Региональные Россети за пару дней (включая выходную сессию) упали на 15-17% из-за законопроекта, в котором инвесторы увидели угрозу будущим дивидендам
Сам проект написан сложным юридическим языком. Речь там идет об определении источника выплат дивидендов и сравнивается чистая прибыль и капитальные затраты компании
Это довольно странно. На мой взгляд, логичнее было бы сравнивать капитальные затраты либо с чистым операционным потоком, либо с объемом выплаченных дивидендов (чтобы предотвратить ситуацию, когда дивиденды выше капекса)
Но самый главный вопрос – почему все решили, что предлагаемые изменения отменяют выплату дивидендов? Если отбросить лишние слова (они мешают воспринять смысл), то в пункте 2 статьи 42 написано:
«При определении источника выплаты дивидендов общество обеспечивает приоритетное направление чистой прибыли на осуществление капитальных вложений при соблюдении условия: размер капитальных вложений равен или превышает размер чистой прибыли»
На мой взгляд, здесь же, по сути, написано, что чистая прибыль может быть источником дивидендов, если она ниже капитальных затрат. То есть здесь не запрет на выплату дивидендов, а напротив разрешение на них
Возможно, я ошибаюсь, но суть этих изменений в том, чтобы зафиксировать ситуацию, при которой капитальные затраты должны быть выше выплачиваемых дивидендов. То есть, чтобы компании приоритетно направляли средства на инвестиции (развитие страны), а уж потом платили дивиденды
С этой точки зрения никакой угрозы для ДО Россетей нет (включая Ленэнерго, дивиденды по привилегированным акциям которого прописаны не просто в дивидендной политике, а в Уставе)
Например, Россети Центр с 2014 по 2024 гг. заработали 37 млрд руб. чистой прибыли по МСФО, и при этом потратили на капекс 165 млрд руб. (капекс финансируется не из чистой прибыли, а из чистого операционного потока, который составил за этот период 181 млрд руб.). Дивиденды же выплатили в размере 13 млрд руб.
Чтобы пояснить логику правительства можно вспомнить 2021 год, когда на совещании у Андрея Белоусова была предложена идея сравнивать объем капитальных вложений с выплаченными дивидендами у металлургов. Если капекс выше, то предлагалось оставить налог на прибыль базовым. Если же дивиденды превышали инвестиции в развитие, то появлялась дифференцируемая ставка налога на прибыль (он становился выше). Суть этих предложений – заставить компании больше инвестировать в развитие себя и страны (раз есть большие дивиденды, значит есть и деньги на развитие)
Думаю, что предлагаемые Минэнерго изменения несут в себе такой же смысл
При этом надо отметить, что у всех больших сетевых госкомпаний капекс и так больше чистой прибыли. То есть в опубликованном виде изменения совершенно ничего не меняют. И Минэнерго имеет право на отмену дивидендов своим распоряжением (как это было с головной компанией Россети), для этого не надо вносить изменения в Федеральный закон об АО. Тогда зачем же это делать?
Тут я могу немного фантазировать, но выглядит так, будто это направлено на частные энергетические компании. Например, на Юнипро
С 2014 по 2024 гг. Юнипро заработало чистую прибыль 190 млрд руб., на капекс направило 141 млрд руб., на дивиденды вывело 137 млрд руб. (при том, что с 2022 г. дивиденды не платились). К концу 2025 г. их кубышка может составить 110 млрд руб. Вот тут изменения вносимого законопроекта в прямом смысле запретят выплатить кубышку или дивиденды в размере 100% от ЧП без сопоставимых инвестиций
Разумеется, я могу ошибаться в интерпретации опубликованного законопроекта
Покупать акции или нет, решать только вам