Standards of Professional Conduct — стандарты профессионального поведения аналитиков, устанавливаемые CFA Institute.
Данная тема входит в курс экзамена
CFA Level 1
Стандарты:
1. профессионализм
2. честность рынков капитала (inegrity)
3. обязательства перед клиентами
4. обязательства перед работодателем
5. инвестиционный анализ, рекомендации и действия
6. конфликт интересов
7. ответственность члена или кандидата CFA
1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
I(А). знание законов. Руководствоваться надо самым строгим из законов+правил CFA. Ничего не нарушать. Члены CFA не должны участвовать в незаконной деятельности. Необходимо также стучать на нарушающих закон коллег своему supervisor или в compliance department. Властям можно не стучать. Стучать обязательно на нарушения других членов CFА.
примеры:
- если нашел расхождения в бух.отчете — куда-нибудь постучи
- если компания опубликовала завышенный performance — не используй эти цифры, это соучастие. Поднять вопрос перед работодателем, уволится с работы, если тот отказывается изменить цифры.
- эмитент скрывает убытки. Вы это нашли в проспекте эмиссии. Надо сообщить supervisor, отказаться от участия, обратиться к юристу.
- если каким-то из законов тебе запрещено участвовать в IPO, то не участвуй.
- вы заподозрили что ваша компания получает бапки за что-то, чего не делает. Постучите.
I(B). Независимость и объективность
нельзя принимать подарки, компенсации, все что угодно, что может скомпрометировать вашу независимость и объективность. Можно принимать скромные подарки, нельзя выделять акции в рамках передподписанного IPO на свой счет. О подарках лучше сообщать)
- нельзя поддаваться давлению со стороны sell-side, который хочет более высокую цену. избегать конфликта между ресёчем инвестбанкингом.
- нельзя поддаваться давлению со стороны компаний, которые хотят чтобы их повыше оценили.
- нельзя поддаваться влиянию buy side. Управляющие могут просить не понижать рекомендацию по акциям, которые они держат.
- не брать подарки и не участвовать в поездках, к-е могут повлиять
- инвестконтора выпускающая ценные бумаги может давить на аналитика рейтингового агентства чтобы тот дал хор рейтинг
- цена платного исследования не должна зависеть от выводов в исследовании.
- лучше самому оплачивать свои деловые поездки, а не компаниям, которые приглашают вас оценить их акции.
примеры:
- Если пригласившая в деловую командировку контора оплатила ваш чартер и обычный отель, то тут нет конфликта интересов, поскольку компания не пытается повлиять на вашу объективность. Аналитик сам должен оценить, может ли он оставаться объективным и независимым в данных ему условиях. Например, если вам дали президентский номер и прислали 10 шлюх, то конечно это нарушает стандарты поведения:)
- Если ваша контора связана с другой конторой АБЦ, это не значит, что вы должны давать АБЦ завышенный рейтинг.
- Если УК пригласила ваш пенсионный фонд в турне, где вы нахаляву ели жили и фамильярно бухали лично с руководителем, то вам уже нельзя отдавать предпочтение этой УК.
- Босс вас попросил поставить акции рейтинг BUY. Послать босса. Независимость и объективность!
- Клиент подарил щедрый подарок управляющему по итогам вашей работы. О подарке надо уведомить босса — тогда ОК. Если подарок сделан в честь будущих рехультатов — то надо спросить разрешения у босса.
- Нельзя брать плату за ресерч = фикс+% за привлеченных речерчем клиентов. Более того, надо указывать в аналотчете, какой компанией спонсируется рисерч.
- нельзя выбирать фонды для своих клиентов на основе информации об откатах посредникам)
I (C) Искажение информации (Mispresentation)
Нельзя намеренно искажать факты в анализе, рекомендациях, рейтингах и др. Клиенты должны вам ДОВЕРЯТЬ. Не вводить в заблуждение клиентов. Нельзя гарантировать будущий доход и нельзя делать плагиат (выдавать чужой труд за свой)! Можно использовать всё, что находится внутри вашей компании. И используя что-то внешнее, четко обозначить все источники.
Плагиат — это использовать без ссылки на автора:
- чужие модели
- чужие прогнозы
- чужие идеи
- чужие графики и тп
Примеры.
- Если вы устно обещаете оказать те услуги, которых в принципе не можете оказать, то нарушили.
- Если анала наняла конторка чтобы пиарить ее акции, он поставил всем BUY и не раскрыл связь с конторкой, он нарушил. Это вводит в заблуждение потенц инвесторов.
- Если взяли с чужого семинара классную идею, доработали ее, оттестировали и применили, добившись профитов, все равно необходимо ссылаться на первоисточник идеи.
- Если ваша контора использует аналитку стороннего агентства, то нельзя ее выдавать за свою.
