Нью-Йорк. FINMARKET.RU — Перспективы мировой экономики в 2012 году никак не назовешь туманными: они просто плохи,
пишет в Project Syndicate профессор Нью-Йоркского университета. Рубини — основатель фирмы Roubini Global Economics (она приносит убытки и
выставлена на продажу) за мрачные и часто оправдывающиеся прогнозы его называют Dr.Doom.
- Европу ждет рецессия, США — как максимум слабый рост, а Китай и большинство развивающихся экономик — резкое замедление.
- Азиатские экономики должны будут замедлиться вслед за Китаем, а Латинская Америка и страны Ближнего Востока — из-за понижения цен на сырье.
- Этот фактор должен повлиять и на Россию, у которой, кроме того, из-за кредитного кризиса в еврозоне будет меньше возможностей по привлечению капитала.
- Этот же фактор ведет к замедлению экономик Центральной и Восточной Европы, где предкризисный рост во многом основывался на кредитном буме.
- Беспорядки на Ближнем Востоке приводят к росту экономических рисков — как в регионе, так и во всем мире. Впрочем, этот фактор может помешать удешевлению цены нефти, что для России, может быть, и хорошо, а для мировой экономики — дополнительный фактор замедления.
- Рецессию в Европе Рубини считает неизбежной, отказываясь, однако, предсказать ее глубину и продолжительность.
- В США рост с 2010 г был крайне слаб, а из-за рецессии в еврозоне он замедлится еще сильнее. При этом Штатам нужно сокращать огромное финансовое бремя: из-за накопленного компаниями и домохозяйствами долга они не могут быстро наращивать новые кредиты, а вследствие этого новые рабочие места почти не создаются.
- Не способствуют росту неустойчивый сектор недвижимости, стагнация доходов, растущее неравенство и ощущение политического тупика, в который зашли переговоры о способах сокращения бюджетного дефицита.
- Второй волной кризиса уже охвачена Великобритания: программа бюджетной экономии и влияние еврозоны подорвали ее рост.
- В Японии восстановление после кризиса сошло на «нет» из-за того, что слабое правительство не смогло провести структурные реформы.
- Но самое главное, пишет Рубини, все очевиднее становятся пороки китайской модели роста. Падающие цены на недвижимость запустили цепную реакцию, которая окажет негативное воздействие на девелоперов, инвестиции и доходы государства. Начал буксовать строительный бум, замедлился экспорт из-за ослабления спроса в США и еврозоне.
- И Китай, и США, и Европа, и Япония откладывают проведение серьезных экономических, бюджетных и финансовых реформ, которые необходимы, чтобы восстановить устойчивый рост.
- Инвестиции сдерживаются ростом глобальной неопределенности, сказывающейся на конечном спросе, а также большим количеством избыточных мощностей, созданных благодаря чрезмерным инвестициям в недвижимость и Китай в последние годы.
- Растет неравенство, еще более подрывая общий спрос. Доходы бедных растут слабо, а ведь именно у них склонность к тратам выше, чем у богатых домохозяйств, получающих доход от капитала. Кроме того, неравенство разжигает массовые протесты по всему миру.
- Остаются высокими дисбалансы счета текущих операций между США и другими развивающимися рынками, а также внутри еврозоны.
- Сокращение издержек потребует снижения внутреннего спроса в странах, которые тратят слишком много, и снижение торгового профицита в странах, которые чрезмерно экономят. Первым необходимо пойти на снижение курса валют, а вторым — на рост курса ради стимулирования внутреннего потребления. Результат — валютные войны, которые, опасается Рубини, могут совсем скоро перерасти в полноценные торговые войны.
- Бюджетная политика ограничена дефицитом и долгами. Государства, которые должны оказать помощь финансовым институтам, не имеют на это средств, а сама идея политически непопулярна. В результате должникам придется идти на болезненную и, возможно, беспорядочную реструктуризацию долга.
- Точно так же, решение проблемы низкой конкурентоспособности и дисбалансов счета текущих операций потребует от государств-должников коррекции валютной системы, в результате чего часть членов покинут еврозону.
«Пристегните ремни, нас ожидает ухабистый год», — резюмирует Рубини, цитируя Бэтт Дэвис из фильма «Все о Еве».