметь как можно больше», где о человеке говорят, что он «стоит миллион», — какая же в таком обществе может быть полярность между «иметь» и «быть»? Напротив, создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует).
Под бытием понимается такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром.
В одних обществах центральное место занимает личность, а в других все внимание сосредоточено на вещах. Ориентация на обладание характерна для западного индустриального общества, в котором смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой и властью.
Идеология потребительства состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель – это вечный младенец, требующий соски. Это с очевидностью подтверждают такие патологические явления, как алкоголизм и наркомания.
Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.
Говоря о чувстве собственности, следует иметь в виду, что отношение к собственности за последние 200 лет претерпело серьезные изменения. Прежде люди старались пользоваться вещами как можно дольше: их покупали и относились к ним бережно, то есть вещи покупались, чтобы ими пользоваться и сохранять. Тогда был в моде слоган: «Всё старое прекрасно!» Сегодня вещи покупают, чтобы поскорее выбросить. Прежний девиз: «Старое — лучше» сменился девизом: «Один раз надеть и выбросить».
Это относится в равной мере и к одежде, и к автомашинам, и к предметам домашнего обихода — они быстро приедаются, и человек снова горит желанием приобрести новейшую модель. Новый принцип отношений диктует новое поведение: приобрести-попользоваться-выбросить (а если удастся, то и выгодно продать или поменять на лучшую модель) – вот он, круговорот, девизом которого является идея «Новое – всегда лучше!».
В современном обществе укоренилась догма о том, что человек по природе ленив и пассивен и что он никогда не стал бы трудиться, если бы не материальная заинтересованность, голод или страх перед наказанием. Эта общепризнанная догма повсюду определяет наши методы воспитания, обучения и труда. Представителям самых разных мировых цивилизаций (прошлого и настоящего) теория о врожденной лености и эгоизме человека показалась бы столь же нелепой, сколь фантастической кажется нам возможность прямо противоположной природной сущности человека.
На самом деле в человеческой природе заложены черты обеих ориентаций, биологический инстинкт самосохранения усиливает в человеке желание обладания, но тем не менее эгоизм и лень – это далеко не единственные врожденные склонности человека. В нас от рождения заложена чрезвычайно глубокая потребность «быть»: существовать, давать выход своим способностям, проявлять активность, испытывать привязанность к другим людям, вырываться из тюрьмы своего одиночества и эгоизма.
В конечном счете общественное устройство, его ценности и нормы определяют, какая из двух ориентаций станет доминирующей. Те культуры, в которых поощряется жажда наживы, опираются на одни задатки человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие.
Отношения людей потребительского типа отличаются соперничеством, страхом и антагонизмом. И этот элемент антагонизма исконно присущ потребительскому мышлению: если моя собственность – основа моей личности (ибо «я есть то, что я имею»), то стремление иметь намного больше других неизмеримо, таким образом, жадность – это естественное следствие потребительского мышления. Хотя жадность скупца, жадность предпринимателя (погоня за прибылью) и жадность ловеласа (погоня за юбками) имеют свои специфические особенности, суть остается: жадному всегда чего-то недостает, он всегда «недоволен», ему мало того, что он имеет.
В отличие от телесных потребностей, которые имеют физиологически обусловленный предел (например, голод), психический голод (жадность) насытить невозможно, ибо внутреннюю опустошенность, леность, одиночество и депрессию невозможно изжить никакими усилиями. Ведь главный страх остается, страх потерять то, что имеешь. Значит, надо стремиться приобретать как можно больше. Надо опасаться своих соседей, которые могут у тебя отнять твое добро. Чтобы их опередить, надо самому быть сильнее и наступательнее.
И поскольку производство не успевает удовлетворять безграничные запросы потребителей, между индивидами идет постоянная конкурентная борьба «за больший кусок пирога». Даже когда мы достигнем стадии абсолютного перепроизводства, эта борьба не прекратится, и тот, кто от природы немощен и некрасив, будет завидовать сильным и обаятельным; бездарный будет завидовать талантливым, ленивый – трудоспособным и т. д.
Социально-экономический строй формирует личность таким образом, что она хочет делать то, что ей полагается делать. Каждый из нас есть то, чему он поклоняется, а то, чему он поклоняется, определяет (мотивирует) его поведение.
Рыночная личность воспринимает себя как товар, ее высшей целью является полнейшее приспособление к требованиям рынка.
Привычка к сумасшедшему темпу, охота к перемене мест, вещей и людей — это не что иное, как выражение беспокойства и попытка убежать от самого себя, что погоня за новыми вещами и новыми техническими средствами — это лишь способ самозащиты от одиночества и неумение общаться.
Необходимо запретить в коммерческой рекламе и политической пропаганде любые методы «промывания мозгов».
Эгоизм, жадность и озлобленность имеют не природные, а социальные корни, они навязаны человеку обществом, которое руководствуется принципом: «с волками жить – по-волчьи выть». Как только изменится социальный климат, изменится и система ценностей, и тогда переход от эгоизма к альтруизму окажется значительно легче, чем это представляется сегодня.
Все мои книжные рецензии объединены хэштегами #книги и #библиотекаинвестора в телеграм-канале: t.me/intelligent_investor
Список литературы для повышения финансовой и инвестиционной грамотности любого читателя от полного «чайника» до продвинутого уровня: t.me/intelligent_investor/1883