Блог им. Ilia_Zavialov
Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Одно можно сказать с уверенностью – Биткоин учит смирению. Он вынуждает всех признавать свои ошибки. Некоторых раньше, некоторых – позже, но в конечном итоге – каждого. Возможно, среди уважаемых вами личностей найдутся те, кто утверждал, что Биткоин – это не что иное, как мошенничество, или сравнивали его с крысиным ядом. Но даже если они до сих пор не взяли свои слова обратно, то рано или поздно это непременно произойдёт.
Большинство людей, впервые интересующихся Биткоином, на практике сталкиваются с такой проблемой, что надлежащего контекста для его оценки фактически не существует. Это касается даже самых почитаемых финансистов нашего времени.
И что же такое Биткоин? Является ли Биткоин акцией, облигацией, технологическим стартапом, интернетом или просто плодом чьего-то воображения? Нужно признать, что на первый взгляд Биткоин не имеет какого-либо смысла и выглядит довольно абсурдным. Многие вполне обоснованно считают, что это просто масштабная коллективная галлюцинация. Такая точка зрения несёт две фундаментальные проблемы:
Хотя, разумеется, существуют исключения из любого правила, по факту, практически никто не имеет необходимой подготовки для оценки Биткоина, потому что тот не вписывается ни в одну систему мышления, существовавшую до этого. Это всё равно, что спросить кого-нибудь, кто не имеет ни малейшего представления о математике, чему равняется “2+2”. Для тех, кто хоть немного знаком с математикой, ответ будет очевидным; те же, кто далёк от математики просто не смогут решить этот простой пример.
Ещё сильнее понимание осложняется тем, что Биткоин – это абстрактная прикладная система и нечто далёкое от осязаемого явления. Биткоин одновременно и сложно понять и невозможно забыть. Но зачастую путь от одного конца крайности до другого – это целое путешествие, в ходе которого невозможное сначала становится возможным, затем вероятным и в конечном счёте неизбежным.
Со временем в голове будто “что-то щёлкает” и последний недостающий кусочек головоломки становится на место. По мере того, как туман непонимания постепенно начинает рассеиваться, естественным образом зарождается мысль о том, что хотя Биткоин и имеет право на существование, он, безусловно, в чрезвычайной степени подвержен случайности и с большей вероятностью потерпит неудачу, нежели добьётся успеха. Биткоин воспринимается как нечто хрупкое и рискованное по своей сути. Многие считают, что Биткоин может исчезнуть с финансовой сцены так же внезапно, как он на ней и появился.
Находясь всё ещё в начале своего пути, он находится в подвешенном состоянии между предстоящим грандиозным успехом и абсолютным крахом. По причине того, что Биткоин представляет из себя новшество, его зачастую считают не проверенным на практике и не опробованным.
Запущенному в 2009 году Биткоину, как представляется, не хватает “трудового стажа”. Он ещё не “заякорился” во времени. Но, с другой стороны, к настоящему времени Биткоин существует уже двенадцать лет и его суммарная покупательная способность (или стоимость) составляет уже более 222 млрд. долларов США.
На мой взгляд, Биткоин, имеющий “за плечами” двенадцать лет операционной истории и сотни миллиардов долларов капитализации, можно было бы, конечно, назвать “выскочкой”, но никак не непроверенным и неопробованным. Напротив, он процветает в естественных условиях без какой-либо централизованной координации, и именно её отсутствие наделяет Биткоин жизненной силой. Децентрализация не только даёт Биткоину саму возможность функционировать, но и является причиной того, что он не ослабевает под давлением факторов стресса, а наоборот только укрепляется.
Тот факт, что Биткоин изначально является цифровым и работает на компьютерах с программным обеспечением, которые могут быть отключены, создаёт обманчивое впечатление, что Биткоин по своей природе хрупок. Мысленная картинка отключенной от питания компьютерной сети создаёт ложное ощущение, что однажды внезапно Биткоин как система может перестать существовать, хотя верным является как раз обратное и по той же самой причине. То, что Биткоин существует везде и нигде, что он никем не контролируется, что любой человек имеет возможность запускать программное обеспечение с открытым исходным кодом из любого места, что, кстати, и делают сотни тысяч людей во всём мире, и на что полагаются десятки миллионов (и их число растёт) – всё это наделяет Биткоин незыблемостью.
