Воспользуюсь литературным приемом: собирательный образ.
Наш герой — бывший троечник, курильщик, человек без определенных склонностей и талантов. В такой ситуации остается только одно: авантюра. Герой решается на работу риэлтором/агентом.
Сколько я видел подобных людей! Они приходят толпами, пролетают, как кадры в старом кино, быстро и незаметно. У всех уже багаж жизненного опыта, набор историй на несколько часов разговора, «стойкая жизненная позиция» и букет комплексов, самый распространенный из которых — «Меня не поняли».
Итак, наш герой делает шаг на встречу деньгам и свободе, как рекламируют на сайтах по трудоустройству агентства.
Первое, что его ожидает — это притереться в компании таких же флибустьеров. Труда это особо не составляет, много общего.
Затем начинается работа. Звонок клиента, встреча, результат. По началу — месяца три — результат чуть менее, чем нулевой. Зарплаты никакой нет. Поэтому основная публика сваливает на этом рубеже, даже не дождавшись первой сделки. Очень часто уже после увольнения их сделки добивают более профессиональные агенты.
Второй этап — это первая сделка! Герой нашего образа, как мы условились, все же добьется успеха. Соответственно барьер второго этапа он преодолеет, однако ж многие тут тоже ломаются, поскольку ждать сделку долго, много нервов и сил уходит на страх: когда? А вдруг не заплатят? А что потом?
Поэтому очень многие, подающие надежду люди, получают первые суммы и спешно сваливают, радуясь свои крохам.
Но наш персонаж получил свои 100 тыр и остался.
Ему уже легче. На какое-то время прекратились звонки от коллекторов. Старый чемодан заменен на новый. Жена/мать вздохнула с облегчением: «А вдруг?»
Время идет, плотность сделок увеличивается. Агент обрастает опытом и знакомствами. Уже может зрелым взглядом оценить перспективы торгового помещения, не ездит в холостую с нищебродами на копеечные встречи. Он ждет свою сделку, как серфер ждет своей волны.
И тут, хвала богам, поступает звонок: покупка особняка в центре Москвы.
Безусловно он уже проел первые деньги, со грехом наскребал мелочь на позорных встречах с сомнительным результатом. Наш герой становится профессионалом именно в этот момент. Когда его действия становятся осмысленными: работа, которую он провел дала результат. Большой дядя расширяет бизнес.
Он кидает все нищенские переговоры на самотек и выполняет только одно действие: надеется.
Однако, спустя пару месяцев, сделка срывается из-за банальной причины, которая нашему герою еще не по зубам в плане понимания. А причина проста: хозяин особняка и покупатель решили сделать без него. Ну зачем кормить богатых агентов? Эдак всякому по 30 лямов отдавать… Ничего, не мы первые, не мы последние. Еще заработает!
Наш агент получает сухие скучные ответы: «Мы еще думаем!», «Мы сами позвоним» и т.п.
Однако надежда еще теплится. Но желудок ожиданиями не наполнишь. Приходится очень тяжко! Мелкие сделки заброшены, поскольку «неинтересно с мелочью возиться», а заново начинать эдакую эпопею… Не всякий способен.
И этот этап убивает последних. Люди плюют и бросают все. Но не зря говорят: ночь темна перед рассветом. Надо бы всегда это помнить.
Наш герой сдюживает. Начинает все снова. Уже гораздо легче. Нет стресса от новых действий и знакомств. За пару месяцев он вырабатывает иммунитет к обломам. Работает, как вол. Проходит год, два. Уже теряются где-то вдали обиды на невополщенные мечты. Отсеялись галлюцинации о богатстве и успехе.
