пишет
t.me/StockNews100/36350
Рубрика «Частное мнение»
Последние несколько месяцев, на фоне роста цены на газ в Европе, возникают противоположные мнения насколько это позитивно для Газпрома. Кто-то считает, что ГП поставляет газ по спотовым ценам и купается в деньгах. Кто-то пишет, что эти цены никак не влияют на прибыль компании, потому что она работает по долгосрочным контрактам и продает газ очень дешево по сравнению с рыночными ценами. Каждая из сторон права лишь отчасти.
Все поставки в Европу ведутся по долгосрочным контрактам, это факт. С разными странами заключены контракты, в которых прописаны формулы расчета для формирования итоговой цены для каждой. Например, газ для Германии несколько дешевле, чем газ для южной Европы. Но в период низких цен на спотовом рынке (хаб в Нидерландах), контрактные цены Газпрома были выше, чем если бы страны покупали его на рынке. Это приводило к возмущению европейских потребителей, потому что они считали, что это они должны диктовать цены, по которым они готовы будут покупать. В связи с этим в 2019 году было громкое разбирательство в Стокгольмском арбитраже, где суд пришел к выводу, что Газпром не имеет прав требовать контрактную цену за газ, когда на открытом рынке цена ниже. В итоге по результатам разбирательств была установлена новая формула расчета исходя из цены спотового рынка. Ну просто потому что Европа будет делать то, что ей выгодно. Да и скажи про $2000 за 1000 кубов пару лет назад, засмеяли бы.
Но вот настал 2021 год. Цена на газ поднялась практически в 10 раз. А Газпром по прежнему выполняет решения Стокгольма. Раз уж сказали привязать расчет к рыночным ценам так и быть. В итоге с начала этого года цена для Европы в среднем выросла со $170 до почти $270 к августу с учетом цены на споте $400-$500. Следующий пересмотр ожидается в октябре, а здесь уже спот был в два раза выше (с учетом временного лага 2-3 месяца). А далее пересмотр будет в декабре, где в учет могут пойти рыночные цены, которые сегодня малость не дошли до $2000. Поэтому Газпром свою выгоду от этого все равно имеет. И, как говорят, даже не работающий СП-2 сейчас окупается за счёт новой формулы гораздо быстрее, чем если бы он работал. Ещё год такой ситуации и его уже можно не запускать, он отобьёт вложенные средства.
Другой вопрос как это аукнется в долгосрочной перспективе, ведь Европа очень не любит, когда она не права и ей за это приходится платить. И если мартовское падение в нефти аналитики нарекли «Гэп имени Сечина», то текущий вынос по газу, возможно, получит название «Корнер имени Миллера». А кто за это все заплатит, подумайте сами.
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.