Блог им. Ilia_Zavialov

Завьялов Илья Николаевич про программы стимулирования.

Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.


За последние 4 года эйрдропы превратились из приятного сюрприза для ранних пользователей во “взаимовыгодные” отношения между фермерами и протоколами. Хорошо продуманные стимулы могут вознести или похоронить проект, и выживут те, кто будет подходить к этому вопросу наиболее продуманно.

Сила коммуникации

Протоколы должны эффективно доносить свои ценности и структуру вознаграждения с самого начала.

  • Без четкого направления пользователи склонны подражать поведению, вознаграждавшемуся ранее, что может отличаться от целей текущего протокола («Optimism раздал за гавернанс, значит и zkSync должен» и подобные рассуждения).
  • Четкая коммуникация помогает предотвратить напрасные усилия пользователей.
  • Прозрачность стимулов  укрепляет доверие и способствует более активному и согласованному участию сообщества.

Scroll — отличный пример того, как коммуникация влияет на успешность программы стимулирования. Сравним динамику общего и продуктивного TVL сети.

Продуктивный TVL (pTVL) определяется как активы, заблокированные в протоколах сети. Чем выше pTVL, тем лучше UX (например, за счет меньшего проскальзывания или более низких ставок).
Завьялов Илья Николаевич про программы стимулирования.

 

  • Фаза I — первоначальная неопределенность. Изначально у Scroll не было программы поощрения. Показатели TVL и pTVL оставались низкими.
  • Фаза II — Широкие стимулы. Первая программа поощрений вознаграждала за бридж и хранение средств на Scroll. Это привело к увеличению TVL, но к снижению коэффициента pTVL.
  • Фаза III — Целевые стимулы. На третьем этапе основное внимание уделялось поощрению pTVL. Это привело как к увеличению общего TVL, так и к значительному повышению pTVL.

ZKsync vs Blast

  • ZKsync. Несмотря на более ранний запуск и давний хайп, отсутствие четких стимулов в ZKsync привело к неопределенности среди пользователей и неоптимальному росту экосистемы.
  • Blast. Четко обозначив цели и введя отдельные системы баллов (Blast Points и Blast Gold), Blast добился увеличения TVL, pTVL и более высокого соотношения pTVL/TVL.

Завьялов Илья Николаевич про программы стимулирования.

Завьялов Илья Николаевич про программы стимулирования. 

Что стимулировать?

Проекты должны стимулировать те действия пользователей, которые делают их продукт лучше. Одна из ошибок, которую часто совершают команды, — это стимулирование конечной метрики, а не поведения, которое поможет продукту расти органически.

Пример правильных стимулов в web2: Airbnb

Вместо того чтобы напрямую поощрять бронирования (конечная цель Airbnb), проект сосредоточился на повышении качества объявлений. Они предлагали хозяевам жилья бесплатную профессиональную фотосъемку и отдавали приоритет в поиске высококачественным объявлениям. Эта стратегия позволила улучшить общее качество объявлений, повысить удовлетворенность пользователей и, как следствие, увеличить количество бронирований и гостей. Это, в свою очередь, привлекло на платформу еще больше хозяев и объявлений, что создало цикл роста. При этом даже после прекращения стимулирования качество объявлений не снизилось, и цикл, предположительно, продолжится благодаря естественной конкуренции на рынке.

Стимулы в web3: LooksRare vs Blur

  • LooksRare стимулировал непосредственно объем торгов (т. е. конечный показатель). Это вызвало высокую первоначальную активность, но в конечном итоге привело к воштрейдингу и отсутствию устойчивости.
  • Blur сосредоточился на стимулировании ликвидности путем поощрения листингов и торгов. Такой подход создавал реальную ценность для пользователей, улучшая общий опыт и способствуя органическому росту.

Если рассматривать долю рынка NFT в качестве косвенного показателя успеха, то доминирование Blur на протяжении всего времени очевидно. Также очевидно, что LooksRare удалось увеличить свою долю лишь умеренно и на ограниченное время.
Завьялов Илья Николаевич про программы стимулирования.

После стимулов

Кейс Blast является наглядным примером как возможностей, так и ограничений стимулов в криптовалюте. Первый сезон программы поощрений по многим показателям имел оглушительный успех и продемонстрировал высокую эффективность, когда сеть значительно превзошла многих известных игроков по росту TVL и pTVL. Однако после завершения сезона стала очевидной массовая миграция пользователей и капитала в другие сети.
Завьялов Илья Николаевич про программы стимулирования.

Такое резкое снижение всех ключевых показателей подчеркивает два важнейших момента:

  • Стимулы сами по себе не могут заменить настоящий продукт с PMF (product-market fit), который решает реальную проблему. Blast, как L2 общего назначения, конкурирует в переполненной вертикали. Спорно, есть ли необходимость в еще одном L2, и даже если есть, достаточно ли доходности Blast, чтобы выделить его на фоне конкурентов.
  • Хотя стимулы могут эффективно стимулировать рост и решать проблему «холодного старта», протоколы должны постепенно модифицировать свои программы поощрения, чтобы способствовать органической активности и формированию устойчивой пользовательской базы.

Обратный маховик стимулирования

Когда стимулы иссякают, протоколы сталкиваются с риском того, что маховик их роста заработает в обратном направлении:

  1. Пользователи и капитал уходят в поисках более выгодных возможностей.
  2. Исход приводит к ухудшению пользовательского опыта.
  3. Органические пользователи, разочарованные ухудшением UX, также начинают уходить.
  4. После чего и разработчики, видя снижение числа пользователей, покидают платформу.

Что со всем этим делать пользователям

Ситуация двоякая. С одной стороны, перечисленные рекомендации (чёткость коммуникации, стимулирование желаемого поведения а не конечных метрик, поиск PMF) облегчают жизнь рядовому дропхантеру и избавляют его мучительных догадок и размышлений, за какие именно действия могут насыпать. С другой, эти же рекомендации выравнивают условия игры для огромного количества участников и кратно снижают потенциальную награду на аккаунт, что мы и наблюдаем почти весь 2024 год. В итоге всё сводится к попытке угадать, какой проект будет выше оценен рынком и при этом обделён вниманием мультиаккеров, что в свою очередь наталкивается на проблему Low float, high FDV проектов, дропы которых все стремятся слить на первых свечах. И даже если предположить идеальный сценарий, где проекту удаётся добиться органического роста и найти PMF, это далеко не всегда отражается на росте цены токена. В итоге имеем ситуацию, когда зарабатывать на дропах становится всё проще, а вот получить лайфчендж — всё сложнее.

И тут уже каждый решает для себя: либо относиться к дропам как к бизнесу и поддерживать проекты с чётким направлением, помогая им в достижении их целей, либо играть роль «венчурного инвестора», рискуя и вкладываясь в истории без чёткого плана, но с минимальным шансом на огромный куш.

 

 

 


теги блога Завьялов Илья Николаевич

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн