ВТБ выполнил все условия, без которых санация Банка Москвы была невозможна. Новый хозяин проблемного столичного банка консолидировал 75% его акций.
Фото: ИТАР-ТАСС
ВТБ достиг принципиальной договоренности о консолидации 75% акций Банка Москвы. Об этом сообщил 15 июля глава ВТБ Андрей Костин.
До пятницы крупнейшим акционером проблемного банка был ВТБ, который владел 46,48% акций. С учетом доли в Столичной страховой группе (ее аффилированная структура владеет 17,32% в Банке Москвы) непрямое владение ВТБ в Банке Москвы составляет 50,8%, подсчитали аналитики Альфа банка. Еще 6,86% — у кипрской Durland investments limited, 4,51% — у Plenium invest ltd с Британских Виргинских островов. Оба оффшора недавно приобрели акции и не раскрывают бенефициаров. На «остальных акционеров» — 4,92%, в которой доля Сулеймана Керимова составляет 3,88% (приобрел в марте у Goldman Sachs).
Теперь ничто не мешает ВТБ получить государственную поддержку на санацию весной приобретенного актива.
Напомним,
соглашение о санации Банка Москвы было достигнуто между ЦБ и Агентством по страхованию вкладов (АСВ) 30 июня. «Предполагается увеличение уставного капитала ОАО «Банк Москвы» на сумму 100 млрд рублей за счет инвесторов – организаций группы ВТБ, — говорится в совместном заявлении АСВ и ЦБ. — Агентство по страхованию вкладов предоставит ОАО «Банк Москвы» обеспеченный залогом заем на сумму 295 млрд рублей по ставке 0,51% годовых на срок 10 лет. Средства на эти цели в виде кредита Агентству по страхованию вкладов на срок 5 лет по ставке 0,5% годовых предоставит Банк России».
Ожидается, что соглашение с Агентством по страхованию вкладов (АСВ) банк Костина подпишет уже на следующей неделе.
Где взяли
Между тем, аналитики еще несколько дней назад говорили, что де-факто у ВТБ уже есть 75% акций Банка Москвы, но сделку нужно было оформить юридически.
Многие эксперты предполагали, что недостающий пакет акций ВТБ выкупит о крупнейшего миноритария Виталия Юсуфова, который в свое время приобрел 19,91% акций у экс-главы Банка Москвы Андрея Бородина.
Однако буквально накануне в интервью «Коммерсанту»
Виталий Юсуфов заявил: «Пока мне не было сделано предложения о выкупе моего пакета. Ситуация с другими миноритариями мне неизвестна».
Он не сказал, по какой цене готов был продать свою долю. «Из опыта других транcакций, которые мне приходилось делать в отношении компаний, чьи акции котируются на рынке, обычно цена формируется из средневзвешенной стоимости за какой-то период — три месяца, шесть месяцев. Поскольку это позволяет исключить единомоментные падения вниз либо взлеты наверх», — сказал Юсуфов.
При этом он сообщил, что месяц назад подал запрос в Банк России об увеличении своего пакета в Банке Москвы до блокирующего. ФАС в июне согласовала его обращение, но ЦБ сделку не одобрил.
Начальник аналитического департамента Банка Корпоративного финансирования Максим Осадчий предполагает, что 28,52% акций, недостающих до требуемых 75%, ВТБ все-таки получил у Юсуфова, а, возможно, и у Сулеймана Керимова.
«Вероятность того, что ВТБ получит акции Банка Москвы, принадлежащие «Столичной страховой группе», невелика, так как для ССГ это была бы крупная сделка, а информация о ней отсутствует», — говорит Максим Осадчий.
При этом он отмечает, что нет ничего странного в том, что ВТБ удалось консолидировать 75% акций. «В совокупности доля ВТБ (46,48%), «официальная» доля Юсуфова (19,91%, владелец — компания Losanp), бывшая доля GCM (6,86%, сейчас владелец — компания Durland), контролируемая или Юсуфовым, или де-факто ВТБ, и доля Керимова (3,88%), в сумме дают 77,13% уставного капитала», — говорит Максим Осадчий.