Биткоин не имеет единой точки отказа, потому что он не поддаётся контролю и является динамической системой. С течением времени и ростом принятия эта система становится всё более отказоустойчивой и децентрализованной. Именно поэтому Биткоин практически невозможно остановить. Если вкратце резюмировать вышесказанное, Биткоин более постоянен, нежели рискован, потому что является антихрупкой системой.
Идея “антихрупкости”, популяризированная Нассимом Талебом, характеризует системы или явления, которые черпают свою силу из беспорядочности. Имкенно таким как раз и является Биткоин “до мозга костей”. Не существует универсального средства, способного убить Биткоин; нет конкурента, который может мистическим необъяснимым образом его обогнать; так же, как и нет правительства, которое могло бы его уничтожить. Но это ещё не всё – каждая враждебная атака и каждое потрясение для системы фактически приводят к тому, что Биткоин становится только сильнее.
“Есть вещи и явления, которым встряска идёт на пользу; они расцветают и развиваются, сталкиваясь с переменчивостью, случайностью, беспорядком, стрессорами, любовными переживаниями, риском и неопределённостью. Однако, невзирая на то, что данный феномен наблюдается повсеместно, у нас нет слова, которым можно точно обозначить противоположность хрупкости. Назовём это качество “антихрупкостью”. Антихрупкость – совсем не то, что эластичность, гибкость или неуязвимость. Гибкое либо эластичное противостоит встряске и остаётся прежним; антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего. Этим свойством обладает всё то, что изменяется со временем: эволюция, идеи, революции, политические системы, технические инновации, процветающая культура и экономика, выжившая фирма, хорошие кулинарные рецепты (скажем, куриный суп или татарский бифштекс с каплей коньяка), развивающийся город, системы права, экваториальные леса, устойчивость бактерий к антибиотикам… Даже человечество как вид на этой планете. Антихрупкость определяет границу между живым и органическим (или сложным) вроде человеческого тела, с одной стороны, и тем, что бездеятельно, скажем, физическим объектом вроде степлера, – с другой. Антихрупкость любит случайность и неопределённость, что означает – и это ключевое свойство антихрупкости – любовь к ошибкам, к определенному классу ошибок”,
– Нассим Талеб, “Антихрупкость”
Биткоин представляет собой адаптирующуюся и эволюционирующую систему, которая далеко не статична. Никто не контролирует сеть Биткоина, и нет никого во главе, кто был бы способен навязать всей сети какие-либо изменения. Децентрализация присутствует в Биткоине на всех уровнях, благодаря чему, как показала практика, он становится невосприимчивым к любым типам атак. Однако Биткоин не просто обладает иммунитетом к атакам и ошибкам.
Биткоин на самом деле укрепляется от:
а) воздействия внешних сил, когда те пытаются повлиять на сеть или кооптировать её;
б) ошибок, совершаемых отдельными пользователями сети;
в) волатильности, которая часто воспринимается как ограничивающий, если не критический его недостаток.
По мере того, как Биткоин переживает потрясения, а люди учатся на ошибках и приспосабливаются к его волатильности, Биткоин становится ощутимо более надёжным. Демонстрируемые Биткоином устойчивость и иммунитет вызывают укрепление доверия к сети, вследствие чего растёт его принятие, и Биткоин становится более резистентным и к будущим атакам, и к индивидуальным ошибкам пользователей. Это является ничем иным как позитивным, самоподдерживающимся циклом обратной связи.
С каждой неудавшейся попыткой принуждения сети, протокол Биткоина укрепляется, а уверенность в нём ещё сильнее возрастает. Всякий раз, когда Биткоин переживает какое-либо потрясение, само это событие придаёт ему импульс для движения вперёд, делая его значительно более сильным, чем он был до этого.
Отсутствие в Биткоине социального порядка может быть его главным преимуществом. У Биткоина нет ни генерального директора, ни централизованного управляющего органа, который осуществлял бы за ним контроль. Нет ни одного человека или организации, которых можно было бы “притащить на ковёр” в Конгресс для допроса или с целью потребовать каких-либо действий. Фактически нет законодательного органа, имеющего полномочия и возможность оказывать хоть какое-нибудь влияние – будь то преференциального или иного характера – на Биткоин.
Однако, это вовсе не означает, что отдельный человек или компания обладают иммунитетом против стороннего влияния. К тому же, природа Биткоина не является препятствием для попыток какого-либо государства принимать регуляторные меры в отношении Биткоина (или вообще объявить его вне закона), но именно отсутствие порядка изолирует сеть от внешних угроз.
