Блог им. AlekseyMatveev

Золотые монеты с 1 сентября можно будет продать только банку.

Торговые организации и монетные дилеры должны консолидироваться и в едином ключе транслировать свою точку зрения государству. К такому выводу пришли представители рынка монет на апрельском вебинаре, организованном журналом «Золотой червонец». Онлайн-встреча была посвящена изменениям в правилах скупки и продажи изделий из драгоценных металлов и/или драгоценных камней.

Монеты — как предмет скупки

В случае одобрения рассматриваемого проекта подзаконного правового акта представителями Минфина, Банка России и Правительства его положения вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Один из ключевых вопросов, который волнует профильный рынок — это намерение властей ограничить обращение монет из драгоценных металлов на вторичном рынке, исключив их из предметов, разрешенных к скупке у физических лиц — граждан, объяснил Дамир Хамматуллин, юрист группы компаний «Золотой Монетный Дом».

«На наш взгляд, ни в коем случае не следует исключать монеты из предметов, разрешенных к скупке монетными дилерами у граждан. Ведь именно монеты, в отличие от слитков, обладают целым рядом преимуществ для рядового инвестора, в том числе по той причине, что для их приобретения в большинстве случаев не требуется существенный стартовый капитал, а некоторые монеты обладают уникальным дизайном и представляют из себя подлинные шедевры искусства и нумизматики.

При этомпринятие новых Правил скупки может привести к тому, что у граждан останется возможность продать монеты только банку, а успешно развивающийся в последние годы рынок инвестиционных монет из драгоценных металлов значительно сузится и в немалой степени потеряет свою привлекательность для физических лиц, которые в первую очередь формируют ключевой спрос на нем и выбирают монеты в качестве инструмента вложения имеющихся у них денежных средств. 

В свою очередь, уже в ближайшей перспективе это повлечет за собой соответствующий негативный тренд не только для главного эмитента таких монет — Банка России, но и для подведомственных ему банков.

Не секрет, что для многих кредитных организаций (в т. ч. банков) реализация монет не является профильным бизнесом. Поэтому они не стремятся предложить гражданам выгодные условия. Работа с рядовым инвестором, которого чаще всего интересуют штучные розничные продажи, для них тоже не в приоритете. И это может поставить под угрозу вторичный рынок», — объяснил Дамир Хамматуллин позицию «Золотого Монетного Дома».


Эксперт выразил опасение, что принятие поправок поставит рынок в положение, когда монетные дилеры смогут закупать монеты только у банков, после чего продавать их гражданам, но не смогут скупать их у них, что станет существенным ударом по вторичному рынку. В худшем случае это спровоцирует развитие теневого сегмента, ведь из-за отсутствия законного способа продаж граждане будут искать другие пути. Пострадают в такой ситуации все стороны, поэтому основная цель компаний сейчас — это добиться внесения монет в перечень предметов скупки.

 

К прозрачности рынка драгметаллов

Генеральный директор компании «ЛОТ-ЗОЛОТО» Андрей Жирных в качестве члена президиума ассоциации и НП «Опора России» принимает участие в разработке поправок, передавая точку зрения отрасли Минфину. Он пояснил, что государство стремится добиться прозрачности индустрии драгметаллов. 

В частности, озвучил позицию Федеральной пробирной палаты, которая заключается в том, что обращение монет, изготовленных из драгоценных металлов, должно получить соответствующее отражение в ГИИС ДМДК, а все компании, которые занимаются приобретением и реализацией драгметаллов, в обязательном порядке должны стоять на спецучете в ГИИС ДМДК. И логично, что на скупку такой продукции необходимо соответствующее разрешение. Если дальше монеты пытаются реализовать, то их необходимо проводить через ГИИС ДМДК.

Сейчас такую продукцию в системе регистрировать не надо, поэтому Минфин не может отслеживать их движение на рынке. Банки противятся обязательной регистрации и активно пользуются имеющимся сейчас правом этого не делать. Раньше оно распространялось и на слитки, однако с недавних пор их обязательно проводить через систему. Вероятнее всего это предстоит и в части монет, считает Андрей Жирных.

