Блог им. Sitaris

«Если бы молодость знала, если бы старость могла». Как избито и как точно. Случайно наткнулся на фильм 2000 г., снятый Владимиром и Ольгой Басовыми по мотивам одноимённой книги Виктории Токаревой. На мой взгляд, он достоин того, чтобы и посмотреть его и поразмыслить над ним. Не знаю, может быть впечатление от его просмотра связано с тем, что я, как и главный герой, нахожусь в паскудном возрасте «дожития», а может быть и потому что затрагивает с некоторых пор интересующую меня тему взаимоотношений с деньгами и временем. Очень непростую. В молодости это осмыслить почти невозможно в силу обилия отвлекающих мыслительную деятельность соблазнов и гормонального отравления, а с годами более-менее цельная картина начинает вырисовываться, да только толку мало. Ничего уже не изменить.
В фильме два главных героя: старик-миллионер, граф Александр Сергеевич Гагарин, англичанин, русского происхождения и молодой нищий режиссёр Дима Лавров, у которого нет денег на постановку собственного спектакля. Старика играет Олег Стриженов, а молодого – Сергей Безруков. Символично, что это последняя большая роль в кино Олега Стриженова и первая главная роль Сергея Безрукова.
Старик, под занавес жизни, решает совершить путешествие из Англии в Россию, в бывшее родовое имение, а поскольку сам прикован к инвалидной коляске, то ему необходим помощник. Все его близкие заняты и сопроводить его не могут. Дворецкий, с которым он приехал в Россию, ни бельмеса по-русски не смыслит, поэтому решили подобрать подходящего кандидата по месту. Благо денег в твёрдой валюте у графа, как у дурака фантиков, а в России, как раз конец 90-х, рубли, как фантики, ничего не стоят и тех ни у кого нет. Дима Лавров, отчаявшийся раздобыть где-либо денег, узнал о кастинге случайно от знакомого полубизнесмена-полубандита, с которым чалился на пару в вытрезвителе. Чем-то понравился старику Гагарину, заключили контракт, и вскоре вместе отправились в путешествие на теплоходе по реке. По условиям контракта Дима должен ухаживать за стариком и выполнять все его причуды.
Не зря говорят, что ничто так не отравляет старость, как мысли об упущенных возможностях. И здесь у каждого своё. В молодости старик многого хотел, да оно было ему недоступно, а когда разбогател и стало доступно, то стало недоступно уже по причине старческой немощи. И теперь он заставляет своего спутника жить вместо себя того, канувшего в лету: надевать солидный костюм к ужину, курить дорогие сигары, есть чёрную икру ложками и запивать её стаканами водки (ему-то уже здоровье не позволяет, а когда-то так хотелось), приглашать на танец незнакомую девушку без разрешения её спутника и провоцировать тем самым драку, и многое другое. Сам за всем этим наблюдает. Что-то из этого Дима Лавров делает хоть и со скрипом, но без особого сопротивления (ведь за это ему и платят), а что-то категорически не приемлет. Например, когда старик захотел посмотреть за тем, как он занимается любовью с понравившейся ему женщиной.
«Тебе что, денег не надо? – спросил старик, когда Дима отказался. – Это мне не надо, я себя изжил. А тебе надо — и деньги, и власть, и всё, всё…»
Но Дима взбесился, начхал на контракт и, после ссоры, ночью, как был в одежде, сиганул за борт теплохода. Но лапы обстоятельств бывают цепкими: оказалось, что берег, на который он выплыл – это остров и вскоре его опять подобрал старик. Соскочить так просто не удалось, также как сделать выбор: свобода и нищета или унижение и деньги.
«В молодости, я служил секретарём у миллионера,- сказал Гагарин Диме во время очередного выяснения отношений. — И тот пообещал мне подарить фабрику по производству шариковых авторучек, если я выдержу. И приказал мне съесть гавно. Не чёрную икру, а гавно. И я съел. И получил фабрику».
«Люди делятся на два типа, — заорал Дима. – На тех, кто будет есть гавно и тех, кто не будет этого делать за все богатства мира!
— Не зарекайся! – сказал Гагарин».
Фильм о том, какова цена денег, а она ровно такая, какую МЫ готовы заплатить. Не только Дима Лавров, но и врач на теплоходе занимается не тем, что ей нравится. Ей по душе была работа в клинике, но там не платят. Эскортница, на том же теплоходе, сопровождает бизнесмена из любви к его кошельку, а не к нему. Сама же мечтает о танцах и сцене. А сами мы? Думаю, каждому кто пришёл на биржу (под дудочку крысолова) в погоне за лёгкими деньгами, пришлось (или придётся) съесть свою маленькую (а может и не очень) ложечку гавна. И самое главное, мало кто получит за это фабрику (или её акции). Большинство просто съедят гавно и ничего не получат. Схавают просто так – для удовольствия. И самое интересное – добровольно, без всякого приказа. В реальном бизнесе, по крайней мере, заранее известны правила игры.
Фильм о том, что у времени нет обратного хода и за деньги его не купишь. Есть вещи, которые способны доставлять наслаждение и в старости, например, музыка, которую старик часто слушает, а есть удовольствия, которые может дать только молодость и здоровье. Но удивительный парадокс: в детстве, юности и молодые годы мы торопим время (скорее бы школу закончить, институт, стать самостоятельным…), а оно течёт медленно (по ощущениям того возраста), а в старости мы всеми клешнями тормозим его ход, а оно летит, как разогнавшийся под откос состав (по ощущениям старого человека). Получается его цена в старости выше, а в молодости мы его по глупости своей девальвируем. А ведь это лучшие годы и должно быть наоборот.
«Смерть желаний, годы и невзгоды.
С каждым днём всё непосильней кладь…» (Э. Рязанов)
Смерть желаний – это не менее страшно, чем потеря сил и здоровья, а с возрастом могут прийти все эти гости сразу. И если что-то не реализовал, то уже и не захочешь.
Я, например, много путешествовал в своё время и хорошо, что не отложил это занятие на старость, потому что сейчас уже не хочу. Трудно уже чем-то удивить. Но если бы этого не было, если бы я не познал мир и не любил, то сейчас горевал бы, что «жизни море я не вычерпал до дна». Я уже писал, что все люди по своему психотипу делятся на «Стрекоз» и «Муравьёв» с соответствующими им моделями развития и деградации. Это модели-антагонисты, враждебные друг другу, как кошка и собака. Каждая имеет свои плюсы и минусы, но мои симпатии на стороне «Муравьёв» (потому что и сам я из этой породы и по другим причинам, о которых я написал отдельную книжку) и этот фильм особенно полезен для них. Для тех, кто беспокоится о своём будущем и ради этого во многом себе отказывает в настоящем. Именно для них важно найти правильный баланс между тратами сегодняшнего дня и отнесением затрат в будущее. Нельзя откладывать жизнь на завтра. Может так статься что:
— «… завтра нас пушинкой ураган сметёт с ладони» и будущего не окажется, все под Богом ходим;
— то что сегодня само идёт к вам в руки, завтра обойдёт вас далеко стороной, всё течёт, всё изменяется и то, что я видел в годы своей молодости, я уже не увижу НИКОГДА, сегодняшняя возможность может больше не представится;
— ограничивая себя в свойственных молодости желаниях в угоду накопительству, вы накопите в конце концов, но уже ничего не захотите. А если что-то и сможете купить, то это будет не того качества, все чувства изношенного организма будут притуплены: изысканная еда не доставит такого удовольствия, как обычный гамбургер в 20 лет, секс можно будет купить и дряхлому старику, но какая пропасть лежит между искренним чувством и купленным за деньги и т.п.
Это не значит, что не надо копить. Современное поколение и так напрочь отучили это делать. Иначе можно оказаться, как и старик Гагарин в инвалидном кресле, только голодным, холодным и заброшенным где-нибудь в богадельне.
Повторюсь: необходим правильный баланс.
Кстати, на молодого Безрукова было приятней смотреть, чем ны нынешнего. Никуда от обаяния молодости не деться.
Ps: Сегодня играл в волейбол на турецком пляже и от прыжков вверх с вытянутыми руками для блока теперь болят локти. Стало грустно, понимаю, что уж стар. И при каждой «рыбке» слышу свое кряхтение. Раньше такого не было
Весь фильм, на мой взгляд, пронизан мотивом безысходной неизбежности конца, который неуклонно подходит к старещему человеку, некогда удачливому и небедному.