В то время как Libra от компании Facebook подвергается серьёзным нападкам как цифровая валюта по независимым от влияния правительства США причинам, генеральный директор компании наряду с другими топ-менеджерами были срочно вызваны в Конгресс для обсуждения связанных с её запуском вопросов вскоре после того, как Facebook заявил о выпуске своей криптовалюты. Ведущие американские законодатели требуют, чтобы проект Libra был отложен, если и вовсе не отменён, из-за вопросов “национальной безопасности” и прочих нормативных проблем. Дело вовсе не в том, что руководители компаний и сами компании не могут сосуществовать с правительством, всё дело в том, что само их наличие создаёт возможность для влияния извне, которое никогда не могло бы существовать в Биткоине на уровне протокола, и отсутствие которого позволяет Биткоину быть жизнеспособным в качестве валюты.
“Основная проблема традиционной валюты – это доверие, необходимое для её функционирования. Мы вынуждены доверять центральному банку в том, что валюта не подвергнется девальвации, но история фиатных валют полна примеров нарушения этого доверия.”
– Сатоши Накамото
Не имея центральных контрагентов, контролирующих сеть, Биткоин функционирует на децентрализованной основе, пребывая в состоянии, которое устраняет как саму необходимость в доверии, так и зависимость от него. Его распределенная архитектура значительно снижает уязвимость сети к различного рода атакам, устраняя центральные точки отказа, из-за которых в противном случае система подвергалась бы критическим рискам. Будучи построенным на фундаменте социального беспорядка (без иерархической структуры управления) и только при отсутствии контроля Биткоин способен функционировать на безопасной основе. Это полная противоположность модели центрального банка, где доверие выступает в роли краеугольного камня в её основании.
Биткоин – это денежная система, построенная на механизме рыночного консенсуса, а не на централизованном управлении. Существуют определенные правила консенсуса, которые и управляют сетью. Каждый участник сети Биткоин добровольно следует правилам консенсуса, и каждый пользователь может самостоятельно проверить (и обеспечить) соблюдение этих правил. Если какой-либо участник рынка изменяет правило, нарушая тем самым согласование собственной версии протокола с остальной сетью, этот участник выходит из консенсуса. Правила сетевого консенсуса в конечном счёте определяют, что является и что не является Биткоином. Поскольку каждый участник способен обеспечивать соблюдение правил независимо, именно совокупная функция обеспечения соблюдения правил на децентрализованной основе гарантирует, что в общей сложности будет выпущен всего 21 миллион биткоинов.
Устраняя необходимость доверия к централизованным контрагентам, все участники сети могут полагаться и в конечном итоге доверять тому, что денежная политика надёжно защищена, и что она не может быть подвержена произвольным изменениям. Вы можете счесть это парадоксальным, но всё совершенно рационально. Этой системе доверяют именно потому что она не требует доверия; в свою очередь она не была бы бездоверительной без высокой степени социального беспорядка.
В конечном счёте, спонтанный порядок возникает из беспорядка и усиливается по мере поглощения каждого экзогенного системного шока.
Например, в 2017 году в мире Биткоина разразилась своего рода гражданская война. Многие из крупнейших компаний, которые предоставляют услуги по хранению и обмену биткоинов, пришли к соглашению с крупными биктоин-майнерами, которые контролировали более 85% майнинговых мощностей сети (или скорости хэширования) в попытке добиться изменения правил консенсуса. Эта группа влиятельных брокеров планировала удвоить размер блока Биткоина с целью увеличить пропускную способность сети. Однако увеличение размера блока потребовало бы изменения правил сетевого консенсуса, что привело бы к разделению (или хардфорку) сети.
В рамках достигнутого в ходе переговоров соглашения группа предложила запустить значительное обновление сети под названием SegWit, которое не меняло бы правила консенсуса. Вместе с обновлением SegWit предлагалось удвоить размер блока, что изменило бы правила консенсуса. С учётом того, что в этих переговорах принимали участие почти все крупные поставщики услуг и майнеры, был дан ход осуществлению планов по внедрению этих изменений. Однако, неприятным сюрпризом для “крупноблочников” стал тот факт, что операторы узлов сами запустили обновление сети SegWit без изменения сетевого консенсуса и без увеличения размера блока. Попытка изменить правила консенсуса сети с треском провалилась, и неискажённый Биткоин спокойно продолжил своё неуклонное шествие вперёд.