«Аэрофлот» намерен полностью отказаться от поставок Ту-214 и SJ-100 New
Вчера
34K прочитали
Стало известно, что группа «Аэрофлот» планирует отказаться от поставок не только от ранее закантрактованных отечественных среднемагистральных самолетов Ту-214, но и от импортозамещенных версий ближнемагистральных региональных лайнеров SJ-100 New. Об этом журналистам заявил глава авиакомпании Сергей Александровский, в рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2024.
По словам Александровского, в настоящее время «Аэрофлот» ведет переговоры с Объединенной авиастроительной корпорацией, чтобы изменить условия контракта на закупку 339 российских самолетов до 2030 года. Из-за существенного сдвига сроков поставок всех типов самолетов, «Аэрофлот» намерен полностью отказаться от ранее законтрактованных 89 бортов SJ-100 New и 40 Ту-214, заменив их только на МС-21.
«Учитывая, что сроки сдвигаются правее, мы внимательно посмотрели на соглашение с производителем. Речь идет о том, чтобы все 339 самолетов трансформировать в МС-21», — заявил Александровский.
Однако учитывая то, что ОАК до 2030 года планировал выпустить всего 270 бортов МС -21, глава «Аэрофлот» также не стал уточнять, идет ли речь об увеличении объемов производства или продлении сроков поставок этого самолета. Из-за существенного сдвига программы, ряд экспертов теперь сомневаются в реализуемости даже этих объемов в новые заданные сроки.
Также глава компании поделился, что предполагаются поставки самолета в базовой версии МС-21-300 (на 300 пассажиромест) и в короткой МС-21-200 (на 200 пассажиромест), разработка которого пока только ведется. Тем не менее, он пока не стал уточнять в какой пропорции «Аэрофлот» планирует заказать эти самолеты.
Эксперты считают, что данное решение выглядит рациональным, а однотипный флот позволит компании заметно сократить издержки на эксплуатацию своего парка. Однако подчеркивают, что пересмотр контракта с крупнейшим отечественным авиаперевозчиком надолго ограничит доступ к покупке самолетов МС-21 остальным российским авиакомпаниям конкурентам.
Отмечается, что теперь им придется искать возможность ввезти в страну аналогичные иностранные воздушные суда с сопоставимой пассажировместимостью, среди которых Boeing 737, Airbus А320 и А321.
На фоне этих новостей по готовности российских пассажирских лайнеров, авиакомпания Utair уже заявила о желании ввозить иностранные самолеты в Россию с вторичных рынков дружественных стран. Сегодня авиаперевозчик уже ожидает поддержки правительства в этом вопросе, заявляют российские эксперты в авиационной отрасли.
На форуме Александровский также заявил, что из-за переноса сроков поставок самолетов МС-21 и SJ-100 New, выпадающий пассажиропоток компании «Аэрофлот» за два года составил 5 млн. человек.
Стоит отметить, что в рамках предварительного соглашения с ОАК, подписанному на ВЭФ-2023, «Аэрофлот» должен был получить первые два SJ-100 New и три Ту-214 еще в конце 2023 года, а в 2024 году — первые шесть бортов МС-21.
Позже планы по поставкам были скорректированы. Начало поставок первых МС-21, ОАК запланировала на четвертый квартал 2025 года, SJ-100 — на первый квартал 2026 года, тогда как сроки поставок первых Ту-214 остались в подвешенном состоянии и до сих пор неизвестны.
Восстановленный Ту-214 компании Red Wings рейс Москва — Ереван.
Ранее сообщалось, что «Аэрофлот», в рамках раннего предварительного соглашения на закупку 339 российских самолетов до 2030 года заключил твердый контракт на поставку только SJ-100 и МС-21. По Ту-214 никакой конкретной информации не было, кроме того как в Ростехе сообщили, что пока ведут переговоры по данной машине.
Напомню, что ранее «Аэрофлот» выдвинул Казанскому авиазаводу (КАЗ) ряд конструктивных требований к самолету Ту-214, основным из которых было требование по модернизации кабины пилотов с современным бортовым оборудованием под двух членов экипажа, исключающее наличие бортинженера.
