на ситуацию в Европе, и на противостояние России и Европы, и на Ближний Восток, и на Южную и Юго‑Восточную Азию, и на Центральную Азию следует рассматривать прежде всего через призму противостояния США и Китая.
Китаю без дешевой нефти Ирана, Венесуэлы и России, а также без российского газа будет крайне тяжело поддерживать рост экономики и глобальную экспансию.
Да, российская нефть никуда не денется — так же, как и российский газ. Но цены на них со временем вполне могут стать более комфортными для России.
Просто после определенных изменений в мире китайцам, вполне вероятно, станет гораздо сложнее выкручивать руки тому же Газпрому в вопросах цен.
А что мы имеем по факту?
Санкции против России, Ирана и Венесуэлы привели лишь к тому, что «подсанкционная» нефть продается дешевле на десяток‑другой долларов за баррель. А кто получает от этого выгоду? Правильно, Китай.
Про Венесуэлу все уже сказано, но мало кто обращает внимание на то, что крупнейшим поставщиком нефти в Китай является… Иран. Он обеспечивает 13–14 % китайского нефтяного импорта, а в отдельные месяцы — почти до четверти. Россия, по понятным причинам, тоже в топе.
Получается, что США своими руками создали конкуренту преимущество в виде дешевой энергии. И теперь надо лишить его этого преимущества.
Венесуэла — это только начало, на очереди Иран. И поддержка протестующих тут может быть продиктована не якобы любовью к свободе и демократии (как раньше), а вполне прагматичными интересами. И по этой причине может оказаться гораздо эффективнее.
Кроме непосредственных цен для Китая существует еще одно уязвимое место — логистика. Если сделать транспортировку нефти менее надежной и безопасной, можно добиться даже большего эффекта, чем от простого роста цен.
На пути нефти в Китай есть масса «узких горлышек», где ее можно запросто перехватить. Как именно — Трамп показал, захватив танкер Marinera. Повод, как мы понимаем, можно придумать любой.
Таким образом морской импорт нефти для Китая вдруг неожиданно подорожает. С венесуэльской нефтью это уже происходит.
А если Трампу удастся отсечь Иран от Китая, то роль России как основного поставщика энергии в Китай вырастет. И может появиться рычаг давления на китайских партнеров для получения лучших условий.
В Америке это тоже понимают — как и то, что перекрыть поставки из России в Китай с помощью береговой охраны они не смогут. Поэтому для России у Трампа в запасе есть немало «пряников»: от проектов в Арктике и по редкоземам до снятия санкций.

Финаме
БКС Мир Инвестиций