В этот момент агент становится просто человеком с объемными знаниями в области недвижимости. Опыт — сын ошибок трудных — дает небольшой доход. И когда кажется, что он — самый обычный человек с непостоянным доходом, когда уходят инфантильные комплексы неудачника, наступает прозрение: Стабильности нет нигде и ни в чем. Риэлторская деятельность — это личный бизнес, который в той же мере удачен, в какой мере удачно, вернее чисто твое мировоззрение. Это влияет на интеллект. Вынуждает больше читать и интересоваться своей областью. Огромная масса изучаемого материала делает из него просто блестящего собеседника. Мастерство общения по телефону и при личной встрече изумляет. С этим человеком хотят работать. К нему обращаются. Советуют знакомым. И, наконец, предлагают оплачивать его услуги.
Оптическая иллюзия сознания обычно предлагает нам лишь конечные продукты внимания
Исходя из ситуации с недвижимостью, делаю вывод: кризис 2008 — это время возможностей. Кризис сегодня — это начало конца привычной ситуации в России.
В США все началось с недвижимости. У нас все начнется с недвижимости. Хотелось бы обозначить основные точки начала вселенского большого взрыва в России:
1. Долларовые покупатели недвижимости тормозят общий нормальный процесс снижения цен на аренду и на продажу. Они уже 50% потеряли и еще долго будут выходить из сумрака. Эта ситуация даст негативный эффект рынку предложения. Ценники высокие, домохозяйства вынуждены туже затягивать пояса. Однако, как сказано выше, ставки аренды пока не думают снижаться, что приведет к обвалу весьма резкому.
2. Ипотечники, сокращения, падение доходов, рост цен, море не выплат долгов по ипотеке и прочим кредитам — все это эффект домино.
3. Избыток квадратных метров. В Москве нет такого спроса на жилье и коммерческую недвижимость. А сколько построено и еще в процессе строительства? Прошу отметить: сегодня квартиры покупают, как билеты на чартерные рейсы — агентства, этажами на этапе строительства. В целом все продано и взято в кредит под нерентабельную недвижку. Большинством реализованных площадей владеют одни и те же корпорации и банки. Чуть-чуть богатых физиков.
Пустуют бизнес центры и торговые центры. Если не пустуют, то выручка у арендаторов в популярных мегамоллах снизилась на 40%. Очень важный момент: потеря выручки и АП (арендного потока) на начальном этапе заставит бизнесменов вливать больше в рекламу и развитие, что даст эффект «Пира во время чумы». Их вложения не окупятся, поэтому после резкого всплеска (если он еще не начался, кстати) деловой активности, последует сокрушительный спад. Все панически начнут резать расходы.
4. Простой недвижимости не дает возможности развивать бизнес, что тормозит процесс роста в перспективе. Однажды потеряв, мало, кто решается сразу стартовать по новой.
5. Монополисты получат в свои руки уже полный контроль за рынком. Что, безусловно, в СМИ подадут, как «развитие», но контроль цен за счет власти и денег — это монополя, которая, как следует из новейшей экономической теории, носит, скорее разрушительные свойства, нежели конструктивные. Мелкий бизнес не тянет такие арендные ставки. А ждать пока проснутся собственники недвижимости никто не будет. Уже год наблюдаю прирост «бабушек, торгующих чем-то» в переходах. Опять эти значки, обувь, зелень, соленья, грибы. Смех смехом, а знаковая ситуация. Нищенская пенсия вынуждает идти в торговлю.
6. Депрессия. Многие специалисты не могут найти работу. Входят в долги, нервничают и те, кто еще работает, ибо проводили уже много коллег в «по собственному желанию». В России вообще забавно — за год до 40% «по собственному» уходят.
7. Крупные компании закрывают подразделения по России, да и по Москве.
8. Большой процент отказа в оплате комиссии агентствам. Если ранее примерно 50% потенциальных арендаторов не готовы были оплачивать услуги, сегодня 95% просто перестают общаться, если речь идет об оплате услуг агентства.
9. 70% сделок обходится без участия топовых агентств недвижимости. Собственники не готовы платить комиссию также, как и арендаторы.
10. Резонанс вызывает повсеместное несоблюдение условий и договоренностей. Высокий процент «кидков» и недобросовестной оплаты аренды.
11. Люди с деньгами не идут на риски. Популярная позиция — как и в трейдинге — «на заборе».