РОССИЯ-БЮДЖЕТ-НЕФТЬ-НДС
10.10.2025 18:24:45
Последствия снижения базовой цены на нефть и повышения НДС разъяснены в проекте бюджета недостаточно — комитет Госдумы
Москва. 10 октября. ИНТЕРФАКС — Комитет Госдумы по контролю считает, что в проекте федерального бюджета на 2026-2028 гг. не раскрыты последствия снижения базовой цены на нефть, а также не дана оценка влияния повышения НДС на экономику и инфляцию.
Заключение комитета (N1026181-8) на проект трехлетнего бюджета опубликовано в пятницу в электронной базе данных парламента.
Комитет сообщает, что считает целесообразным обратить особое внимание на законопроект N1026189-8, который вносит поправку в Бюджетный кодекс (БК). Новое регулирование меняет показатели, определяющие значение базовой цены на нефть. В действующей редакции БК установлена среднегодовая цена на нефть на уровне $60 за баррель с ежегодной индексацией, начиная с 2027 г., на 2%. Законопроект же предусматривает, что под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена $59 — в 2026 г., $58 — в 2027 г., $57 — в 2028 г., $56 — в 2029 г., $55 — в 2030 г. Начиная с 2031 г. предусматривается ежегодная индексация «базовой» цены на 2%.
«Результаты такого решения с точки зрения влияния на прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния (ФНБ), уровень государственного (внешнего и внутреннего) долга РФ в должной мере не раскрыты», — говорится в заключении.
Комитет отмечет, что за счет, преимущественно, повышения НДС доходы федерального бюджета в 2026-2028 гг. увеличиваются совокупно на 7,55 трлн руб. «Следует указать, что в пояснительной записке влияние данного решения на темпы и условия социально-экономического развития РФ, показатели долгосрочного бюджетного прогноза РФ, индекс потребительских цен разъяснено недостаточно», — говорится в заключении.
Комитет также отмечает, что неоднократно обращал внимание на целесообразность координации макроэкономических показателей, прогнозируемых правительством РФ и ЦБ, в том числе по причине их существенного взаимного влияния. «Вместе с тем законопроект не демонстрирует достаточный уровень такой координации», — считают в комитете.
Также, по оценке комитета, решение об увеличении доходов федерального бюджета не в полной мере сопровождается мерами, обеспечивающими сокращение темпов роста долговых обязательств РФ и обеспечение возможностей выполнения расходных обязательств в случае существенного сокращения цен на экспортируемые энергоресурсы.
Комитет поддержал принятие законопроекта в первом чтении, отметив, что ряд вопросов требует дополнительной проработки, что возможно в ходе последующего взаимодействия с правительством РФ.