Но мы все люди, и все, кому повезет (или наоборот, не повезет) пройдут через старость с ее «прелестями».
Как сказал уже сильно старый Лановой, "… пируйте, пока вы ЗДЕСЬ!".
ТАК ВОТ, ЭТОТ ФИЛЬМ СОВСЕМ НЕ ДЛЯ ПОДНЯТИЯ НАСТРОЕНИЯ В СУББОТУ ВЕЧЕРОМ!
Есть состояние меланхолии и усталости.
И лучше пережить такое в выходные, чем среди недели накроет
А трейдеру НЕЛЬЗЯ ВПАДАТЬ С ДЕПРЕССИЮ И ПАНИКУ — ОЧЕНЬ ПЛОХО ДЛЯ БИЗНЕСА!!!
Состояние покоя, это нормально и необходимо.
Чтоб не было депрессий и апатии
Так покой — это не меланхолия! Покой — эть чтение, физкультура, встречи с женщинами, друзьями, просмотр любимых фильмов. Покой у живого человека должен быть динамичным!
Можно, в конце концов, и поляну самому себе накрыть, дома тли в кафешке! Если в кафешке — там подсядут собеседники, ситауция будет развиваться… возникнет интерес, ситуация, беседа… а Вы «меланхолия»...
Посмотрите «КУШ СОБАЧИЙ» — Вас это взбодрит🤣🤣🤣🤣🤣
Куш собачий смотреть не буду, не хочу.
Да дело хозяйское… меланхолия — так меланхолия…
В каком смысле «инвесторов бодрить»¿
Надеюсь в понедельник их взбодрят вниз по ммвб
Если в фильме «каждый видит то, что хочет», значит и фильм говно и режиссер говно… а насчет лука — это просто из другой оперы… французы, так те, вообще, луковый суп едят, а великий Авиценна из меда и сока лука варил снадобье для потенции. С луком — это не то…
Я не возражаю… рекомендуйте на здоровье! Просто я говорю, что если Вам нравятся тааие фильмы, то у Вас вялотекущая депрессия. И фильмы в это время Вам нравятся такого рода — это нормально. Но Вам нужео поднять в себе боевой дух, поэтому нужно смотреть фильмы других жанров и другого смыслового наполнения! Вам нужно черпать положительные эмоции, поднимать себя «из подпола», а Вы наоборот — еще глубде туда спускаетесь! Вам нужен психолог! Или близкий давний друг с бутылкой водки и шоколадкой, или женщина под вино… выбор огромный!
Я бы хотел быть молодым, вернуться в прошлое, хотел бы, что вернулись в жизнь умершие друзья… но, обратной дороги нет.
В рынке я давно, на бирже не торгую. Я форекс-трейдер. Живу тоже в кайф.
Если Вы уверены, что депрессия — это не про Вас, то что ж, Вам видней...
Ну, пусть будет так…
Если у Вас такой настрой, посмотрите философский фильм «Человек и его собака», — это последняя роль Бельмондо. Должно понравиться.
👍
Локти болят не от старости, а от блоков🤣🤣🤣🤣
Низкопробное говно… ничего стоющего ни в одном списке.
И эскортница и врач сделали свой выбор самостоятельно — а значит деньги всегда и были их мотивацией, где тут трагедия? Трагедия когда женщина идёт на панель по принуждению или это единственный способ не умереть с голоду, но здесь совсем другой случай.
Ну и наконец про побыстрее стать взрослым, а потом желании остановить время — когда говорят о бессмертии в реальности хотят не бессмертия, а вечной молодости, ни вечно быть ребёнком ни вечно быть стариком никто не хочет. И на самом деле это тоже инфантилизм и глупость — возможность жить вечно превратит людей в ни на что не способных невротиков вечно трясущихся от страха за свою никчёмную и бессмысленную жизнь.
— Он сказал, что вы обязательно вернетесь.
спору нет.
вот только, что-то кишечник его с трудом воспринимает, нынешнее кино,
выворачивает частенько
Западные фильмы интересно смотреть хотя бы чтобы отслеживать какие идеи и нарративы они продвигают.
Посмотрел. Апексимова — сексуашка))))
Привет Невинке