Влияние СМИ и поступающей от нее информации, нельзя недооценивать.
Случаи, когда вовремя полученная информация и ее грамотное использование меняла ситуацию на биржевом рынке – не редки. Ярким примером служит личность Натана Ротшильда. На Лондонской бирже он слыл человеком, который владеет самой актуальной и оперативной информацией, в результате чего другие игроки на бирже зачастую выстраивали свое поведение исходя из действий Ротшильда. День 20 июня 1815 года не стал исключением. Заблаговременно получив известие о победе Наполеона в битве при Ватерлоо, Ротшильд отправился на Лондонскую биржу и начал сбывать ценные бумаги. Такое поведение спровоцировало появление слухов о проигрыше англичан. Начавшаяся паника на бирже привела к резкому падению акций, которые Натан Ротшильд смог приобрести по рекордно низким ценам. Чем заработал себе не только приличное состояние, но и место участника в истории одной их крупнейших финансовых операций.
Ответа на вопрос, как Ротшильд сумел получить актуальную информацию об итогах сражения так быстро, до сих пор не найден. Существует два основных предположения на этот счет. Получение информации обеспечивала либо собственная курьерская служба либо голубиная почта, расположенная на ферме Ротшильда в Кенте.
Главной ценностью полученной Ротшильдом информации являлась ее оперативность. В отсутствии современных информационных систем, позволяющих обмениваться информацией в реальном времени, оперативность полученных данных была их важнейшим качеством. В наше время коммуникационные системы позволяют распространять информацию в любую точку мира, поэтому оперативность получения информации трейдерами хоть и остается ее важной характеристикой, но отнюдь не является решающей. Гораздо важнее становится характер восприятия этой информации инвесторами.
евозможность предугадать, какова будет реакция инвесторов на ту или иную новость, делает прогнозы реакции рынка малозначимыми. Считается, что если новость появилась в медиа-пространстве в период изменений на рынке – то она и является их причиной. Однако отнюдь не все случаи попадают под это правило. Так, предшествовавшие «черному понедельнику» 19 октября 1987 года дни не содержали каких-либо событий, способных вызвать крах на биржевом рынке. Однако именно в тот день индекс Dow Jones упал на рекордную отметку в 22%.
Многие специалисты до сих пор пытаются понять, какое событие вызвало внезапный крах курса ценных бумаг. Экономист Роберт Шиллер, автор книги «Иррациональный энтузиазм», выдвинул мнение, что инвесторы поддались панике из-за большой скорости снижения курса и испугались повторения 1929 года. Поэтому постарались избавиться от акций. Цены падали в течение всего времени проведения торгов. Однако ожидаемого продолжения падения цен на следующий день не случилось – рынок закрылся с повышением.
Назвать четкие причины обвала рынка 19 октября 1987 года не может ни один эксперт. Роберт Шиллер склоняется, что главную роль здесь сыграли человеческие эмоции. По его мнению, нарастающая среди инвесторов атмосфера уязвимости прорвалась за 5 дней до обвала рынка. В этот день по национальному телевидению транслировали интервью с автором бестселлера “Великая Депрессия 1990-ых: почему это должно произойти, как защитить себя” Равви Батра. Известный исследователь, комментируя книгу, позволил себе высказать предположение, что в 1989 году ожидается новый крах фондового рынка, который станет началом серьезного экономического спада.
Средства массовой информации, конкурирующие друг с другом за право первым предоставить последние новости фондового рынка и выпускающие в медиа-пространство постоянные сообщения и состоянии биржевых торгов, тем самым сами включаются в состав биржевой деятельности. Сенсационными новостями и заявлениями о новых рекордах рынка они стараются привлечь внимание публики.
В свою очередь инвесторы, получающие большое количество новой информации о биржевом рынке, оказываются не в силах оценить и обработать все информационные сообщения со стороны СМИ. Это приводит к упрощенному восприятию информации и повышению значения ее эмоциональной оценки.