пришло время пересмотреть чувствительность финрезультатов российских компаний металлургического сектора к курсу национальной валюты. Наиболее чувствительным в этом отношении представлется РУСАЛ: ослабление рубля на 5% транслируется в рост EBITDA 14% из-за низкой рентабельности (16% против среднего по отрасли 34%). Акции РУСАЛа упали на 14% в марте без каких-либо новостей, и мы считаем, что текущие уровни выглядят чрезвычайно привлекательными, особенно в свете возможного ослабления рубля – подтверждаем рейтинг ВЫШЕ РЫНКА. Экспортеры в целом выигрывают от ослабления рубля и при прочих равных условиях: чем ниже рентабельность, тем выше чувствительность финансовых показателей к волатильности курса рубля.
Риск новых санкций – время пересмотреть чувствительность к курсу рубля. В конце марта американские сенаторы представили Закон о защите выборов от угроз (DETER Act), направленный на предотвращение вмешательства России в выборы в США и предусматривающий жесткие санкции в отношении ее банковской, энергетической и оборонной отраслей, а также суверенного долга. Более того, как сообщает Bloomberg со ссылкой на неназванные источники, США готовят санкции в связи с отравлением в Великобритании (делом Скрипалей). Так, тема санкций вновь оказалась в центре внимания; их введение может привести к ослаблению рубля, особенно если они будут нацелены против суверенного долга или ограничат долларовую ликвидность крупных госбанков. В связи с этим настало подходящее время пересмотреть чувствительность металлургического сектора к изменениям курса национальной валюты.
Ослабление рубля выгодно экспортерам, негативно для ритейлеров. В целом, ослабление рубля позитивно для металлургического и нефтегазового секторов, то есть для экспортеров с долларовой выручкой и производственными активами в России. Их продажи номинированы в долларах (золото, недрагоценные металлы, нефть и т. д.) или в рублях, но с корректировкой по долларовому бенчмарку из-за ценового паритета (например, продажи стали на внутреннем рынке). По нашим оценкам, ослабление рубля на 5% в среднем увеличивает EBITDA компаний металлургического сектора примерно на 5%. С другой стороны, ослабление рубля отрицательно сказывается на компаниях, продающих товары на внутреннем рынке в национальной валюте, таких как ритейлеры.
Более (РУСАЛ, Фосагро) и менее (Полюс, Норникель) уязвимые к курсу рубля. Финансовые показатели РУСАЛа являются наиболее чувствительным к изменению курса рубля – ослабление курса на 5% транслируется в рост EBITDA РУСАЛа на 14% ввиду низкомаржинальности алюминиевого бизнеса (рентабельность EBITDA в 2019П 16% против среднего по сектору 34%) и высокой доли рублевых затрат. Фосагро также отличается довольно существенной чувствительностью к курсу – ослабление рубля на 5% приводит к росту EBITDA на 7%. Компании с самой низкой чувствительностью к курсу рубля − Полюс Золото (2%) и Норникель (2%). Они также имеют долларовую выручку с существенной долей рублевых затрат на оплату труда (30-40%), но их рентабельность EBITDA существенно выше среднего (50-60%).
Рентабельность и % долларовой выручки определяют чувствительность к рублю. Общее правило заключается в том, что при прочих равных условиях, чем ниже рентабельность, тем сильнее зависимость финансовых показателей от курса рубля. Оценить долю долларовой выручки у некоторых компаний, таких как производители стали, не так просто, поскольку внутренние цены следуют за экспортными котировками с лагом и дисконтируются внутренним спросом на сталь, неэффективным паритетом внутренних и экспортных цен и другими факторами. Доля долларовых затрат также неочевидна, поскольку стоимость сырья (уголь, железная руда) и импортных запчастей фактически также выражена в долларах.