Безусловно, такое решение позволит сократить компании расходы на дополнительного члена экипажа и повысить экономическую эффективность эксплуатации обновленного Ту-214. Каких-то подробностей по решению данной задачи, ни ОАК, ни КАЗ до сих пор не приводят, хотя поставки этого самолета ранее ожидали раньше всех.
Буквально на днях я в одном из своих материалов сообщал, что «Ростех» и группа компаний «Аэрофлот» всё же подписали твердый контракт на поставку 11 бортов Ту-214. Об этом тогда сообщил генеральный директор госкорпорации Сергей Чемезов. В то же время глава «Ростеха» не стал уточнять, будут ли эти казанские самолеты доработаны под двух членов экипажа или все же КАЗ не намерен их обновлять и дорабатывать.
Несмотря на то, что их количество снизилось с 40 до 11 самолетов, в такой ситуации уже можно было порадоваться за многострадальную «Тушку». Однако учитывая, что теперь «Аэрофлот» планирует отказаться не только от поставок отечественных Ту-214, но и SJ-100, складывается впечатление, что в госкорпорации до сих пор не могут договориться с крупнейшим российским авиаперевозчиком.
Причем ОАК еще постоянно сдвигает и сроки готовности всех отечественных пассажирских самолетов, да еще и при этом пытается впарить «Аэрофлот» в лизинг сроком на 18 лет Ту-214 80-х годов разработки, без каких-либо обновлений и доработок.
Здесь возникает невольный вопрос, а зачем «Аэрофлоту» вообще изначально понадобились убыточные Ту-214, когда на подходе был МС-21.
В 2022 году глава авиакомпании «Аэрофлот» Сергей Александровский уже отвечал на этот вопрос. Тогда он заявил, что это исключительно прагматичное государственное решение в развитии отечественного авиастроения.
Тем не менее, тогда он поделился, что Ту-214 уже поверенный временем летающий самолет с понятными характеристиками. В связи с тем, что он начнет поступать раньше всех, его присутствие в парке авиакомпании позволит «Аэрофлоту» и производителю в спокойном ритме довести МС-21, а также позволит сократить издержки, пока абсолютно новый тип лайнера будет находиться и дорабатываться в подконтрольной эксплуатации ОАК, подчеркнул Александровский.
Однако с учетом того, что на сегодняшний день у авиакомпании нет понимания, появится ли вообще, обещанный еще в 2023 году Ту-214, решение полностью пересмотреть планы по закупке этого самолёта на подходе новейшего и востребованного среднемагистрала МС-21, является более чем взвешенное и справедливое. Так что не удивительно, что теперь «Аэрофлот» не имеет интереса к этой машине, особенно с кабиной на трех членов экипажа.
Что же касается SJ-100 New, то тут стоит отметить, что входящая в «Аэрофлот» авиакомпания «Россия» остается крупнейшим эксплуатантом SSJ-100, разработанных при участии ряда иностранных компаний. Парк А/К «Россия» из SSJ-100 насчитывает 78 таких самолетов.
По мнению ряда экспертов, с учетом возраста этих самолетов и постоянных обещаний улучшить ситуацию с техобслуживанием и поставками запасных частей для ранее приобретенного парка SSJ-100, количество этих типов судов сегодня выглядит более чем достаточным. А из-за постоянного переноса поставок, «Аэрофлоту» просто не оставили выбора, как полностью пересмотреть планы по закупке Ту-214, а затем и SJ-100 New, в пользу наиболее востребованных типов судов.
Согласно сообщению российских СМИ, по словам Александровского, в рамках ПМЭФ-2024, на сегодняшний день целевые сроки начала поставок МС-21 установлены на четвертый квартал 2025 года. Другие вопросы в плане отказа от поставок отечественных самолетов SJ-100 New и Ту-214, Александровский не стал комментировать. В «Ростехе» и ОАК также воздержались от комментариев, сообщают российские издания.
Комментарии
278
dzen.ru/a/ZmL5vpynXEOjyyNZ