Дмитрий, смешно слышать про какие то там мощности или ещё что-то, контракты на поставку между странами заключаются на 10+ лет, по фиксирован...
Антон Михеев,
Ещё в 2012 году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал исследование эффективности возврата вкладываемых Россией бюджетных средств в турецкий «атомный» проект, обнаружив, что за свои деньги, возврат которых под большим вопросом, РФ получает серьёзные риски.
По мнению исследователей, рискованной выглядит сама схема, по которой реализуется соглашение. Тендер на строительство первой турецкой АЭС был объявлен ещё в марте 2008 года, но во многом из-за необычных для такого рода проектов условий ее создания из 11 компаний со всего мира, проявивших изначально интерес к проекту, осталась только российская. То самое условие Build – Own — Operate, или «Строй – Владей – Эксплуатируй», сводится к тому, что поставщик должен обеспечить финансирование, строительство и эксплуатацию АЭС, в то время как турецкое государство – лицензирование и гарантии на закупку электроэнергии в течение 15 лет.
В ИПЕМ предупреждали, что при использовании подобной специфической схемы иностранные инвесторы несут существенные риски. Практика показала, что большинство иностранных компаний, участвовавших в сооружении газовых и угольных ТЭС, после завершения строительства по такой схеме выходили из проектов, продавая их турецким компаниям. Почти что даром.
Основной риск связан с тем, что соглашением не защищены российские интересы, в то время как РФ будет нести почти все связанные с проектом риски. Финансовый риск связан с тем, что уже запущенная АЭС должна будет в течение 15 лет с момента ввода каждого блока в коммерческую эксплуатацию продавать электроэнергию по фиксированной цене 12,35 цента за киловатт-час. По этой цене будет продаваться 70% электроэнергии, произведённой на первом и втором блоках, и 30% электроэнергии, произведённой на третьем и четвертом блоках.
Данное условие бывший замглавы Минатома РФ профессор Булат Нигматулин называет «кабальным».
Впрочем, как известно, Россия развивает за свой золото валютный бюджет энергетику не только Турции. Принято решение о строительстве за свой счет трёх ТЭЦ в Казахстане, который все больше дрейфует в сторону Запада. В иранской провинции Хормозган строится ТЭС «Сирик», опять же за счет российского бюджета.
Насколько оправдана такая практика? Если отношения России и Ирана развиваются по восходящей и на ближайшую перспективу осложнений в них не ожидается, то развитие за счёт российского бюджета энергетики члена НАТО Турции и «многовекторного» Казахстана может обернуться немалыми финансовыми потерями и не принести никаких геополитических выгод.