«Единственное, где монеты действительно упоминаются, — это правила заготовки. В них сказано, что монеты категорически нельзя приобретать. Это логично, потому что изготовители занимаются товарами, потерявшими потребительские свойства. Однако если внимательно прочитать те изменения в правилах реализации, которые есть сейчас, то на сегодняшний день скупщик, приобретший монету, может спокойно ее реализовывать в рамках тех правил, которые прописаны», — пояснил эксперт.

Андрей Жирных добавил, что если компания приобретает изделие из драгметалла, оно становится предметом, введенным в гражданский оборот, соответственно, на такие сделки обязательно иметь лицензию. Таким образом, многим участникам рынка придется ее получить. При этом эксперт отметил, что на сегодняшний день эта процедура настолько упрощена, что через полгода она может получить уведомительный характер. Если у кого-то возникнут проблемы с ее оформлением, «Опора России» готова помочь и дать рекомендации по подготовке документов.

Сейчас в отрасли царит разобщенность и отсутствует единое мнение у всех ее участников. Государство не всегда досконально знает методику бизнеса, потому принимать правильные решения, чтобы всем представителям индустрии работалось комфортно, оно сможет только после привлечения к процессу обсуждения игроков рынка, высказал свое мнение Андрей Жирных.

«Для регуляторов небольшие компании монетного рынка практически не заметны. Чтобы о нас знали, нужно заявить и постоянно напоминать о себе. Чем меньше у госорганов информации, тем больше принимается решений, которые вредят нашему сегменту», — заключил эксперт.

Продажа и скупка монет

Монетный бизнес делится на два направления. Первое — когда изделия скупают, чтобы в дальнейшем отправить на заготовку или переплавку. Второе — приобретение монет с целью последующей перепродажи. Во втором случае, идеологически было бы правильно вести поштучный учет монет, а не вносить данные по ним в ГИИС ДМДК и вести учет по весу (в граммах), считает основатель компании «Золотой запас» Артак Босоян. Однако в реальности следовать такому пути затруднительно.

«Мы ходим между «Сциллой и Харибдой», где с одной стороны нас регулирует Минфин, а с другой — ЦБ. В силу того, что именно Центробанк выступает денежным эмитентом, для нас, как для монетных дилеров, компромиссным решением могла бы быть регистрация монетных сделок в ГИИС ДМДК. Проблема, однако в том, что мы этими монетами торгуем поштучно, а не по-граммно, и более того, у многих монет (в частности, редких коллекционных) в цене заложена большая нумизматическая составляющая, и фактическая цена монет может очень сильно отличаться от цены металла, буквально в разы. 

В таких случаях проводить по-граммный учет было бы неверно. Этот нюанс необходимо учесть в законе: в части, касающейся скупки, следовало бы ввести поштучный учет тех монет, которые имеют статус платежного средства», — объяснил свою позицию Артак Босоян.

Независимый эксперт Валерий Лебедев считает, что нынешняя редакция поправок для монетного рынка не применима, она требует доработки с учетом потребностей сегмента. Если новые правила официально примут, развитие отрасли сильно пострадает, и многие ее игроки вынуждены будут уйти в тень.

«Монетный рынок в нашей стране еще не так развит, как в некоторых других государствах. И получится, что когда мы увидим все эти поправки в действии, рынок просядет и восстанавливать его будет сложно», — поделился своими опасениями Валерий Лебедев.

Диалог государства и бизнеса

Вице-президент компании «Золотая Плата» Алексей Вязовский также высказал опасения по поводу возникновения черного рынка в случае утверждения рассматриваемой редакции правил. Он отметил, что монетная отрасль России попала в ситуацию, когда государство активно поддерживает сторону развития отечественного рынка, а это может затормозить реализацию иностранной продукции. Эксперт подчеркнул, что игрокам рынка необходимо объединяться и создавать некий канал коммуникации для обмена информацией.

