продолжение
t.me/RaifFocusPocus
Газпром: “Особое мнение” Польши со штрафом в 7,6 млрд долл.
(2)
Сумма штрафа беспрецедентна и в обычной практике составила бы 600 млн долл. Мы также считаем, что в судебном разбирательстве сумма штрафа может быть существенно снижена, т.к. регулятор выставил беспрецедентный для таких крупных компаний штраф в 10% от выручки от ПАО Газпрома (причем от всей выручки, в том числе с других рынков, секторов, например, с продаж продукции в России). Законодательством ЕС предусматривается и обычно используется штраф от оборота определенного продукта на определенном рынке, который может достигать 30%. При применении такой практики мы полагаем, что сумма штрафа для Газпрома могла бы составить 500-600 млн долл. По словам вице-президента Еврокомиссии М. Вестагер, штрафы самой ЕК не превышали 6% от оборота глобальных компаний, что для Газпрома могло бы означать максимальную его сумму в 4,5 млрд долл.
Штраф в 600 млн долл. существенно не повлияет на финансовое положение. Подводя итоги, мы полагаем, что в ближайшие 3 года это разбирательство не отразится на финансовых потоках Газпрома, а скорее, затянется более чем на 5 лет, риски наложения аналогичных штрафов в ЕС мы считаем низкими, а максимальные потери оцениваем в пределах 600 млн долл., что существенно не повлияет на финансовое положение Газпрома.
В негативном сценарии потери могут составить 20-30% от EBITDA. Тем не менее, учитывая текущее политическое давление на проекты компании, не стоит полностью исключать наихудший сценарий развития событий. В этом случае по решению суда ЕС Газпрому придется выплачивать штраф. При максимальной сумме в 7,6 млрд долл., по нашим оценкам, Газпром может потерять около 20% показателя EBITDA в 2024 г., а в случае сохранения низких цен на газ — и вовсе 30%.
Сумма штрафа может быть покрыта из денежных потоков 2021 – 2023 гг. или накопленных 16 млрд долл. Мы полагаем, что эта сумма может полностью быть покрыта за счет свободного денежного потока за 2021-2023 гг., если не будет выплачена в виде дивидендов. В противном же случае максимальная сумма штрафа может быть уплачена из накопленных средств. Напомним, на конец 2 кв. 2020 г. на балансе Газпрома находилось более 16 млрд долл. ликвидных средств. Конечно, мы полагаем, что в таком случае Газпром будет резервировать предстоящую сумму штрафа, но это может и вовсе не отразиться на дивидендах, так как новая дивидендная политика предусматривает корректировки прибыли для дивидендных выплат на неденежные статьи. Тем не менее, если менеджмент действительно увидит риски таких штрафов, то может быть принято решение о снижении дивидендов по итогам 2020 г., т.к. в дивидендной политике предусмотрена такая возможность при росте долговой нагрузки выше 2,5х Чистый долг/EBITDA (по нашим оценкам, она может превысить 3х по итогам 2020 г.).
Принимая во внимание в целом ухудшившиеся финансовые показатели Газпрома (из-за падения как экспортных цен на газ, так и экспортируемых объемов), выразившиеся в снижении операционного денежного потока и в росте долговой нагрузки, мы не считаем интересными для покупки выпуски евробондов эмитента, которые в среднем предлагают премию 50-70 б.п. к суверенной кривой РФ. Кроме того, Газпром, несмотря на то, что располагает значительным объемом денежных средств на балансе, относительно часто (в сравнении с РФ или другими нефтегазовыми компаниями) выходит на рынок заимствований (в частности, сейчас в маркетинге находится бессрочный выпуск, который будет в случае успешного размещения учитываться в капитале (при определенных условиях эмитент может отказаться от выплаты купона)). Мы считаем среднесрочные и длинные выпуски РФ (прежде всего, Russia 28, имеющие самую высокую текущую доходность из-за высокого купона и низкой выпуклости) лучшей альтернативой бондам Газпрома. Также нам нравится выпуск LUKOIL 30 со спредом 80 б.п. к бумагам Russia 29, которые выглядят дорого относительно линии доходностей РФ.