- Если допустили ошибку в маркетинговых материалах, то надо предпринять меры, чтобы остановить их распространение.
- Аналитик не может говорить что пул ипотечных CDO гарантирован правительством, если каждая отдельная ипотека гарантирована.
- Аналитик описывает CD, как застрахованный инструмент. Все ок, ведь он застрахован:))
- Даже если вы использовали словарь для расшифровки общеизвестных терминов, все равно сошлитесь на словарь
- Если вы прочли в газете статью по чей-то речерч, то сослаться надо не только на речерч, но и на газету в которой прочли.
I(D) Плохое поведение (Misconduct)
Не участвовать в мошенничествах, нечестностях, обманах и любых совмесочках, которые кидают тень на вашу репутацию, честность, компетенцию.
Что же делать?
развивать и применять кодекс этики
составить список нарушений и санкций
примеры:
- Если вы бухаете во время обеда, а потом пишите кривые аналитические отчеты, то так нельзя.
- Если управляете фондом, а в свободное время поддерживаете Pussy Riot, за что вас неоднократно упаковывали в автозак, то это не является нарушением стандартов поведения, так как это отражает ваши личные убеждения, и не кидает тень на вашу компетенцию.
- Не надо включать в командировачные покупку подарков вашей любовнице.
- Аналитик говорит клиенту, что может продать ему классную тачку своей тещи по отл цене. Если тачка на самом деле говно, то это нарушение I(D).
II INTEGRITY OF CAPITAL MARKETS
Единство и целостность рынков капитала
II(A) Важная непубличная информация Если у вас есть
инсайд, то использовать его нельзя и нельзя его передавать другим людям. Информация является важной, если может повлиять на цены активов и другие бы хотели ее заполучить. Информация является неубличной до тех пор, пока не раскрыта публично и доступна в равной степени для всех участников рынка. Конференс колл аналитиков — непубличная информация.
Кстати, для того, чтобы обеспечить равенство доступа к информации для всех инвесторов, важные новости в США как правило выходят в момент, когда рынок закрыт.
Мозайка
Когда аналитик на основе публичных фактов + ряда несущественных факторов приходит к выводу что надо тарить стак, это не является нарушением.
Чо делать?
Сделать все, чтобы обеспечить равный доступ всех клиентов к инфе. Сделать так, чтобы непубличная инфа не растекалась по конторе. Запрещать все
проптрейдинговые операции в компании которая владеет инсайдом тоже нельзя, так как это может вызвать подозрение у рынка.
Примеры:
- Если вы занимались сексом с финансовым директором Сбергаза, подслушали его разговор по телефону, то вам не этично продавать акции Сбергаза на основе этой инфы.
- Если трейдер подслушал ваш конференцкол и торганул на этом, это ваше нарушение, потому что вы не пресекли распространение непубличной информации.
- Вас пригласили на завод и сказали, что там будет забастовка. Прежде чем вам изменить рейтинг по акциям завода, надо является ли эта информация публичной?
- Вы анализируете АБЦ на основе отчетов + пообщались с поставщиками и клиентами АБЦ, которые вам все рассказали. Эта инфа хоть и непубличная, но несущественная, поэтому если вы дали рейтинг SELL на основе этой инфы, это не нарушение.
- Ваш кореш-сварщик, сказал вам, что он считает что акции АБЦ вырастут, так как ему кажется что они станут объектом поглащения. Если вы послушаете и купите, то это не нарушение, потому что мнение вашего кореша-лоха никому на рынке не интересно.
- Если вы решили запродать акции, заполучив номер завтрашней газеты, в которой выйдут важные новости, то так делать нельзя.
- Менеджер крупного фонда сказал вам за обедом, что будет продавать Сбергаз. Вы не должны что-то делать, потому что эта инфа частная и может повлиять на этот стак.
II(B) Манипуляции на рынке.
Нельзя делать ничего, что искуственно искажает цены активов, или занимать значительную позицию в манипулировать ценой. Распространение ложных слухов тоже нельзя.
Примеры:
- Вы — гуру, к которому прислушиваются рынки, выпускаете «дутый» отчет, чтобы ваши клиенты могли закрыть свои шортики перед выходом квартальрного репорта компании АБЦ.
- Вы — член биржи, заключаете договор с маркет-мейкерами, чтобы те врменно поддержали минимальный объем торгов в новом фьючерсе в обмен на снижение комиссии. Чтобы не вводить в заблуждение людей, которые могут столкнуться с внезапным исчезновением ликвидности, надо полностью раскрывать такую информацию со всеми деталями.
- Чтобы закрыть большую клиентскую позу в неликвиде, вы его «расторговываете». Так делать нельзя.
III ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ (DUTIES TO CLIENTS)