Блог им. quanthill
Привет, друзья! Это Quant Hill. Наши клиенты, которые нет-нет да и запускают «второй пыльник», уже неделю активно обсуждают одно событие игровой индустрии и задают вопросы о вероятности реализации такого же сценария в криптовалютах. Что ж, давайте разберёмся.
Контекст: в ночь с 22 на 23 октября 2025 года компания Valve выпустила масштабное обновление для Counter-Strike 2, которое за считанные часы сложило вдвое многомиллиардный рынок внутриигровых предметов. Суть изменений — в новой механике крафта ножей и перчаток: теперь любой игрок может обменять пять скинов категории «Тайное» на нож или перчатки из той же коллекции.

Самый дорогой скин на оружие оценивается в $1 млн
Результат был мгновенным: по данным PriceMPire и аналитики Taverna.gg, за первые 4 часа после обновления рынок потерял $700 млн–$1 млрд, а к концу дня — до $1,8 млрд. 24 октября общая капитализация падала уже до $3 млрд с $6,06 млрд 19 октября. Цены на редкие ножи, ранее стоившие тысячи и десятки тысяч долларов, обрушились на 50–70%. При этом ранее дешёвые «тайные» скины, наоборот, подскочили в цене — их теперь активно скупают для крафта. Потом рынок начал постепенно восстанавливаться и сегодня будет день Х — заканчивается 7-дневный бан на возможность передавать скрафченные предметы.
И сразу возникает вопрос: может ли подобное случиться с криптовалютами? Могут ли криптовалюты рухнуть так же, как скины?
Кратко: частично — да, полностью — вряд ли. Но аналогии точно заслуживают внимания.
1. Централизация — ключевое отличие
Рынок скинов в CS2 — абсолютно централизован. Valve единолично решает, что можно делать с предметами, как они создаются и обмениваются. У игроков нет прав собственности — только лицензия на использование. По сути, компания сама себе центральный банк и печатный станок.
Криптовалюты, особенно BTC и ETH, построены на децентрализованных сетях. Никто — ни правительство, ни корпорация — не может внезапно разрешить «крафтить» один биток из двадцати пяти эфиров.
2. Ликвидность — иллюзия или реальность?
Рынок скинов создавал иллюзию стабильности: в 2024–2025 гг. его даже называли «альтернативным активом с коэффициентом Шарпа выше, чем у акций» (это не шутка). Но в момент стресса выяснилось: покупателей-то почти нет.
Крипторынок, особенно ТОП-10 валют, обладает реальной глубиной: ежедневный объём торгов — миллиарды долларов, есть фьючерсы, ETF, опционы, институциональные инвесторы. И всё равно, «проколы» и «прострелы» встречаются с завидной регулярностью, особенно — на биржах поменьше.
Однако мем-коины уязвимы точно так же, как и скины: при панике ликвидность исчезает, а цены рушатся на 80–90% за часы или минуты. А если сделать пару шагов назад, то мы увидим, что NFT и прочее цифровое искусство с течение времени просто обнуляет вложенные в него средства. Недавно была новость, что купленное 4 года назад цифровое произведение «Первые 5 000 дней» за $69,3M сегодня оценивается в 10, только не миллионов, а тысяч долларов, или 0,014% начальной стоимости!
3. Доверие как основа стоимости
И скины, и криптовалюты — это социальные активы. Их ценность держится на вере в то, что завтра найдётся покупатель и цена будет выше. Когда Valve изменила правила, эта вера рухнула. То же самое происходит в криптомире. «Успешные» мем-коины сегодня, так или иначе, связаны с селебрити, медийными персонами или даже с главами государств. Чаще всего, «успешность» таких монет оседает в карманах тех, кто всё это запускал, а обычные лудоманы, как всегда, сливают свои депозиты, причмокивая и говоря что-то вроде «Ну почти, хотел же продать, не успел просто. В следующий раз повезёт, 100%».
А если всё же рухнет?

Если допустить системный кризис (например, глобальный запрет, хак централизованной биржи или сети, массовый выход институционалов), то рынок, конечно же, схлопнется очень быстро. Объективно, наиболее высокие шансы устоять имеют централизованные стейбл-коины (USDT, USDC), топ-монеты (BTC, ETH) и сама технология блокчейна. NFT, мем-коины, DeFi – 99,999999%, что не переживут.
Зачем я всё это прочитал? Делать-то что?Вывод простой: не путай то, что приносит тебе деньги, с игровым сервером. В бизнесе ты строишь капитал, в развлечениях — платишь за адреналин. Мем-коины, скины, NFT — это всё не инвестиции, а способ пощекотать нервишки и особо чувствительные места. Безусловно, есть те, кто зарабатывает (или говорит, что зарабатывает) на вышеперечисленных активах, но смогут ли они показать реальный трек-рекорд своих сделок хотя бы лет за 5?
ЗЫ: го, я создал.
ну как бэ тот же НФТ рынок — по своей природе честный, то есть полностью прозрачный. Там все транзакции видны на блокчейне всем желающим. «Петя купил 1 НФТ у Тани за 1.5 эфира и продал через полгода Васе за 2 эфира».
а вы так говорите, как будто у тех кто инвестирует в графики в брокерских терминалах, есть такая же открытость.
d_d, только там не Петя и Таня, а адреса кошельков без четкой привязки к личностям. Можно перекладывать средства из одного кармана в другой за камни, и только нужный кошелек связывать с ID. Кмк хорошее поле для отмывания средств пытались раздуть, не взелетело.
при желании можно найти твиттер аккаунт владельца кошелька,
а какие права например у владельцев заблокированных акций или подвергнутых внезапной процедуре делистинга ?
как оказывается практически никаких
d_d, вы зачем то сравниваете теплое с мокрым.
«у брокеров больше надежности, зашиты, прав. „
вы рассуждаете как человек, кто считает, что брокер — это его бро.
Зарабатывают те кто делает скины, на сколько это труднозатратно скажут местные програмеры. 🤣
Божественный, такое может быть, но врядли.
Когда вышла кс2, все скины с кс го перенесли в новую версию.
Они что не понимали, что кефирная фольга — это просто мусор, она не может стоить 10, 100, 1000 долларов? Хотя эта фольга блестючая и там даже пара граммов алюминия есть — но на этом её ценность кончается.
МММ хотя бы проценты обещало, акции продавала и там реклама была агрессивная, а тут фольга кефирная и люди сами в неё полезли.
Эдуард, никакой это не скам)
Я постоянно покупаю скины, но не для того, чтобы заработаь на из перепродажи, а для большего удовольствия игры)