Антон Баринов
Антон Баринов личный блог
24 ноября 2021, 16:23

Rivian и Tesla: кто кого?

Недавно на биржу через IPO вышла компания Rivian, которая привлекла к себе огромный интерес. За неделю акции взлетели на 120%, в итоге капитализация Rivian превысила капитализацию гигантов автопрома: Volkswagen, General Motors и Ford. Дошло до того, что Rivian стал третьим (!) по капитализации автопроизводителем в мире — следом за Tesla и Toyota.

IPO было настолько громким, что уже 17 ноября акции начали торговаться и в России — под тикером RIVN.

Rivian продержались на пьедестале недолго — за последние пару дней акции снизились уже на 30% от максимума. Но по-прежнему остается одной из самых дорогих автомобильных компаний мира с капитализацией больше $100 млрд.

 

Насколько это оправдано?

Легче всего покрутить пальцем у виска и сказать, что тупые американские хомяки разогнали бумагу до небес, и скоро она сдуется в ноль, где ей и положено быть.

Но самый очевидный ответ не всегда правильный. Ведь на каждом заборе написано, сколько она стоит и сколько она производит машин — надо полагать, американские хомяки тоже в курсе. И все равно покупают.

Может быть, там есть тема? Давайте порассуждаем.

 

Чего достигла Rivian на данный момент?

Rivian — это американский производитель электромобилей. Компания существует еще с 2009 года, но на бирже решила дебютировать только в ноябре 2021 года.

Rivian выпускает (да-да, уже начала выпускать!) грузовики, фургоны и внедорожники — всего 5 разных моделей. Первые две модели — это пикап и джип, а остальные три — это грузовики разных размеров. Помимо электромобилей, Rivian производит различные аксессуары, а также зарядные станции.

Rivian начала поставлять автомобили в сентябре этого года. К концу октября было произведено 180 пикапов, 156 из них были поставлены. В декабре этого года компания планирует начать поставлять еще и джипы. Цифры никакие, это понятно — только начали.

Зато в США и Канаде компания получила уже около 55 тысяч предзаказов на флагманские модели, что неплохо. Для сопоставления — Tesla в 2020 поставила около 500 тысяч машин.

Но самое главное — Rivian поддержали такие гиганты как Amazon и Ford, что конечно обратило на себя внимание инвесторов.

Компания привлекла $10,5 млрд долларов, 20% из которых вложила компания Amazon, а 12% — Ford.

Более того — Amazon решили закупить у Rivian 100 000 электрических автофургонов для доставки (забота об экологии, все дела). А инвестиции от Ford говорят инвесторам о том, что технология Rivian чего-то стоит. Ясно, что самостоятельно никто технологию оценить не может, поэтому наличие авторитетных инвесторов — всегда огромный плюс.

Что ждет Rivian в будущем и смогут ли они повторить успех Tesla?

Компанию уже окрестили «убийцей Теслы», но это вряд ли — Tesla претендует на массовые рынки, включая даже такси в перспективе, а Rivian — более нишевой игрок.

Поэтому скорее речь о том, что Rivian может стать крупным игроком в сегменте фургонов и внедорожников. Тем более, что Tesla откладывает массовое производство своих электрических грузовиков Cybertruck. Теперь оно должно начаться в конце 2022 года, а на полную мощность развернется только в 2023.  

Конкуренция в сегменте фургонов и грузовиков все равно будет адская, но партнерство с Amazon и Ford вполне может сделать Rivian одним из ведущих игроков в этой нише.

Если, конечно, их продукция действительно будет хороша. Пока что, судя по всему, их машины весьма неплохи — отзывы первых клиентов благосклонные, а такое авторитетное издание как Topgear вообще оценило пикап Rivian в 9 из 10 и заявило, что появление этого авто меняет расклад на рынке пикапов.

Их производственная база адекватна таким амбициям: на своем текущем заводе Rivian может производить 150 тысяч электромобилей в год. На деньги, привлеченные после IPO, компания планирует построить еще один завод, чтобы к концу десятилетия выйти на производство 1 млн авто в год.

 

С учетом таких перспектив как правильно оценивать акции Rivian?

Задача нетривиальная.

Подхода два. Один — профессиональный, другой — рыночный.

Профессиональный подход таков:

1 — прикинуть, сколько авто Rivian может выпускать через 5-10 лет

2 — посчитать, сколько будет стоить Rivian через 5-10 лет, если прогноз сбудется

3 — открутить эту цифру в 2021 год, исходя из целевой доходности 25-30% (за меньшее вряд ли инвесторы готовы влезать в такую историю).

Продолжение — t.me/indexplus/1518 

5 Комментариев
  • Сергей Нагель
    24 ноября 2021, 16:32
    А серез 10 лет их обеих поимеют китайцы.
  • КРЫС
    24 ноября 2021, 16:43
    Всех поимеет рынок… А точнее, рынок растущих ставок...

    • Сергей Нагель
      24 ноября 2021, 17:27
      КРЫС, а потом китайцы…но прежде они поимеют хомяков и пульсят со всего мира…
  • Dr. Кризис
    24 ноября 2021, 17:29
    Исследование неплохое. Кстати, у Люсид завод рассчитан на 400 тысяч электромобилей. Если судить по этому фактору то Люсид недооценен. К тому же у Люсид инвесторы арабы с кучей денег и инженер создавший Модель S. Является ли наличие у Ривиана прицепа в виде Форда преимуществом? А Безос проигрывает Маску в сфере ноу хау. Безос уже устал от гонки и передаёт полномочия подчинённым. Маск же неутомим и своим примером зажигает команды.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн