
– Очевидно, что запчасти и расходники для ТО на все автомобили подорожали. При этом сама логистика не сильно выросла в цене. Товарооборот очень сильно скакал, заказчик всегда реагировали по-разному – многие до сих пор сидят в ожидании, много не закупают, перевозки не делают. Во-вторых, вся логистика перестроилась на азиатское направление. Например, у нас был якорный заказчик – компания “Волга-Днепр”, которая работала на Европу. Мы все знаем, что с ней произошло. Из-за этого в моменте, в феврале, у нас отсыпалось несравнимое количество заказов. При этом остаются кредиты, лизинги транспорта, дорожает техобслуживание, стоимость содержания автопарка выросла в 5-10 раз. Все, что запустилось новое – по новым ценам, по новой логистике, сейчас работает нормально. Все старые цепочки либо нулевые, либо минусуются, либо, как правило, намертво встали. Транспорт, который ты рассчитывал поставить на одни направления, не подходит под другие, и, как результат, простаивает без дела. В небеса взлетел и вторичный рынок – автомобилей нет, китайцев, в том числе грузовой транспорт, покупать страшно, а приобретать другие не представляется возможным. Во-вторых, вторичный рынок к концу года обвалился – если ты хочешь продать свой транспорт, то, во-первых, на него сейчас нулевой спрос, во-вторых, однозначно не извлечешь никакой прибыли. В складских перевозках огромная трудность сейчас с руками – их категория работников плотно попала под частичную мобилизацию.
Введенная в России частичная мобилизация коллективы большинства опрошенных (66%) не затронула. У 34% все же мобилизовали какую-то часть сотрудников. Более чем половине (58,6%) из тех, у кого сотрудников мобилизовали – замещение данных сотрудников не потребовалось либо замена была найдена очень быстро. Не смогли пока найти замену для выбывших сотрудников только 19 %.
Еще 26,7% участников опроса сообщили, что не сумели найти аналоги критически важным иностранным продуктам или сервисам, которые более не поставляются в Россию из-за санкций. Однако большая часть все же смогла найти новых поставщиков таких же продуктов (23,6%) либо аналогичных продуктов, причем как в России (22,3%), так и за рубежом (13,5%).
– В целом, по поводу влияния санкций оценки предпринимателей разнятся. Если 10,5% опрошенных заявили, что не смогли справиться с последствиями санкционных ограничений, то 16,3 % не заметили их вовсе. 55,4% полностью адаптировались или продолжают адаптацию к западным санкциям. То есть большая часть сообщества выдержала последствия санкций. Относительно оценки состояния собственного бизнеса только 6% респондентов отметили, что бизнес пришлось или вскоре придется закрыть». По остальным – ситуация ухудшилась, но контролируется. Так, больше 9% сохраняют стабильное увеличение выручки, 30,4% заявили, что выручка упала, но подконтрольно, 27% – отмечают «серьезный спад», 7% – «кризис».