По мнению Андрея Жирных, глобальная проблема заключается в том, что все молчат. Участники рынка опасаются писать в Минфин, ФПП России и профильные комитеты, в комитет Госдумы по финансовому рынку, а также в комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

«Важно не молчать, дать какой-то конструктивный запрос и на него получить ответ, а уже в рамках этих ответов вести детальную работу. Рынок разобщен. В условиях этой разобщенности Минфин представляет документ, на который никто не дает никаких комментариев. Соответственно, его запускают в работу, а нас принятые правила не устраивают. Чем активнее мы даем комментарии к тому, что что-то не работает, тем больше вероятность, что поправки будут скорректированы в наших интересах», — подчеркнул Андрей Жирных.

Основатель компании Goldex Дмитрий Плущевский высказал мысль о том, что, вероятнее всего в ближайшем будущем монетным дилерам придется задуматься об изменении бизнес-модели. Остановить готовящиеся поправки в законодательстве невозможно, необходимо подстраиваться, предлагая откорректировать в них какие-то совсем противоречивые положения. Эксперт считает, что монетные дилеры будут обречены, если не пойдут «в народ», навстречу ожиданиям граждан. Тогда на рынке будут утверждаться более крупные игроки вроде аффинажных заводов и ювелирной розницы. Чтобы такого не произошло, частным компаниям необходимо развивать и внедрять новые технологии и открывать новые филиалы, подытожил эксперт.

[источник]

★1
20 комментариев
Халява закончилась, негоже холопам золото иметь. Теперь купить монеты можно будет только в банке, паспортные данные тех кто купил имеются, теперь когда надо приедут изымут, кто не сдаст в тюрьму.
avatar
Николай, видимо, очень нужно властьимущим сжечь накопления граждан в топке инфляции и девала...
avatar
Николай, не должны холопы иметь никаких накоплений, не подверженных инфляции… Иж чего надумали.
Валерий Крылов, золото не подвержено инфляции? 
Николай Помещенко, меньше, чем любые фиатные деньги
Николай, не просто паспортные данные вносят, а даже паспорт сканируют
Николай, в чём халява? золото — убогая инвестиция
Николай Помещенко,  расскажите это инвесторам в фондовый рынок РИ 1917 г.
В физическом золоте можно сохранять и переносить через века (при определенных условиях) ценность капитала.
avatar
Николай, учитывая, что оно нафиг не надо, потеря не велика.
avatar
Николай, купить насколько я понимаю можно будет не только в банке, а вот продать только в банк :)
ожидаемо.
Пи@расы.
Значит, многие уйдут в тень.
avatar
 Не нашел нигде проекта, только эта статья
₽100, наверное, автор взял его с ИА Панорама)
avatar
Ближе к монопольности тем что выгодно
avatar
 у нас пенсионеры обожают золото и недвигу, хз что с этим делать.
может из-за того, то в совке ничего другого для инвестиций не было...

но почему надо в кризис связываться с диким неликвидом — не понимаю. совершенно не логично

Лютейший бред. Отвалится вся тема с инвестиционными монетами наглухо. Плюс как из-за границы себе привозить монеты? Никак, потому что это нелегально будет? Люди будут выезжать в Беларусь, там обмениваться, и возвращаться обратно?
Экстримально тупые костыли, я могу ещё понять разговор про крупные слитки на 10-15 кило, что мол, да, их нельзя продавать кому угодно, вывозить, и так далее. Оставьте потребительский сегмент в покое. Рынок и так небольшой. 
Не инвестиционными, а коллекционными монетами*
Автор, откуда дровишки?))
avatar

GOLD, источник указан внизу статьи :)

Вообще документ в сети есть, но там странности на каждом шагу.

Например.

«Продажа монет из драгоценных металлов, в том числе принятых на комиссию от физических лиц, осуществляется при наличии документа, подтверждающего подлинность, на каждую монету»

Экспертизу каждой монеты что ли проводить :) Как отличить одну от другой, если на них нет номеров? Заключать каждую в слаб?

В общем там читать и вникать. Выше описано мнение участников рынка с ФИО.

Так что вопросы к ним, как они трактуют правки.

 


теги блога Алексей Матвеев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн