United Technologies и Raytheon проводят слияние лишь ради масштаба
10 июня 2019, 18:56
United Technologies не ищет легких путей. Промышленный конгломерат договорился о покупке Raytheon, чтобы создать вторую по продажам оборонно-космическую компанию США, и одновременно работает над выделением других бизнесов.
Акционеры обеих компаний, судя по первой реакции котировок, оценили эту сделку умеренно позитивно. Однако если судить по слиянию и разделению DowDupont, то акционерам предстоят трудные времена. При этом представления о том, что изменения в аэрокосмической индустрии будут способствовать консолидации, не бесспорны.
После того, как бизнесы будут выделены, на долю гражданской и оборонной авиации будет приходиться примерно по 50% выручки объединенной компании. Из состава UTC в нее войдут Collins Aerospace (производитель компонентов двигателей и шасси), а также производитель двигателей Pratt & Whitney. Raytheon специализируется на радарах и ракетах и получает 68% продаж от контрактов с правительством США.
Логика этой сделки состоит в том, что вместе компании смогут добиться более выгодных цен от поставщиков и клиентов, в то время как оборонный бюджет США, как ожидается, прекратит рост, а беспрецедентный спрос на гражданские самолеты, возможно, близится к завершению. Поскольку крупнейшим клиентом компании будет Министерство обороны США, она делает ставку на такой расклад.
Однако, быть может, компания добивается таких масштабов только ради самих этих масштабов. Доли объединенной компании на соответствующих рынках не обязательно вырастут. По оценкам аналитиков Bernstein Research, источники выручки компаний дублируют друг друга менее чем на 14%, преимущественно в сегменте датчиков и других систем распознавания. Компании утверждают, что в течение первых четырех лет после закрытия сделки благодаря синергии они будут экономить по 1 млрд долларов в год. Но по сравнению с общей рыночной стоимостью, которая, вероятно, составит как минимум 100 млрд долларов, это просто мелочь.
Успешность объединения будет зависеть от Тома Кеннеди из Raytheon и Грега Хейса из United Technologies, которые будут совместно интегрировать компанию, а через два года после закрытия сделки Хейс станет председателем и гендиректором. Из-за ложности аэрокосмической индустрии эффективно управлять несколькими бизнесами одновременно будет непросто. Именно по этой причине Boeing и Airbus пока что предприняли лишь скромные попытки работы на весьма прибыльном рынке постпродажного обслуживания.
Также есть риск того, что корпоративная реорганизация обрадует банкиров, но будет отвлекать руководство, в результате чего стоимость для акционеров снизится. Акционеры Raytheon получат акции более компактной United Technologies, из которой будет выделен бизнес лифтов Otis и подразделение строительных систем Carrier. Сделка позиционируется как равноправное слияние, однако акционеры, вероятно, не будут знать, что именно они получат, до тех пор, пока не станет известна стоимость независимой компании. Возможно, это произойдет ближе к тому моменту, когда будут выделены указанные бизнесы.
Эта сложная сделка напоминает ту, которую только что завершила бывшая DowDuPont. Химические гиганты Dow и DuPont анонсировали слияние в декабре 2015 года, однако позднее решили разделиться. Эти планы были окончательно завершены только в текущем месяце. За два года, предшествовавших этому моменту, компания потеряла около четверти своей стоимости.
Корпоративная структура UTC достаточно сложна и без этой сделки. Помимо того, что ей предстоит выделение Otis и Carrier, в конце прошлого года компания завершила приобретение Rockwell Collins. Кроме того, она столкнулась с проблемами со своим новым турбовентиляторным двигателем с редуктором вентилятора. Это двигатель предназначен для таких узкофюзеляжных лайнеров, как популярный Airbus A320neo. Компания сейчас также рассматривает вопрос о производстве двигателей для нового самолета Boeing среднего размера.
UTC могла бы обдумать более полезные и менее сложные слияния. Например, купив британского производителя Rolls-Royce, она действительно укрепила бы свои позиции на рынке двигателей, поскольку начала бы выпускать двигатели для более крупных самолетов. Теперь это выглядит менее вероятным. Что касается Raytheon, ее маржа испытывает давление преимущественно в подразделении ракетных систем – из-за многочисленных задержек и технологических трудностей. Слияние лишь замаскирует эти проблемы.
Предложенная сделка, вероятно, не вызовет опасений у регуляторов, поскольку бизнесы компаний почти не дублируются. Однако именно поэтому инвесторам стоит отнестись к ней скептически.